Газета Завтра Газета - Газета Завтра 352 (35 2000)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 352 (35 2000)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 352 (35 2000)" читать бесплатно онлайн.
РЫЦАРЬ ДОРОГ
Такое грандиозное дело, как строительство железных дорог, разумеется, не обошлось без приспособленцев и жулья. Но в том-то и спасительность веры, что воры сгинули как всякая нечисть, а подвижники живут вечно и прежде всего в наших сердцах. На изысканиях, строительстве дорог, при возведении мостов себя прекрасно проявила плеяда честных и одаренных русских инженеров. Упомянем только об одном из героев дорог, так как в нем воплотились лучшие черты тогдашних русских инженеров. Пусть слова, сказанные о нем, станут данью уважения к остальным путейцам. Речь о талантливом инженере, патриоте и писателе, неутомимом "рыцаре дорог" генерале-путейце Николае Гарине-Михайловском, "божественном Ники", как называли его друзья. Он был "разносторонне по-русски даровит" по словам современника. Была в нем какая-то вдохновенная окрыленность. Коллеги "считали за счастье" работать с ним в одной партии. Самый тусклый дождливый день казался праздником, как только появлялся в среде путейцев автор "Детства Темы". Он сам признавался, что не видел большего счастья, чем работать во славу России и приносить "не воображаемую, а действительную пользу". Такие натуры иногда называют "счастливыми". Казалось, страстная мечта Чехова о человеке совершенном воплотилась на Руси именно в нем. Гарин-Михайловский бесспорно эталон русского дворянина. Он жестоко обидел колыванских и томских купцов. Заводчики, оптовики, торговцы этих городов сложившись вскладчину, предлагали ему крупные взятки, только для того, чтобы ветка Транссиба прошла через их город. Это сулило оживление торговли, рост города и большие барыши. Николай Георгиевич выставил ходоков. Среди его начальства были люди, которым предложения купцов казались соблазнительными. Гарин-Михайловский начал войну, невзирая на чины, лица, связи. Дорога могла пройти и через Колывань и через Томск, но и миновать их. Это зависело от того, где будет стоять мост через Обь; Гарин-Михайловский выбрал участок, не оставлявший надежд ни Томску, ни Колывани, но зато надежный участок со скальными берегами и относительно низким створом.
Он и не предполагал, что на этом месте, за которое он так отчаянно дрался, возникнет полуторамиллионная столица Сибири Новосибирск — точнее Ново-Николаевск. (Переименования — страсть холуев).
Гарин-Михайловский боролся за экономию народных средств и против заведомо плохого проекта. Он не положил в основание Новосибирска камня, не перерезал церемониальную ленточку, но он заложил в основание города нечто более прочное — чистую совесть инженера и гражданина. Потому Новосибирск стоит на первоклассном замесе и горожане по-праву называют Гарина-Михайловского отцом города. Куприн писал о нем: "У него была стройная худощавая фигура, решительно небрежные, быстрые, точные и красивые движения и замечательное лицо, из тех лиц, которые никогда потом не забываются. Всего пленительней было в этом лице контраст между преждевременной сединой густых волнистых волос и совсем юношеским блеском живых, смелых и прекрасных, слегка насмешливых глаз — голубых с большими черными зрачками. Голова благородной формы сидела изящно и легко на тонкой шее, а лоб наполовину коричневый от весеннего загара, обращал внимание своими чистыми и умными линиями. Он вошел и уже через пять минут овладел разговором и сделался центром общества. Но видно было, что он сам не прилагал к этому усилий. Таково было обаяние его личности, прелесть его улыбки, его живой, непринужденной, увлекательной речи".
Гарин строил дорогу на южном берегу Крыма. Прокладывал ветку Поти — Тифлис. Пробивал дорогу от Самары до Златоуста.
В июне 1887 года Гарин-Михайловский писал жене со строительства Самаро-Златоустовской железной дороги: "Так мало надо, чтобы все это делать. Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти, с виду страшные, горы расступятся и обнаружат свои никому не видимые, ни на каких картах не обозначенные ходы и переходы, пользуясь которыми можно удешевлять и сокращать значительно линию". На строительстве этой дороги проект Гарина-Михайловского дал экономию в один миллион рублей.
Гарина-Михайловского считали лучшим изыскателем России. Добиться такого признания в стране, переживавшей железнодорожный бум, было не просто. Еще труднее было выйти в первые ряды писателей в стране, которая являлась бесспорным лидером в мировой литературе. Обе задачи оказались ему по плечу. Но неподкупность его превышала все его дарования и сегодня особенно в высокой цене в России. Он строил, строил и строил, не зная покоя, как будто чувствовал, что родина нуждается в нем. Писал статьи, романы, хозяйничал, охотился, путешествовал. Умер он так же, как и жил — "на ходу", как подобает русскому писателю и путейцу. На заседании редакции журнала "Вестник", только он произнес страстную речь, как вдруг схватился за сердце и со словом "подкатило", рухнул как подкошенный.
"ГРАФ ПОЛУСАХАЛИНСКИЙ"
Железные дороги — это не только рельсы, локомотивы, а прежде всего люди.
В этой связи мы не можем не вспомнить другой собирательный тип путейца и антипод Гарину-Михайловскому, каким является Витте, ставший и министром путей сообщения, и даже премьером. В свое время он настоял, чтобы Великий Сибирский рельсовый путь продолжить не по родной территории, но по Маньчжурии. Под видом экономии и спрямления пути громадные ресурсы были брошены на создание Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Россия на свои средства проложила 2500 верст железнодорожных путей от станции Маньчжурия через хребет Большой Хинган до Харбина и далее на Далянь — Дальний (русские офицеры называли его "Лишний") и веткой на Порт-Артур.
КВЖД — страшное детище Витте и вечный урок России.
Деньги, которые должны были создать порт и крепость Владивостока, он пустил на чужой порт Дальний и Порт-Артур. Позже из-за КВЖД мы проведем целую войну с Китаем. КВЖД, построенная в 1897 — 1903 годах обошлась России в 375 миллионов золотых рублей. Во время русско-японской войны по КВЖД шло снабжение русских войск в Маньчжурии. После войны и Портсмутского договора 1905 года южное ответвление КВЖД от Чангуня до Дальнего отошло Японии и стало именоваться Южно-Маньчжурской железной дорогой.
Если дорога помогает в войне, то доведи войну до конца. Но как только мудрый Куропаткин накопил силы, а Япония выдохлась, и оставался месяц-другой, чтобы сбросить самураев в море, как Витте и печать начали сеять панику и требовать мира. В результате позорного мира, когда он отдал пол-Сахалина японцам, он даже выпросил себе титул графа. Его метко прозвали в России "граф Полусахалинский". Это, пожалуй, был первый случай, когда человек после предательства, трагедии и позора зарабатывал себе титул. Но у Витте это был уже второй случай. Он и выдвинулся на трагедии. Это случилось, когда поезд Александра III сошел с рельсов и погибло двадцать шесть человек. Царская семья чудом не пострадала. Витте как раз и был начальником той железной дороги, где в Борках произошло крушение царского поезда. Но он не только не пострадал, но получил повышение. Странным образом оказалось, что он до крушения писал докладную в центр, уведомляя, что дорога ненадежна и опасна. Строили ненадежную дорогу, как водится, — частники. Но в Борках были разведены пути и крушение спланировано. В мемуарах, которые охотно не раз издавали коммунисты, Витте все заслуги Государя приписал себе. Когда в феврале 1915 года Витте умер, французский посол Палеолог с удовлетворением занес в дневник: "Угас великий очаг интриг".
Во всяком случае, ни один государственный деятель в истории России, и даже пресловутый Бирон, не нанес ей большего вреда, чем Витте. Петр I ставил главной задачей своей жизни воспитание "новой породы людей" на Руси и требовал от подданного: "Будь бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник". Это строки из написанного Петром I наставления для русской молодежи: "Юности честное зерцало". Там же есть строки, которые написаны будто о самом Витте:
"...Нет того мерзостнее, как грубый, гордый, начальливый и противный слуга".
Знаменательно, что наша эпоха тотального воровства и мерзостных чиновников, т.е. "противных слуг" отечества, стала возвеличивать не Столыпина, но Витте.
Так или иначе, но благодаря Витте россияне на свое кровное золото построили КВЖД для Китая и оживили пустынные до того земли соседа. Дорога привлекла в Маньчжурию миллионы китайцев. Мы могли те же две с половиной тысячи километров проложить по своей родной земле до Владивостока и помочь расцвести родному Приморью. В результате дальновидности "полусахалинского графа” в Маньчжурии сегодня сто миллионов китайцев, а в Харбине одном пять миллионов жителей. А у нас от Байкала до Курил два миллиона русских, половина которых безродные "черепковцы", а во Владивостоке драки, воровство и смута, которые сладострастно раздувает печать!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 352 (35 2000)"
Книги похожие на "Газета Завтра 352 (35 2000)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 352 (35 2000)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 352 (35 2000)", комментарии и мнения людей о произведении.