Айзек Азимов - «Если», 1995 № 02

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Если», 1995 № 02"
Описание и краткое содержание "«Если», 1995 № 02" читать бесплатно онлайн.
Айзек Азимов. РОБОТ, КОТОРЫЙ ВИДЕЛ СНЫ.
Майкл Коуни. ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО… И ПРОЩАЙ. Роман.
Ольга Крыжановская, Борис Братусь. НОВЫЕ РУССКИЕ.
Жерар Клейн. ЧУЖАК В ГОРОДЕ.
Вячеслав Глазычев. СРЕДА ОТТОРЖЕНИЯ.
Андрей Столяров. ДО СВЕТА.
Владимир Губарев, Сергей Харламов…И В ДАЛЕКОМ СИНГАПУРЕ СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ ПОХОД.
Филип К. Дик. ВЕТЕРАН ВОЙНЫ. Повесть.
Владимир Галкин. «ДОБЫТЫ УНИКАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ!»
На мой взгляд, можно выделить несколько факторов, характеризующих new russians. Прежде всего — обладание «молодыми», только что сделанными деньгами. Отсюда эйфория. К тому же, как правило, таких русских отличает невысокий уровень культуры. Не все они занимаются делами уголовными, однако мафиозная ментальность у них есть. Всем ли им свойственна, как говорят психологи, демонстративность поведения? Это зависит от характера, если хотите, генетических особенностей каждого человека.
В известной мере феномен new russians вызван инфраструктурой нашей недавней жизни. В советское время в ней не мог присутствовать фактор демонстрации благосостояния, тем более богатства или роскоши. Сейчас люди, обладающие деньгами, зачастую не могут организовать свою жизнь так, как хотели бы. И «молодые деньги» зачастую направляются сразу на потребление. Инфраструктура для богатства, однако, начала развиваться быстро — это выгодно людям, которые занимаются строительством, сервисом, торговлей, всеми другими отраслями, призванными обеспечить высокие стандарты жизни. Когда потребности будут удовлетворены, новые русские станут, наверное, обычными русскими. Вспомните представителей нашего старого истеблишмента с их, возможно, нарочито скромным стилем жизни, без афиширования своего особого достатка.
Входят ли new russians в элиту? Могут ли рассчитывать на то, что будут задавать тон в обществе? Для этого требуется занимать определенную позицию во властной иерархии, иметь общественный статус, как, скажем, крупный политик, причастный к принятию решений государственной значимости. В бизнесе тоже есть представители элиты, которые контролируют крупные капиталы, положение дел в целых отраслях. Кто-то из new russians может входить в элиту, кто-то нет. Но бизнес-элита, например, все более определяется структурно: как правило, в нее входят люди, связанные с бывшей номенклатурой, ее доверенные лица, родственники, дети. Эта элита связана с властными структурами, и размеры ее капиталов растут очень быстро. Остальные лишены, по сути, возможности конкурировать с нею.
У реально богатых людей появляются корпоративность, чувство принадлежности к значимой общественной прослойке. У них свои клубы, стиль одежды, марки машин, манера общения. Эти люди уже начали селиться в определенных районах. Явно априорное свойство всякой элиты — желание «закрыться», уйти от посторонних взглядов. Многое в жизни ее представителей уже ритуализировано. Помню, как «жаловался» один известный бизнесмен и политик, что вынужден покупать себе очень дорогую машину и определенной марки, ибо так в его кругу принято.
Бизнес-элита уже представляет собой большую силу, и ее влияние на политику, общественную жизнь, надо полагать, будет все более возрастать по мере дальнейшей концентрации капитала. Сейчас идет процесс поглощения мелких компаний, банков более крупными. Ленин это, надо признать, хорошо описал.
Ритуализирована достаточно и жизнь тех новых русских, которые дали начало термину. Возьмите их непременную кожаную куртку, которая может быть более или менее «крутой», обязательные бриллианты у жен, норковые (не соболиные, заметьте) шубы. Что касается идеологии, на словах, новые русские — «почвенники», однако в стандартах жизни ориентируются на Запад, поскольку там эти стандарты несравненно выше. Если такой человек обладает солидным капиталом, он становится амбициозным, хочет влиять на политику — оплачивает создание партии, покупает депутатов, финансирует политическую кампанию. Это таит большую опасность для общества: к власти могут прийти силы с мафиозной психологией. Так было в Италии, где представители мафии получали министерские портфели. Подобные попытки уже дела-лисьиу нас. Пока только попытки, но в ближайшем будущем это может стать явлением и нашей общественной жизни…
А Я САМ… (Взгляд психолога)Что вкладывается в понятие «новые русские»? Говоря о новых русских, чаще всего представляют себе этакого широкоплечего громилу или людей из «мерседесов», их дам в мехах, завсегдатаев казино и т. п. Но пора уже, наверное, подумать о них как об определенном типе ментальности, новом культурном типе, складывающемся на наших глазах. При всей неудачности термина «новые русские», он отражает некоторую правду — недаром же термин возник, «прилепился», вошел в обиход. В самом деле это — русские, в широком, со стороны взгляда Запада, понимании, то есть российские, из России, люди. И они, действительно, новые. Неведомые, невиданные доселе.
В чем же их новизна как некоего типажа?
Каждый более или менее оформленный культурный период имеет свой образ, образец человека, к воплощению которого стремится. Некую мечту, идеал, упование. Пусть эта мечта не всегда воплощается в жизнь, но она является путеводной, ориентирующей общество. Если взять дореволюционную русскую культуру, это — стремление к духовности, ценности православного христианства, милосердие и т. п. Это было ценимым в судьбе народа и в судьбе отдельного человека.
Говоря о советской эпохе, мы переходим к другим словам и упованиям. Образ человека здесь жесткий, безблагостный, непреклонный. Человек призван служить не милосердию и Богу, а партии.
Если перейти на язык психологии, можно сказать, что дореволюционная русская культура мечтала (повторяю, это не всегда воплощалось в жизнь) о человеке, для которого главными в конечном итоге являлись ценности духовные. Советская власть эти ценности решительно отбросила, создала первое в мире открыто богоборческое, атеистическое государство, где был сформирован особый тип человека. Для него главной добродетелью стало подчинение себя ценностям группы, коллектива, класса.
Ныне эта власть — по внешности — ушла, но остались прежние группоцентрические установки, которые не меняются в одночасье. Психология — вещь достаточно инерционная. Вот и «наступил на нашей улице праздник» сепаратизма и в соответствии с этими установками — почкования, группирования, отделения республик и областей, краев, городов, районов, домов и улиц. Прежде великодержавный, «большой», группоцентризм распался, точнее, расползся, на множество мелких. В нравственном плане страна пошла не вверх, а вниз. Не к духовному полюсу единения, а к расползанию на все более мелкие группы. За этим с неизбежностью следовал еще один шаг: от мельчающего группоцентризма к эгоцентризму, где правила поведения задают не Бог, не общественные ценности и даже не ценности какой-то отдельной группы, а Я САМ. И Я волен менять эти ценности и правила в зависимости от своих нужд и выгод. Люди вокруг будут мне друзьями до тех пор, пока они помогают мне в моих устремлениях, они же легко могут стать врагами, если пойдут в чем-то поперек.
Вот вам и «основа» новых русских.
Могут возразить: в чем же здесь новизна? Всегда были такие люди, всегда существовала подобная явно эгоцентрическая мораль, которую можно назвать прямо, грубее — уголовной. А новизна в том, что впервые эти люди, их мораль претендуют на главенствующую роль в обществе, на диктат своих ценностей остальным согражданам. Становится заметным, что мы стоим на пороге, а, может быть, уже и перешагнули его, оказавшись внутри криминального общества. В этом веке мы уже построили первое в мире атеистическое государство, теперь на очереди — государство криминальное. Криминальность надо понимать не только как продажность чиновничества, всеобщее взяткодательство, коррупцию, преступность, но прежде всего как поворот, проникновение, внедрение в сознание, по сути дела, уголовной морали, уголовных ориентиров и способов поведения.
В этом плане новые русские — первый продукт этого поворота, олицетворение, более или менее выраженное, зарождающегося криминального общества. И реальной становится опасность широкого внедрения в сознание общества криминальных ценностей. Как это происходит? Вернемся еще раз к нашей схеме. Большинство постсоветского населения сформировано в психологическом плане как группоцентристы. Отсюда, имея в виду какое-то развитие, движение, есть два пути. Вверх, к собирающим общество духовным ценностям, или вниз, ко все более мелкому группоцентризму и эгоцентризму. Дилемма эта, как будто очевидная на первый взгляд, не ощущается большинством. Впрочем, это понятно и простительно: жизнью, насущными заботами маскируются внутренние законы. Есть, однако, люди, для которых подобного рода неведение, промедление в выборе своей позиции непростительны и даже преступны.
Я говорю прежде всего об интеллигенции, о том, чему она служит, к чему ведет. С горечью можно признать, что многие интеллигенты перешли на обслуживание новых русских. Более того, своим талантом и умением не укрепляют, а расшатывают нравственные устои, дискредитируют вечные ценности, распространяя атмосферу вседозволенности — эту преступную среду криминального, уголовного отношения к миру.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Если», 1995 № 02"
Книги похожие на "«Если», 1995 № 02" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Айзек Азимов - «Если», 1995 № 02"
Отзывы читателей о книге "«Если», 1995 № 02", комментарии и мнения людей о произведении.