Пьер Монтэ - Египет Рамсесов
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Египет Рамсесов"
Описание и краткое содержание "Египет Рамсесов" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга П. Монтэ была написана для широкой публики, однако она насыщена качественной информацией, несомненно интересной и специалистам. Хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от большинства книг, издаваемых в научно-популярных сериях, она является результатом работы крупного египтолога-профессионала. Живое воображение, литературный дар, истинно французская легкость слога и мягкая ирония делают эту книгу увлекательным чтением, доступным читателям разного возраста и уровня образования.
Атум – «Полный», «Совершенный» – бог-демиург, природа которого андрогинна. Глава порожденной им гелиопольской Великой Эннеады (Девятки) богов. Отождествлялся с Ра, причем считался воплощением заходящего солнца. Изображался в виде человека с короной Верхнего и Нижнего Египта на голове, реже – в образе змея, ихневмона.
Амон, за ним Хонсу и Мут
Баал (Баалу, Ваал) – сирийско-палестинский бог, чей культ, как и Астарты, процветал в эпоху Нового царства в Мемфисе и близлежащей гавани Перунефер. С эпохи гиксосов отождествлялся с египетским Сетхом. При XIX династии в текстах о военных кампаниях фараон часто уподобляется Баалу. В Мемфисе почитался и Баал Цапани – покровитель мореплавания.
Баст – богиня любви и женского веселья; центр ее культа находился в нижнеегипетском городе Бубасте. Священным животным богини была кошка. Однако, видимо, эта богиня могла быть и грозной, так как отождествлялась с львиноголовой Сехмет.
Бэс – покровитель семьи, материнства, охранитель от злых сил. Изображался в виде уродливого карлика с тиарой из листьев на голове. Амулеты в виде Бэса или его головы найдены во многих районах древнего мира, включая территории Северного Причерноморья, Средней Азии, Урала и Сибири.
Геб – «Земля» (египтяне представляли землю божеством мужского рода, а небо – женского!). Согласно гелиопольскому мифу, Геб был сыном Шу и Тефнут. Атум назначил его царем Египта, и он правил страной до Осириса. По другой версии мифа, Геб сверг с престола состарившегося Шу. Интересен миф о ссоре Геба с его женой и сестрой Нут («Небо») из-за того, что она каждый вечер глотала своих детей (небесные светила), а утром вновь их рождала. Поэтому Шу разделил супругов, подняв Нут над Гебом.
Анубис у мумии Осириса
Исида – богиня, вероятно, нижнеегипетского происхождения. Возможно, ее древнейшая функция – покровительство царской власти, так как ее символ – иероглиф «трон». Она считалась дочерью Шу и Тефнут, женой и сестрой Осириса, матерью Хора. Своей чрезвычайной популярностью в долине Нила, а в античную эпоху во всей ойкумене Исида обязана той роли преданной жены и самоотверженной матери, которая ей приписывается мифом об Осирисе (в наиболее полном виде он дошел до нас в изложении Плутарха). Исида была столь искусна в чарах, что заставила даже Ра поделиться с ней властью; она собрала и оживила куски тела Осириса, убитого Сетхом; ей удавалось обманывать Сетха, когда она боролась за престол для своего сына. Примечательно, что, по одному из вариантов мифа о борьбе Хора и Сетха, Исида оказывает помощь не сыну, а брату. Исследователи видят здесь реликт архаических представлений. В античную эпоху Исида приобретает некоторые функции Осириса и, отождествляемая почти со всеми богинями древности, становится универсальной и включается в пантеон Римской империи. Образ Исиды с Хором на руках оказал заметное влияние на сложение иконографии богоматери.
Mаат – богиня истины, порядка как в космологическом, так и в социальном отношении (иногда ее имя переводится «Справедливость»). Она считалась дочерью Ра (порой – его Ка) и участвовала в сотворении мира, понимаемом египтянами как установление порядка вместо хаоса. Все люди, включая царя, должны были «жить согласно Маат». Богиня изображалась в виде женщины; ее прическу украшало перо страуса. Сердце покойного, положенное на одну чашу весов на загробном суде Осириса, не должно было перевешивать это перышко – отягощенного грехами ожидала немедленная расправа (его пожирало сидящее рядом с весами чудовище).
Меретсегер – «Любящая молчание» – богиня, почитавшаяся особенно в Дейр-эль-Медина – поселении работников Фиванского некрополя, олицетворением и покровительницей которого она считалась. Ее изображали в виде кобры или женщины с иероглифом «запад» на голове.
Баст, Мин, Мут
Мин – божество плодородия (земли, скота, людей); иногда поэтому он изображался итифаллическим. Цвет его кожи (черный) также подчеркивает основную функцию Мина: черной является и плодородная почва Нильской долины в отличие от красной земли пустыни. В качестве владыки Коптоса, откуда, возможно, и происходит его чрезвычайно древний культ, Мин представлялся покровителем дорог к Красному морю, охранителем экспедиций за ценным сырьем в Восточную пустыню.
Mонту – бог-воитель, дарующий царю победу. Его культ, происходящий из фиванского нома, достигает расцвета при фараонах XI династии, но уже в период Среднего царства он был оттеснен на второй план культом Амона. В Медамуде поклонялись «Четырем Монту» – эта ипостась бога представлялась надежной защитой на случай вторжения, так как обеспечивала охрану со всех четырех сторон света. Изображался Монту в антропоморфном виде с головой сокола, часто с копьем.
Mут – «Мать» – первоначально почиталась в районе озера Ашеру к югу от Карнака; она изображалась в облике коршуна. Значение ее культа стало расти со времени Среднего царства, так как она считалась женой Амона. Мут отождествлялась с львиноголовыми богинями и иногда изображалась с головой львицы.
Hейт – история культа этой богини примечательна двумя периодами расцвета: в начале и конце династической эпохи (I-II и XXVI династии). Она почиталась как богиня охоты и войны, на что указывают иероглифы, с которыми писалось ее имя, и ее атрибуты (стрелы, луки, щиты). Уже в эпоху Раннего царства она представлялась покровительницей царской власти и ассоциировалась с нижнеегипетской короной. Центром культа Нейт был город Саис на северо-западе Дельты, но памятники показывают довольно раннее его распространение по всему Египту.
Монту, Нейт, Немти
Немти – см. Сетх.
Нефтис (Нефтида) – согласно гелиопольскому космогоническому учению, дочь Геба и Нут, жена и сестра Сетха. Однако в мифах Нефтис выступает постоянно на стороне другого своего брата – Осириса, от которого рождает Анубиса. Вместе с Исидой Нефтис оплакивает Осириса; на некоторых памятниках изображались все четыре богини-покровительницы умерших: Исида, Нефтис, Нейт и Селкет (в гробнице Тутанхамона по четырем сторонам саркофага – позолоченные статуэтки богинь, как бы обнимавших его своими руками, охраняя от посягательств).
Нехбет – богиня Нехена (Иераконполя), древней столицы Верхнего Египта. Изображалась в виде коршуна и, возможно, с правления Менеса вместе с Уаджет, покровительницей Дельты, являлась символом власти царя над объединенным Египтом. От эпохи Нового царства сохранились свидетельства ее культа как богини, помогающей при родах.
Hун – олицетворение первозданного водного хаоса, из которого, по гелиопольской космогонии, появился демиург Атум. В гермопольском учении о происхождении мира у Нуна есть женское дополнение – Наунет.
Нут – «Небо» – супруга Геба и мать Осириса, Исиды, Нефтис и Сетха. Часто ее изображали в виде изогнувшейся дугой женщины, опирающейся на землю кончиками пальцев рук и ног и поддерживаемой богом воздуха Шу, или в виде огромной коровы, под телом которой плывут звезды и бог солнца в своих утренней и вечерней ладьях. Согласно одному мифу, она каждое утро рождала солнце, а каждый вечер проглатывала его. Ее изображение часто помещали на внутренней поверхности крышки саркофага, чтобы каждый покойный мог видеть над собой охраняющее его небо.
Небесная корова, поддерживаемая Шу и другими божествами
Осиpис – владыка загробного мира, бог-царь, интерпретация которого как бога умирающей и воскресающей природы, видимо, вторична. Согласно египетским текстам и трактату Плутарха «Об Исиде и Осирисе», он был старшим сыном Геба и Нут, братом и мужем Исиды, братом Сетха и Нефтис, отцом Хора. Получив трон по наследству, он справедливо управлял Египтом, но был погублен коварным Сетхом. Верная жена нашла его тело и с помощью своих чар зачала от мертвого ребенка. Спрятавшись от Сетха в болотах Дельты, она родила и вырастила Хора, победившего убийцу отца после длительной борьбы, ведшейся с переменным успехом. Осирис, оживленный с помощью Ока Хора (Око солнечного бога – одно из центральных понятий в египетской религии), стал царем мертвых, главой загробного суда. В Текстах пирамид с ним отождествляется умерший фараон, а в пришедших им на смену Текстах саркофагов – каждый покойный, чтобы после смерти он смог ожить подобно Осирису.
Одним из главных культовых мест бога был Абидос, где находился некрополь «Захват дыхания»; там мечтал быть погребенным или хотя бы поставить стелу со своим именем каждый египтянин, так как, согласно мифу, именно там Исида похоронила супруга. Изображали Осириса в виде спеленатой мумии в белой короне с двумя перьями, со знаками царской власти в руках. Тело окрашивали в зеленый цвет – цвет жизни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Египет Рамсесов"
Книги похожие на "Египет Рамсесов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пьер Монтэ - Египет Рамсесов"
Отзывы читателей о книге "Египет Рамсесов", комментарии и мнения людей о произведении.