Байраммамед Коюнлиев - Красноводск

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Красноводск"
Описание и краткое содержание "Красноводск" читать бесплатно онлайн.
В книге на богатой документальной основе раскрыты динамика развития Красноводска, его значение как морского порта. Большое внимание в ней уделяется преобразованиям, осуществленным в городе за годы Советской власти.
Рассчитана на широкий круг читателей.
Получив Указ Петра I, князь Бекович-Черкасский прибыл в Астрахань, где и занялся подготовкой к экспедиции на восточный берег Каспийского моря, которая прошла сравнительно быстро. В то же время князь Черкасский проводил тщательную разведку районов предстоящей экспедиции, расспрашивая жителей; побывавших в тех краях.
7 октября 1714 г. флотилия князя Бековича-Черкасского в составе 2 шхун, взятых из Астрахани, 27 стругов, 1 буса вышла в море и взяла курс по направлению к Гурьеву. Но неблагоприятная погода помешала экспедиции прибыть в назначенный пункт. 3 декабря того же года флотилия вынуждена была возвратиться обратно в Астрахань, причем с большими потерями. Только (весной, 25 апреля 1715 г., отряд князя Черкасского отправился в море и прибыл в город Гурьев. От Гурьева флотилия направилась к восточному берегу Каспийского моря и, достигнув мыса Тюб-Карган, высадилась.
Экспедиция князя Бековича-Черкасского продлилась более пяти месяцев. За это время были собраны у туркмен сведения, касавшиеся прежнего устья Аму-Дарьи, а также возвращения ее в прежнее русло. Чтобы окончательно убедиться в правильности собранных сведений, князь Черкасский отправил астраханских дворян Николая Федорова и Ивана Званского с Ходжанепесом, являвшимся проводником отряда, а позже дворянина Алексея Тарановского для осмотра прежнего русла Аму-Дарьи и плотины, обратившей ее воды в Аральское море.
Результаты разведок подтвердили показания туркмен и не оставили у князя никаких сомнений в том, что старое русло Аму-Дарьи найдено и что река некогда впадала в Каспийское море.
В ходе экспедиции Черкасским также была составлена карта восточного побережья Каспийского моря. Располагая собранными сведениями и составленной картой Каспия, в октябре 1715 г. отряд благополучно возвратился в Астрахань.
14 февраля 1716 г. Петр I подписал новый Указ. Он состоял из 13 пунктов и одновременно являлся своего рода инструкцией князю Черкасскому во время предстоящей экспедиции.
Согласно инструкции экспедиция должна изучить, во-первых, водные и сухопутные торговые пути в Хиву, Бухару, Индию; во-вторых, прилежно осмотреть течение Аму-Дарьи, все плотины на ее протоках с тем, чтобы «оную воду паки обратить в старый ток», т. е. в сторону Каспийского моря; в-третьих, склонить хивинского хана к верности и подданству, а бухарского — «в дружбу привести». Кроме того, князю Бековичу-Черкасскому предписывалось «накрепко смотреть, чтобы с обыватели земли ласково и бестягостно обходилися».
Подготовка к вновь организуемой экспедиции была полностью завершена к концу лета 1716 г., а 20 сентября отряд Черкасского вышел в море. Спустя 19 дней, т. е. 9 октября, он прибыл на мыс Тюб-Карган на Мангышлаке, где. построил «не имевшую ни удобной земли, ни своей воды, ни лесу» [крепость-укрепление, названную впоследствии Святой Петр.
23 октября Черкасский направился к «красным водам», он должен был построить там главное укрепление.
По пути к «красным водам» он остановился в заливе Бектир-Лиман, который впоследствии был назван по его же имени — Александровский, и построил вторую крепость. Эта крепость, по его мнению, находилась на более удобном месте, чем первая крепость на Тюб-Карганском мысе.
В ноябре 1716 г. князь Черкасский с оставшимся при нем войском прибыл к «красным водам» и заложил здесь третью по счету и важнейшую крепость у входа в Балханский залив.
Из донесения полковника фон-дер-Видена, руководившего стройкой, видно, что крепость «построена в том месте без дров, и без пресной воды, и без лесу, который не был годен к городовому строению, на песке, сыпучем раскошкою». Несмотря на все эти трудности, крепость, намеченная в Указе Петра I от 14 февраля 1716 г., была построена. Оставив здесь полковника фон-дер-Видена «с двумя полками с Корогяцким да с Астраханским», сам Черкасский 18 декабря 1716 г. отправился сухим путем от «красных вод» к Тюб-Карганской крепости, а от нее до Астрахани, куда и прибыл 20 февраля 1717 года.
После прибытия в Астрахань князь Бекович-Черкасский сразу же донес сенату, что охотные полки находятся во вновь построенных крепостях, одновременно он, испрашивал указа относительно снабжения их жалованием на 1717 год, а сам между тем занялся подготовкой к сухопутному походу в Хиву.
Примерно в 100–150 верстах от Хивы, в местечке Порсунгул отряд Бековича-Черкасского встретил внезапную атаку хивинской конницы из 15-тысячного войска Ширгази-хана. Убедившись, после трехдневной стычки, что его войска не одолеют русский отряд, Ширгази-хан прибегнул к хитрости. Он направил к Бековичу-Черкасскому для переговоров своих приближенных с заверением, что «войска атаковали русских без его приказания и если князь Черкасский пришел послом, а не с неприязненной целью, то он просит его явиться к нему в лагерь».
Коварным образом пригласив Бековича-Черкасского в гости, а затем и расчленив отряд русских, хивинцы напали и перебили их. При этом погиб и Бекович-Черкасский.
Хотя хивинскую экспедицию князя Бековича-Черкасского постигла неудача, в целом экспедиции, предпринятые им с 1714 г., имели огромное значение. Прежде всего надо отметить, что составленная им карта впервые давала правильное представление об очертании восточного побережья Каспийского моря, до появления известной карты Вердена-Соймонова (1720 г.) и имела несомненную ценность не только для русской, но и для мировой науки. Помимо этого, экспедиция князя Черкасского в Хиву явилась «глубокой, впервые осуществленной в таких значительных масштабах разведкой, проведенной в среднеазиатском направлении, что весьма облегчала дальнейшие шаги русской политики в восточном вопросе».
Вслед за А. Бековичем-Черкасским обследованием восточного берега Каспийского моря занимались экспедиции капитана второго ранга графа Войновича (1781 г.), майора М. И. Пономарева и капитана генерального штаба Н. Н. Муравьева (1819–1821 гг.), титулярного советника Г. С. Карелина (1832 г.) и других русских исследователей. В результате этих исследований были собраны богатые и разнообразные сведения о всей левобережной полосе Каспия, способствовавшие осуществлению не раз обсуждавшегося в деловых кругах России вопроса об устройстве укрепленного военно-торгового пункта.
Так, в 1834 г. было возведено Ново-Александровское укрепление в урочище Кизыл-Таш при заливе Кайдак Это укрепление было сооружено с целью развития торговли с Хивой, пресечения набегов на русских купцов, а также «открыть торг с многочисленными туркменскими племенами».
Однако место для постройки названного укрепления было выбрано столь неудачно, что оренбургский губернатор А. А. Катенин в 1846 г. перенес его на Мангышлак к Тюб-Карганскому мысу, дав ему название Ново-Петровск. Впоследствии оно было переименовано (1857 г.) в форт Александровск. В 1840 г. на острове Ашур-ада была создана русская военно-морская станция.
Сооружение русских укреплений на берегу Каспия способствовало развитию торгово-экономических связей России с прибрежным населением, главным образом с туркменами, но они «не могли приобрести никакого значения ни на море, ни на суше», как наилучший дешевый и кратчайший путь для русской торговли со Средней Азией.
Необходимость в реализации русских товаров особенно остро ощущалась в период бурного развития капитализма в России. В это время внутренний рынок не в состоянии был полностью удовлетворить потребности в сбыте растущего капитализма, который после отмены крепостного права стал развиваться «с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века». [Ленин П. И. Поли. собр. соч., т. 20, с. 174]
Экономическое развитие России в послереформенный период заметно шагнуло вперед. Начали развиваться промышленные города, строились заводы и фабрики, железные дороги. «На смену крепостной России, — как отмечал В. И. Ленин, — шла Россия капиталистическая» [Ленин В. И. Шли. собр. соч. т. 20, с. 141]. Быстрое промышленное развитие России требовало новых рынков для сбыта товаров, расширения сферы господства капитализма в национальных окраинах. Оценивая значение национальных окраин для развития капитализма в России, В. И. Ленин писал: «капитализм не может существовать и развиваться без постоянного расширения сферы своего господства, без колонизации новых стран и втягивания некапиталистических старых стран в водоворот мирового хозяйства». [Там же, т. 3. с. 595]
Именно такая тенденция развития капитализма в России явилась одним из факторов, который обусловил активизацию колониальной политики русского царизма в послереформенный период по отношению к Средней Азии, видевшего в лице последней одного из главных поставщиков хлопка — сырья для наиболее развитой отрасли промышленности — текстильной и выгодного, и перспективного внешнего рынка сбыта для русских товаров. В 50—60-х гг. XIX в. интересы русских купцов и промышленников требовали все более широких торговых операций и предпринимательской деятельности на юго-восточных берегах Каспийского моря. В правящих кругах России все чаще и чаще стали высказываться мысли о необходимости прочного укрепления позиций на туркменском берегу Каспия посредством устройства здесь военно-торгового пункта. Общее мнение их сводилось к выгодности занятия Красноводского залива, где имелась самая лучшая на всем побережье Каспийского моря гавань для стоянки судов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Красноводск"
Книги похожие на "Красноводск" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Байраммамед Коюнлиев - Красноводск"
Отзывы читателей о книге "Красноводск", комментарии и мнения людей о произведении.