Пьер Монтэ - Египет Рамсесов
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Египет Рамсесов"
Описание и краткое содержание "Египет Рамсесов" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга П. Монтэ была написана для широкой публики, однако она насыщена качественной информацией, несомненно интересной и специалистам. Хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от большинства книг, издаваемых в научно-популярных сериях, она является результатом работы крупного египтолога-профессионала. Живое воображение, литературный дар, истинно французская легкость слога и мягкая ирония делают эту книгу увлекательным чтением, доступным читателям разного возраста и уровня образования.
Широко распространенный в Египте, этот культ был притягателен и для чужеземцев, хлынувших в Египет в I тысячелетии до н.э. Поэтому он стал одним из главных прообразов Сераписа.
Птах, Сехмет, Себек
Птах – согласно «Мемфисскому богословскому трактату», древнему тексту, дошедшему до нас в поздней записи, бог-творец, создавший мир посредством слова. Имя его иногда в текстах сопровождается эпитетом «Татенен» («Поднимающаяся земля») – так звали древнего локального мемфисского бога, отождествленного с Птахом. Женой Птаха считалась Сехмет, а сыном – Нефертум. Одной из наиболее заметных функций бога было покровительство ремеслам.
Ра – бог солнца, плывущий в своей дневной ладье по небесному Нилу, а в ночной – по подземному, где ему приходится сражаться с змеем Апопи (Апопом) и другими силами зла и мрака. Оттеснив Атума на роль вечернего солнца, Ра – дневное солнце – становится демиургом, из слез которого возникают люди, главой гелиопольской Эннеады, «отцом богов». Особый расцвет его культа происходит при V династии, когда строятся гигантские храмы в его честь, а фараоны включают в свою титулатуру эпитет «сын Ра», ставший ее неотъемлемой частью.
Популярность этого бога была столь велика, что с ним стремились отождествить разных богов, желая таким образом повысить их значение в пантеоне (яркий пример – Амон-Ра, также Монту-Ра, Ра-Хорахти). Изображался Ра, как и другие солнечные боги, в виде сокола или человека с головой сокола, в двойной короне с царскими инсигниями.
Себек – бог-крокодил, почитавшийся особенно в Фаюме (греч. Крокодилополь). Как владыка вод, он был связан с Нилом, приносящим земле плодородие. Тексты пирамид объявляют его сыном Нейт, а более поздние тексты сообщают о крокодилах-ткачах в Саисском храме.
Тот, Хонсу, Сетх
Сетх (Сутех, Сет) – один из древнейших египетских богов, почитавшийся уже при II династии как покровитель фараонов. В Текстах пирамид он представлен воителем, спасшим Ра от Апопи. В то же время этот бог ассоциируется с бурей, грозой, пустыней, в мифах об Осирисе объявляется коварным убийцей. Плохую услугу культу Сетха оказало его отождествление с Баалу – богом гиксосов во II Переходный период. Постепенно начинают превалировать представления о нем как о воплощении зла, появляются специальные тексты проклятий Сетху, и даже его имя в надписях заменяется пустым местом. Одной из локальных ипостасей Сетха был Немти (прежде читали «Анти»).
Сехмет (Сохмет) – в Мемфисе считалась женой Птаха и матерью Нефертума. Грозная богиня войны, солнечного жара, изображалась с львиной головой. Она обладала эпитетом «Око Ра» и отождествлялась с другими могучими богинями: Тефнут, Мут, Хатхор. Сехмет могла наслать страшную болезнь и сама же могла исцелить ее – врачи в эпоху Древнего царства являлись ее жрецами.
Татенен – см. Птах.
Тауpт – богиня, почитаемая как покровительница родов и материнства, охранительница дома. Изображалась в виде самки гиппопотама. Сохранились сосуды (для молока?) в виде статуэток Таурт.
Тефнут – в гелиопольской космогонии богиня влаги, дочь Атума, супруга Шу, мать Геба и Нут. Тефнут провозглашалась и дочерью Ра, его Оком, уничтожающим всех врагов. Отождествлялась с львиноголовыми Сехмет, Мут. Известен миф об уходе Тефнут – Ока в Нубию, вследствие чего в долине Нила наступила засуха. Миф завершается возвращением богини в Египет по просьбе Ра, пославшего за ней Тота и Шу (по другому варианту – Онуриса).
Тот – один из самых интересных богов, центром культа которого был Шмун (греч. Гермополь). Он почитался как изобретатель иероглифики, покровитель мудрецов и писцов. Исполняя в пантеоне роль везира, он составлял письма к богам и обладал эпитетами «Сердце Ра», «Язык Птаха». Его магическая мощь покоилась на знаниях тайных имен божеств, что позволяло ему наблюдать за порядком во всей вселенной (возможно, из-за этой параллельности функций он считался мужем Маат). В качестве олицетворения Луны он представлялся создателем календаря, вел счет дням и записывал в специальные летописи дни рождений и смертей. Он же фиксировал результат взвешивания сердца покойного на загробном суде Осириса, следя при этом за точной работой весов.
Священными животными Тота были павиан и ибис. Представления о Тоте оказали влияние на античный образ Гермеса Трисмегиста.
Уаджет (Уаджит) – «Зеленая» – богиня-кобра, изображение которой (сначала как самостоятельное украшение, потом на короне) украшало голову царя с Древнего царства. В паре с коршуном Нехбет она символизировала власть фараона над Нижним и Верхним Египтом; их имена, как имена «обеих владычиц», включались в царскую титулатуру, видимо, с Менеса. Культовым центром Уаджет был город Не (вместе с соседним городом Деп – греч. Буто), одна из древнейших столиц Дельты.
Упуаут – «Открывающий пути» – бог в облике черного пса, в отличие от Анубиса изображался стоящим, а не лежащим. Бог-воитель, проводник Осириса и Хора, поэтому его эмблему несли перед царскими и религиозными процессиями. Как и Анубис, считался богом умерших.
Xапи – бог Нила, дарующего жизнь Египту, и поэтому любимый во всей Долине. Начало разлива Нила – «приход Хапи» – было праздником Нового года, когда реке приносили жертвы (в исторические времена – свитки папирусов со списками жертв). От времени Среднего царства дошли гимны, воспевающие Хапи как творца всего сущего. Изображали бога тучным человеком (андрогинные черты облика подчеркивают его сущность бога плодородия) с сосудами в руках, из которых льется вода (согласно представлениям египтян, Нил выходил из подземного царства в пещере на самом юге страны).
Xатхоp – «Дом Хора» – богиня неба (обиталища солнечного бога). Изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами и солнечным диском между ними. Видимо, главная богиня в пантеоне Раннего царства; она считалась матерью Хора, что отразилось и в Текстах пирамид. Потесненная в этой роли Исидой, Хатхор осталась одной из самых популярных богинь, отождествление с которой сулило локальным «владычицам» возвышение их культов. Обладающая эпитетом «Око Ра», она отождествлялась с Тефнут (см. миф о возвращении из Нубии любимой дочери бога солнца), Сехмет (миф об истреблении людей), Исидой, Нейт, Баст и др. В то же время Хатхор – богиня любви, веселья, музыки, танцев, пирушек («владычица опьянения»). Уже в эпоху Раннего царства ее культ проникает за пределы страны – она считалась покровительницей экспедиций на Синай («владычица бирюзы»), в Пунт и Нубию. Образ Хатхор повлиял на иконографию некоторых богинь Восточного Средиземноморья.
Xнум – бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге из глины людей и их Ка. Почитался по всему Египту, но особенно на юге (о-в Элефантина, Эсне), где его называли «владыкой порогов Нила». Изображался в виде барана или человека с головой барана.
Хатхор, Хор, Хнум
Xонсу – «Странствующий» – в фиванской триаде сын Амона и Мут, бог луны, исцелитель, прогоняющий злые силы. Изображался в виде подростка или мальчика с «локоном юности» (прическа для несовершеннолетних), с серпом и диском луны на голове.
Xоp – один из самых многозначных образов в египетском пантеоне, воплощавшийся в разных ипостасях, чаще всего сокола, или человека с головой сокола, или крылатого солнечного диска с двумя уреями по бокам. Он представлялся богом неба, глазами которого были солнце и луна, или самим дневным светилом. С додинастического периода он почитался как покровитель власти фараона, его земное воплощение (Осирис – умерший царь); его имя являлось частью царской титулатуры. Особую популярность приобрел Хор – сын Исиды, отомстивший Сетху за убийство отца – Осириса. Античному миру сын Исиды был известен под именем Харпократа.
Другой важной ипостасью этого бога был Хор Бехдетский, миф о победе которого над врагами Ра запечатлен в позднем храме Эдфу (его символ – крылатый солнечный диск с уреями). Другими образами бога были: Хор-Сематауи («Объединяющий Обе земли»), Хор-ур («Старший», или «Великий»), Хор-ахти («Хор горизонтов»), Шу – бог воздуха, в гелиопольской Эннеаде – сын Атума, супруг Тефнут, отец Геба и Нут, разделивший ссорящихся супругов, подняв небо над землей. Изображался в виде человека или вместе с Тефнут в виде пары львов.
Литература
Для настоящего издания представляется целесообразным дать краткий перечень трудов античных авторов, переводов древнеегипетских текстов, а также научных и научно-популярных работ по египтологии на русском языке. В указанных трудах можно найти более подробные списки литературы по различным вопросам египтологии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Египет Рамсесов"
Книги похожие на "Египет Рамсесов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пьер Монтэ - Египет Рамсесов"
Отзывы читателей о книге "Египет Рамсесов", комментарии и мнения людей о произведении.