» » » » Макарий Оптинский - Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей


Авторские права

Макарий Оптинский - Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей

Здесь можно скачать бесплатно "Макарий Оптинский - Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Макарий Оптинский - Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Рейтинг:
Название:
Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
Издательство:
Свято-Елисаветинский монастырь, Православное Братство во имя Архистратига Михаила
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей"

Описание и краткое содержание "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей" читать бесплатно онлайн.



Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим . Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. И наипаче любит говорить о смирении. Смирение, смиренномудрие – это основное состояние души, которое проповедует батюшка Макарий, оно нужно всем и всегда. По слову его писем, утвержденному мнением преподобного Исаака Сирина, «яко соль во всякой пище, тако и смирение во всякой добродетели нужно».






Письмо 40

За исполнение в точности моих поручений по части финансов [4] усердно тебя благодарю; а за малодушие не похвалю. Какую ты приносишь себе пользу, рассуди, когда имеешь хотя отчасти разум? Сама говоришь: "Знаю, что мать О. ликует с праведными", чего ж более нужно? Рана твоя не заживает; почему? Для чего она не с тобою; ты не имеешь такой товарки, которая бы тебя успокоила, как она? — Это самолюбие! Может ли оно когда успокоить? Да и может назваться противоборством воле Божией. Советую оставить эту химеру и искать своего спасения, как должно.

Как из прежнего твоего письма, так и из приписок в С-м письме теперь замечаю, что будто как тяготишься ею. В первом ты упоминаешь, что невольно должна быть нянькою; а здесь, что она предписывает тебе правильца. Выражение "прохождение должности няньки" означает как бы неволю. Меня это оскорбляет, что я причиною тебе тягости; а С. еще добавляет своей строптивостью, смея предписывать тебе правила. Я просил тебя и теперь прошу о ней, но не в таком отношении, чтобы быть нянькою; и не желаю, чтобы она была тебе в тягость. Ежели ты это писала в смущенном духе, то с помощью Божией пройдет; а когда залог сего увеличится, то я и не знаю, что на это сказать. Напиши мне как дальше будет ваше устроение. Ежели не переменится, то надобно что-нибудь предпринимать, хотя бы и не хотелось. Я не могу постигнуть, какого рода она предписывает тебе правила? Ежели она открывает тебе всеваемые ей против тебя вражьи помыслы зазорные и суждения, от неискусства выражает как бы выговорами или поречениями, то я ей о сем писал, чтобы она, винив себя, объявляла нечистоту своей мысли. Это явно, что враг, завидуя ее пользе, наводит ей на тебя противные внушения; а она, смущаясь оными и не скоро открывая, еще более подает ему на себя вооружаться оными. Бывает хула и на Бога, и страждущие оною приписывают ее себе, что они хулят Бога, когда у них нет ни малейшего к сему намерения. Смущение же их больше веселит врага и восставляет против их сильнее брань. Я полагаю, и здесь похоже на это: рассмотрите получше!

Желаю, чтобы вы, проводя седмицу воспоминания страстей Христовых с чувством благодарности к Искупителю нашему встретили в мирном устроении духа всерадостное Христово воскресение с сердечною радостью, и праздновали оное духовно. И. М. 30 марта 1846 года.

Письмо 41

Тебе показалось тяжко мое сомнение: не оскорбишься ли ты моим письмом? Не видишь ли ты, что я и не ошибся? Не тем, так другим, оскорбилась же; а оное выходит из одного же источника. В первом случае, по твоим словам: "Ежели б ты оскорбилась, оставалось бы тебе спросить себя: что я?". А почему ж и в этом того бы не сделать? Я, написавши мое сомнение, не счел тебя совершенною. А ты, под видом смирения полагая иметь такое устроение, что не оскорбилась бы, впала в другую крайность — оскорбилась, чем и обличилась твоя немощь и несовершенство. Так ли я говорю? — Не от уст ли твоих судишься? А ежели ты права? — то моя вина: прости! — Сколько мне предлежит различных случаев видеть немощи других и писать к ним ко укреплению, а сам из немощнейших немощнейший. Людей учу и сам учусь. Только не знаю, будет ли польза? Верно ты и подобные тебе скажут: что должен сие делать из любви к ближним. Пример сей может и тебе послужить в отношении к С-е. Ты ее учишь, — делаешь благодеяние ближнему, и сама учишься. Я, кажется, все бы бросил, а сидел один в келлии. — Это так кажется и желается: да воля не моя; да может быть и не понесу оного, что думаю взять на себя.

Я тебе много благодарен за С-у, что ты вразумляешь ее и несешь немощи. И вперед прошу не молчать, но обличать, в чем должно: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста моя будеши (Иер.15:19), гласит Святое Писание. И паки: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15:13). Это не право растущее деревцо; ежели оставить так расти, то оно, со всеми своими самонадеянными деланиями, принесет худой плод, а когда привить его, то, может быть, и будет "плоды добры творити". Паче же когда имеет она произволение, то и помощь Божия будет. А для тебя это поприще есть делание — видеть себя и познавать свои немощи. От одного чтения не можно научиться, а надобно делать: учиться терпению, самоукорению и смирению.

В-е твоей желаю, чтобы было совершенное звание к служению Господу. Ты пиши ей о сладкой сей работе; но не скрой и труда, борьбы со страстями, дабы после не роптала на тебя. То, когда есть истинное произволение, все препятствия не возбранят. — Сердечно радуюсь, что мир между вами водворяется; да и впредь пребудет оный. 16 апреля 1846 года.

Письмо 42

В чем ты просишь прощения, за то я ни мало на тебя не скорблю, а написал для вразумления; в оном будь спокойна и не бойся меня. Я и не знаю, отчего у тебя родился такой страх?!

Пишешь, что я описал твои мысли о желании уединения. Я не сердцеведец, но, видно, Бог подал слово к твоей пользе. Рассмотри, способна ли ты к уединению? Прочти у св. Лествичника в 4-й степени и в степени о безмолвии, как он предостерегает пускаться в море безмолвия обуреваемым еще душевными страстями. Ладья их еще не вынесет свирепых волн вражьих, восстать имущих на них, и постраждет потопление. Сколько могу заметить, враг борет тебя, чтобы отлучить от места, на коем можешь иметь успеяние; но ты хочешь оное и видеть в себе. Полезно ли это будет для тебя. Не паче ли должна ты видеть свои немощи и страсти и через оные смиряться. И святые отцы чем ближе были к Богу, тем больше себя смиряли, взирая на высоту совершенства, и имели себя под всею тварью. А ты, как заметно, стремишься к совершенству, — и с соблюдением (а Царствие Божие с соблюдением не приходит (Лк.17:20)); и оттого предаешься смущению. Высоко не восходи и долу не преклоняйся, но иди средним путем: пекись о стяжании чистоты сердца, знамение чего есть видеть всех святыми (Исаак, слово 21); и "око благо не узрит лукава". В этом паче и подвизайся, к чему имеешь теперь все средства, имеешь свободу жить, не обременяя своей совести какими-нибудь крамолами, (что может случаться обязанным послушаниями), обеспечена всем, имеешь и книги духовные к окормлению души твоей. В другом месте, может быть, и не попустят тебе так жить, да привыкай к тамошним обычаям; не скоро к другим привыкнешь, да и не понесешь. В этом случае советую прочитать письмо старца Софрония к схимонаху Афанасию, который собирался выходить из Свирского монастыря за некоторые обычаи, кажущиеся ему против правил: как он его смирил и какое дал наставление (Житие старца Паисия).

Ты написала много текстов из св. Исаака, но они не клонят на твою сторону, а в противном убеждают. Говоришь, что не полагала начала ко спасению, вся предана покою телесному и безотчетному усыплению чувств; а выше упоминаешь из 20-го слова св. Исаака, что "нужно еще с радостию принять горькости, да потрясут мало". И это отнесла к тому, что недостойна еще утешения от уединения; то и достойна скорбей, которые, видно, и случаются с тобою: вот уже и не согласно с покоем.

Из 7-го же слова: "Да не возрадуешися о мне, враже мой", "Да не престанет снискивая и пекийся", и прочее привела к тому, чтобы быть ближе в назидании моем. — Но это не относится к сему; а св. Исаак прямо говорит, чтобы в падениях, какие бы ни случались (описав их выше), не отчаивались: "Да не престанет снискивая и пекийся и заемля, и во ины корабли вседая" (пример купеческой торговли, когда погибает корабль) "и о надежде пловый", и проч. и "сей есть премудрый недужник, не отсекий надежды своея". Выше: и да не предаст душу свою побеждению и в самом том побеждении своем; т. е. да не отчается. Видишь, что приведенные тобою слова побуждают тебя не отчаиваться в падениях, кои могут случиться от частости браней, а не на оставление места побуждают, "снискивая и заемля" — находя средства к оставлению греха и к покаянию; а более к смирению влечет. — Потому что где падение, там предварила гордость, по слову св. Лествичника. Св. Исаак в 46 слове пишет, что смирение и кроме дел может нас спасти, а дела без оного напротив бесполезны суть.

По всем сим соображениям можно заключить: что всякий случай есть наш учитель, обличающий наше внутреннее устроение "смотрением Божиим"; и надобно предаться всепремудрому Его промыслу и водительству; как пишет св. Петр Дамаскин, о еже како стяжать веру: "Волиши ли мя упокоити разумом твоим, не противоглаголю; хощеши ли паки смирения ради искушения имети ми, такожде есмь с тобою, и проч.".

Родившаяся в тебе мысль и желание переселиться поближе, в надежде окормления, не могу сказать, чтобы была основательна; но ежели бы и основательна казалась, то места не подают руки к исполнению сего, да и надежда на человека не постоянна. Не Бог ли действует и подает, по вере твоей, слово, могущее тебя воспользовать? — Расстояние не мешает. Ежели духом о Господе расположена, то всегда близ находишься; и имеешь средство — письмо, к сообщению своих немощей; и я, пока подаст Господь силу и разум, не отрекаюсь давать ответы, хотя и сам в язвах и в блате [5] валяюсь. Близкого места я не имею в виду к твоему помещению. Итак, оставь эту мысль, а усядься там, и, как по 33 слову св. Исаака, веруй, что она не полезна; так и по Лествичникову наставлению в 26 степени, в продолжении оной: "елицы волю Божию познати желают". Прочти, что должно творить, и успокойся.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей"

Книги похожие на "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Макарий Оптинский

Макарий Оптинский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Макарий Оптинский - Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей"

Отзывы читателей о книге "Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.