Хэл Фултон - Программирование на языке Ruby

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Программирование на языке Ruby"
Описание и краткое содержание "Программирование на языке Ruby" читать бесплатно онлайн.
Ruby — относительно новый объектно-ориентированный язык, разработанный Юкихиро Мацумото в 1995 году и позаимствовавший некоторые особенности у языков LISP, Smalltalk, Perl, CLU и других. Язык активно развивается и применяется в самых разных областях: от системного администрирования до разработки сложных динамических сайтов.
Книга является полноценным руководством по Ruby — ее можно использовать и как учебник, и как справочник, и как сборник ответов на вопросы типа «как сделать то или иное в Ruby». В ней приведено свыше 400 примеров, разбитых по различным аспектам программирования, и к которым автор дает обстоятельные комментарии.
Издание предназначено для программистов самого широкого круга и самой разной квалификации, желающих научиться качественно и профессионально работать на Ruby.
p sword # "\303\251p\303\251e"
$KCODE = "u"
p eacute # "é"
p sword # "épée"
Регулярные выражения в режиме UTF-8 тоже становятся несколько «умнее».
$KCODE = "n"
letters = sword.scan(/(.)/)
# [["\303"], ["\251"], ["p"], ["\303"], ["\251"], ["e"]]
puts letters.size # 6
$KCODE = "u"
letters = sword.scan(/(.)/)
# [["é"], ["p"], ["é"], ["e"]]
puts letters.size # 4
Библиотека jcode предоставляет также несколько полезных методов, например jlength и each_char. Рекомендую включать эту библиотеку с помощью директивы require всякий раз, как вы работаете с кодировкой UTF-8.
В следующем разделе мы снова рассмотрим некоторые типичные операции со строками и регулярными выражениями. Заодно поближе познакомимся с jcode.
4.2.2. Возвращаясь к строкам и регулярным выражениям
При работе с UTF-8 некоторые операции ничем не отличаются. Например, конкатенация строк выполняется так же, как и раньше:
"éр" + "éе" # "épée"
"éр" << "éе" # "épée"
Поскольку UTF-8 не имеет состояния, то для проверки вхождения подстроки тоже ничего специально делать не нужно:
"épée".include?("é") # true
Однако при написании интернациональной программы некоторые типичные допущения все же придется переосмыслить. Ясно, что символ больше не эквивалентен байту. При подсчете символов или байтов надо думать о том, что именно мы хотим сосчитать и для чего. То же относится к числу итераций.
По общепринятому соглашению, кодовую позицию часто представляют себе как «программистский символ». Это еще одна полуправда, но иногда она оказывается полезной.
Метод jlength возвращает число кодовых позиций в строке, а не байтов. Если нужно получить число байтов, пользуйтесь методом length.
$KCODE = "u"
require 'jcode'
sword = "épée"
sword.jlength # 4
sword.length # 6
Такие методы, как upcase и capitalize, обычно неправильно работают со специальными символами. Это ограничение текущей версии Ruby. (Не стоит считать ошибкой, поскольку получить представление слова с первой прописной буквой довольно трудно; такая задача просто не решается в схеме интернационализации Ruby. Считайте, что это нереализованное поведение.)
$KCODE = "u"
sword.upcase # "ÉPÉE"
sword.capitalize # "épée"
Если вы не пользуетесь монолитной формой, то в некоторых случаях метод может сработать, поскольку латинские буквы отделены от диакритических знаков. Но в общем случае работать не будет — в частности, для турецкого, немецкого, голландского и любого другого языка с нестандартными правилами преобразования регистра.
Возможно, вы думаете, что неакцентированные символы в некотором смысле эквивалентны своим акцентированным вариантам. Это почти всегда не так. Здесь мы имеем дело с разными символами. Убедимся в этом на примере метода count:
$KCODE = "u"
sword.count("e") # 1 (не 3)
Но для составных (не монолитных) символов верно прямо противоположное. В этом случае латинская буква распознается.
Метод count возвращает сбивающий с толку результат, когда ему передается многобайтовый символ. Метод jcount ведет себя в этом случае правильно:
$KCODE = "u"
sword.count("eé") # 5 (не 3)
sword.jcount("eé") # 3
Существует вспомогательный метод mbchar?, который определяет, есть ли в строке многобайтовые символы.
$KCODE = "u"
sword.mbchar? # 0 (смещение первого многобайтового символа)
"foo".mbchar? # nil
В библиотеке jcode переопределены также методы chop, delete, squeeze, succ, tr и tr_s. Применяя их в режиме UTF-8, помните, что вы работаете с версиями, «знающими о многобайтовости». При попытке манипулировать многобайтовыми строками без библиотеки jcode вы можете получить странные или ошибочные результаты.
Можно побайтно просматривать строку, как обычно, с помощью итератора each_byte. А можно просматривать посимвольно с помощью итератора each_char. Второй способ имеет дело с односимвольными строками, первый (в текущей версии Ruby) — с однобайтными целыми. Разумеется, мы в очередной раз приравниваем кодовую позицию к символу. Несмотря на название, метод each_char на самом деле перебирает кодовые позиции, а не символы.
$KCODE = "u"
sword.each_byte {|x| puts x } # Шесть строк с целыми числами.
sword.each_char {|x| puts x } # Четыре строки со строками.
Если вы запутались, не переживайте. Все мы через это проходили. Я попытался свести все вышесказанное в таблицу 4.1.
Таблица 4.1. Составные и монолитные формы
Монолитная форма "é" Название символа Глиф Кодовая позиция Байты UTF-8 Примечания Строчная латинская e с акутом é U+00E9 0xC3 0хА9 Один символ, одна кодовая позиция, один байт Составная форма "é" Название символа Глиф Кодовая позиция Байты UTF-8 Примечания Строчная латинская е е U+0065 0x65 Один символ, две кодовых позиции (два «программистских символа»), три байта UTF-8 Модифицирующий акут ́ U+0301 0xCC 0x81Что еще надо учитывать при работе с интернациональными строками? Квадратные скобки по-прежнему относятся к байтам, а не к символам. Но при желании это можно изменить. Ниже приведена одна из возможных реализаций (не особенно эффективная, зато понятная):
class String
def [](index)
self.scan(/./)[index]
end
def []=(index,value)
arr = self.scan(/./)
arr[index] = value
self.replace(arr.join)
value
end
end
Конечно, здесь не реализована значительная часть функциональности настоящего метода [], который понимает диапазоны, регулярные выражения и т.д. Если вам все это нужно, придется запрограммировать самостоятельно.
У метода unpack есть параметры, помогающие манипулировать Unicode-строками. Указав в форматной строке параметр U*, мы можем преобразовать строку в кодировке UTF-8 в массив кодовых позиций (U без звездочки преобразует только первую кодовую позицию):
codepoints = sword.unpack('U*') # [233, 112, 233, 101]
Вот несколько более полезный пример, в котором все кодовые позиции в строке, отличные от ASCII (то есть начиная с U+0080), преобразуются к виду U+XXXX, который мы обсуждали выше:
def reveal_non_ascii(str)
str.unpack('U*').map do |cp|
if cp < 0x80
cp.chr
else
'(U+%04X)' % cp
end
end.join
end
У метода String#unpack есть «близкий родственник» Array#pack, выполняющий обратную операцию:
[233, 112, 233, 101].pack('U*') # "épée"
Мы можем воспользоваться им, чтобы вставить Unicode-символы, которые трудно ввести с клавиатуры:
eacute = [0хЕ9].pack('U')
cafe = "caf#{eacute}" # "café"
Регулярным выражениям тоже известно о многобайтовых символах, особенно если вы пользуетесь библиотекой Oniguruma (мы рассматривали ее в главе 3). Например, образец /./ сопоставляется с одним многобайтовым символом.
Модификатор u извещает регулярное выражение о том, что мы работаем с кодировкой UTF-8. Если $KCODE равно "u", то модификатор можно не задавать, однако это и не повредит. (К тому же такая избыточность может быть полезна, если код является частью большой программы, а какое значение переменной $KCODE в ней установлено, вам неизвестно.)
Даже без Oniguruma регулярные выражения распознают, относится ли данный многобайтовый символ к категории тех, что могут входить в состав слова:
$KCODE = "u"
sword =~ /\w/ #0
sword =~ /\W/ # nil
При наличии Oniguruma последовательности, начинающиеся с символа обратной косой черты (\w, \s и т.п.) распознают и более широкие диапазоны кодовых точек: слова, пропуски и т.д.
Регулярные выражения позволяют безопасно выполнять простые манипуляции со строками. Мы и так можем без труда усекать строки. Следующий код возвращает не более 20 символов из строки ascii_string:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Программирование на языке Ruby"
Книги похожие на "Программирование на языке Ruby" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Хэл Фултон - Программирование на языке Ruby"
Отзывы читателей о книге "Программирование на языке Ruby", комментарии и мнения людей о произведении.