Николай Сербский - Миссионерские письма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Миссионерские письма"
Описание и краткое содержание "Миссионерские письма" читать бесплатно онлайн.
«Миссионерские письма» сербского Златоуста, владыки Николая (Велимировича) - замечательный и в своем роде непревзойденный памятник духовной литературы XX века. Трудно сравнить с чем-либо еще разнообразие адресатов и остроту вопросов, на которые даются ответы в этих письмах. С профессором и железнодорожником, с садовником и протестантским пастором, с верующим и сомневающимся, с бедным и богатым на равных говорит Владыка, с равной любовью отзываясь на во-прошания дерзкие и смиренные, каждый раз находя необходимые, яркие, запоминающиеся слова. Поистине эта книга - одна из лучших современных апологий святого Православия, где в каждом отрывке - отблеск «золота, переплавленного семью Вселенскими Соборами».
Некогда апостол Павел писал одному господину, Филимону, о его рабе Онисиме, прося Филимона принять его обратно, и принять не как раба, а как брата возлюбленного. Прими его, — говорит он, — как меня [313]. Вот и я прошу Вас: примите этого благочестивого Спасое, христианина, такого же, как Вы. Господь наш Иисус Христос умер на Кресте за вас обоих. Слуга напился по Вашему повелению: видите, он предан Вам настолько, что даже впал в грех ради Вас. Примите его скорее, чтобы он невольно не разгласил неправду Вашу перед людьми и пред Господом.
Письмо 219 вождю некой партии, о молитве за гонителей
Вы спрашиваете меня: “Почему Церковь ненавидит коммунистов?”. Кто Вам сказал? Церковь не может ненавидеть своих врагов. Церковь осуждает не коммунистов, то есть не людей, а их дела. Церковь осуждает насилие коммунистов — убийство Царской Семьи, Царских Детей, убийство множества архиереев и священников, аресты и гонения христиан, поругание веры, осквернение святынь, святых мощей, продажу икон и богослужебных предметов, превращение храмов в театры; осуждает хулу на Бога, запрещение молитвенных собраний, возвеличивание Иуды и сатаны, уничижение человеческого достоинства и низведение человека до уровня обезьяны, уподобление человека винтику в огромной государственной машине, материалистическое ослепление, которое отрицает Бога, душу, духовную реальность. Вот что осуждает и всегда осуждала Церковь. Все это неугодно Богу и Церкви.
Но то, что Церковь ненавидит людей, даже гонителей, неправда. Неправда, что Церковь ненавидит русских коммунистов как людей. Нет в ней ненависти: Церковь молится за них. Поверите ли Вы мне, если скажу Вам, что Церковь молится за русских коммунистов? Церковь не забыла заповедь Своего Учителя: молитесь за врагов ваших, благословляйте проклинающих вас [314]. Полная глубокой скорби за них, людей, нередко крещеных, Церковь со слезным вздохом молится о них Христу. Как она молится? Так, как научил Христос: Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят! [315] Отверзи им, Отче, очи духовные, да прозреют и Тебя узрят. Вразуми их, Христе, да познают, что без Тебя не могут творити ничесоже [316]. Отрезви их, Господи, от ненависти к Тебе и людям Твоим.
Так молится Церковь с верой, что Господь услышит ее, ради блага гонителей ее и блага всего рода человеческого.
Письмо 220 изгнанным из рая, о воскресении мертвых
Разве вы не слышали? Разве не слышали, что рай снова открыт? Но не на земле, а на небесах. Не временный, а вечный, и что в этот вечный рай вошли преступник, и разбойник, и нищий. Преступник Адам, разбойник с креста и нищий Лазарь. Христос воскрес и воскресением Своим отверз врата небесного рая детям Адама. И многие уже вошли в этот рай, который никогда впредь не будет утрачен, из которого уже не будет изгнания. Если вы слышали об этом и вас продолжает угнетать страх смерти, то тщетно слышали. Если же вы слышали и приняли эту радостную весть в сердце, тогда воскресение ваше уже на пороге: воскрешение уже началось и закончится воскресением. Если эта радостная весть стала жизнью вашей жизни, то смерть для вас просто детская игрушка, она для вас словно плененный раб, ведомый в цепях победителем.
Разве вы не слышали? Разве вы еще не слышали, что Воскреситель исполнил обетование Божие, данное Адаму, первому изгнаннику? — От семени Жены явится Некто, Кто сотрет главу лукавой лжи, главу змия преисподней [317]. И явился Богочеловек — Бог, умалившийся до человека, и Человек, вознесенный до Бога, явился в юдоли слез и рыданий изгнанников из рая. И принес освобождение рабам, жизнь — мертвым, здоровье — больным, радость — печальным, любовь — озлобленным, то есть самые драгоценные дары и сладчайшие плоды с Древа жизни. Убрусом милости осушил Он слезы плачущим. Силой Божественной воскресил дочь Иаира, сына наинской вдовы, Лазаря четверодневного, души грешников и умы апостолов. И вся природа кланялась Ему, а рабы природы радовались. Если вы слышали об этом, почему вы до сих пор печальны? Почему ходите, низко склонив головы, ступая по собственным слезам? Если вы сердцем приняли эту радостную весть, положите конец рыданиям.
Разве вы не слышали? Разве вы еще не слышали, что грех первого изгнанника из рая, праотца всех изгнанников, искуплен, искуплен и омыт Кровью Любви на Кресте? Грех тот заключался в отпадении детей от Отца, брата от брата, в раздорах и ненависти из поколения в поколение, из рода в род. Любовь детей к Отцу угасла, любовь брата к брату утрачена. Разве вы не слышали, что Христос остановил испепеляющий ветер греха и усмирил безумие бури — ветер и бурю, которые веками гасили и погасили тот огонь любви? Разве вы не слышали, что Он возжег новый огонь в остывшем очаге любви? Если вы слышали об этом, почему вас до сих пор отягощают бремена изгнанников? Почему не сбросите эти мешки, полные праха, с душ своих, с очага души своей? Если вы сердцем приняли эту радостную весть, тогда у душ ваших уже должны вырасти по два крыла — боголюбие и братолюбие, два крыла, подобные орлиным. С этими чудесными крыльями существо ваше снова будет крылатым, и снова сможет оно возноситься к небесам, в рай небесный, в Царство крылатых Херувимов, в бессмертное Отечество Господа Воскресителя.
Письмо 221 одинокому человеку, о душевном покое
Все у тебя есть, только покоя нет. Все бы ты отдал за покой, но нет тебе покоя. Беспокойство овладело твоей душой с военной поры, беспокоишься о том, не убил ли ты кого-нибудь. Может быть, сейчас какая-нибудь мать скорбит о единственном сыне, которого ты убил, а с матерью скорбят и жена, и дети, и братья… Может быть, проклинают они его убийцу, а убийца — ты. Кто знает, что ждет тебя и твоих детей? С этими мыслями ты ходишь и работаешь, ложишься и встаешь. Беспокойство и страх люто терзают твою душу.
Разве не слышишь на каждом богослужении благословение Церкви Божией: мир всем! Кто еще в мире произнесет такие чудесные слова — мир всем! С таким теплом, любовью и глубоким значением. Мир политический и гражданский, мир внешний и внутренний, между людьми и между народами, мир с Богом и с совестью, мир с хвалящими и хулящими, с жизнью и смертью — одним словом, мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши (Флп. 4, 7). Такой мир проповедует людям Церковь Божия.
Поклонись Господу Иисусу, припади к Его окровавленным стопам и обретешь покой: Ибо Он есть мир наш (Еф. 2, 14). И когда Церковь говорит: “Мир всем!”, то это равнозначно тому, как если бы сказала: Христос всем! Христос со всеми вами! Христос в вас! Аминь.
Христос, Мир твой, да пребудет в тебе!
Письмо 222 Братству N., о тех, кто отпадает
Я всегда с радостью вспоминаю вас и благодарю Бога, что в наше время есть такие ревнители веры и чистоты. К вам можно отнести слова апостола: как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте добродетелью (ср.: 2 Кор. 8, 7). А вера — главная движущая сила ваших душ, главная сила слова, главный свет разума и главный двигатель всякого вашего делания ради спасения. И примером того, какая рождается сила, когда соединяется народ и народная интеллигенция, служите вы.
В вашем братстве объединились образованные и необразованные, крестьяне и чиновники, но все чувствуют себя братьями и рабами Божиими. Каждое воскресенье не умолкают слова покаяния и молитв в вашем храме. Огорчают вас только некоторые, отпавшие от братства и вернувшиеся к своей прежней жизни и старым привычкам. Им милее грязное рубище греха, чем чистая риза добродетели. Дым сигарет в кабаках им приятнее, чем благоухание ладана, бессмысленные песенки их чаруют больше, чем церковные песнопения. Все они носят апостольские и святительские имена, похваляются своим сербством и Православием.
Что поделаешь? И от Христа уходили. Разве вы не читали в Евангелии: С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6, 66)? Что же? Осуждать, обсуждать их позор и падение? Ни в коем случае. Будет намного лучше и полезнее для них, если они узнают, что мы молимся о них и помним о чистоте их жизни и поведения, когда они еще были в братстве. Как будто мы ничего не знаем об их нынешнем помрачении, которое скрыло солнце их души, как будто мы знаем только об их сиянии!
Молитва о них и воспоминание их прежней доброй жизни рано или поздно тронет их души. И думаю, что вы снова обретете своих заблудших братьев и будете радоваться за них вместе с Ангелами.
Да обрадует вас Господь.
Письмо 223 писателю Васо Д., о богоборцах
Ваше сердце сжимается от скорби о том, что московские безбожники осквернили всенародное празднование Пасхи новым богохульством. Не первый раз мы видим, что накануне Воскресения Христова они готовят целый арсенал поруганий, хулы и безобразий, чтобы в праздник обрушить их на голову и совесть братского нам русского народа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Миссионерские письма"
Книги похожие на "Миссионерские письма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Сербский - Миссионерские письма"
Отзывы читателей о книге "Миссионерские письма", комментарии и мнения людей о произведении.