Александр Лукьянов - Европейская цивилизация
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Европейская цивилизация"
Описание и краткое содержание "Европейская цивилизация" читать бесплатно онлайн.
Уважаемые читатели! Обращаю Ваше внимание на то, что перед вами всего лишь текстовый вариант учебника, естественно, не пригодный для полноценного применения в образовательных целях! По очевидным причинам создать в fb2-формате иллюстрированную версию невозможно. Прошу скачивать с ЛИБРУСЕКА или других хранилищ полноценные PDF (иллюстрированные) или мультимедиа- (созвученные и снабжённые видео) версии.
Данный учебник является модулем единого цикла "Всемирная история для школьников". Он служит органическим продолжением учебника "Первобытность" первого года изучения истории, но рассчитан и на самостоятельное использование его учащимися школ и гимназий, стремящимися углубить свои знания.
Внимание! В связи с участившимися недоразумениями автор вынужден подчеркнуть, что учебник применяется на третьем году обучения истории.
Учебник может быть также применен и для самообразования. Автор настоятельно просит преподавателей не использовать учебник в "усеченном" виде, не пытаться "усовершенствовать" его, не применять для обучения школьников более младшего или старшего возрастов. Тщательно отлаженный именно для третьего года изучения истории в школе, методический аппарат учебника совершенно исключает такого рода "новаторство" и не только не даст запланированного роста уровня знаний, но и приведет к его падению.
Автор просит учителей по всем вопросам обращаться за консультацией лично к нему и готов оказать любую помощь1.
Автор дает свое разрешение издательствам и частным лицам на свободное тиражирование и распространение настоящего учебника как в печатной так и в электронной форме, как на коммерческой так и на некоммерческой основе в течение текущего учебного года. Письменное уведомление об этом владельца авторских прав является обязательным. Никакое нарушение целостности и неизменности учебника, без ведома и прямого согласия владельца авторских прав не допускается.
С откликами, вопросами и замечаниями автору, а так же по вопросам использования данного учебника обращайтесь непосредственно к автору по адресу электронной почты: [email protected] или 644077, Омск-77, Омский государственный университет, пр.Мира 55а, корп. 2, ист.фак-т, к-дра первобытной истории, к.515.
А.Н. Лукьянов
Ответственный редактор - профессор, доктор исторических наук А.В.Якуб
2. Мир богов
Как и все первобытные народы, восточные славяне видели в явлениях природы живых существ, отдельные стихии представляли различными божествами. Боги, по мнению славян, находились далеко на небе. Они управляют миром по своему усмотрению и редко общаются с людьми. Дела богов называли «дивными», «удивительными». (Сравните с латинским словом dius, которое означает «бог» и с персидским словом дэв – «дух»). Богам может сопутствовать успех. Однако они могут терпеть и неудачи. Божества похожи на людей, но они вечны, бессмертны и неизмеримо могущественны.
Сварог - божество огня и покровитель кузнецов. Его иногда сравнивают с эллинским Гефестом. Возможно, он считался хозяином рыжего коня и огненных копий. Знаком бога был символ пламени в виде двух скрещенных молний - свастика.
Божеством Солнца считали Дажбога, сына Сварога. Это одно из древнейших индоевропейских божеств. Он почитался родоначальником и предком всего древнерусского народа. Иногда русские гордо именовали себя Дажбоговичами. Имя божества понималось как «Дающий». Дажбог мудро управляет миром, согревает и освещает его, дарит урожай. Порою Дажбога именовали словом «коло», что означало «круг». Дажбогу приносили жертвы на вершинах холмов, «чтобы быть поближе» к богу.
Стрибог - буйный повелитель ветров. Его крылатые внуки носятся над миром и приносят порою немалый вред и разрушения. Это сердит любящего порядок Дажбога.
Велеса считали покровителем домашних животных, помощником накопителей добра. Порою его изображали добродушным толстым хозяйственным медведем, дарящим золотые украшения-гривны, пригоняющим коров, носящим еду и одежду. В честь Велеса волхвы исполняли священные танцы в медвежьих шкурах.
Мара была одним из древнейших индоевропейских божеств. В ее имени те же созвучия, что и в словах «сМеРть», «МоРоз», «Мрак». Ученые предположили, что имя Мары не случайно похоже на имя латинского бога войны Марса. Мара уводила души умерших под землю. Но она же берегла корни растений и весной помогала зеленым росткам выбиться из земли.
Перун - бог, также имеющий древнее индоевропейское происхождение. Повелителя грома и молнии, покровителя дружинников и князей изображали немолодым богатырем, вооруженным молниями и каменным топором. Оруженосцами Перуна были Гром и Блискавка (Молния). При их помощи он поразил злобного врага человечества - Великого Змея, забравшего всю воду у людей. Затем Перун дал воду людям в виде подарка с небес, то есть дождя (обратите внимание на корень слова «дождь» - то, что дано). Дубы считались священными деревьями Перуна; его идолы вырезали из дубовых бревен.
3. Мир духов (нечисть, нежить).
Между мирами богов и людей находится мир духов. Духи гораздо менее могучи, чем боги. Их часто называли «нежитью», то есть живыми не по-человечески. В отличие от божеств духи постоянно рядом с людьми. На каждом шагу можно столкнуться с ними.
Иногда нежить называли проклятой, отброшенной за черту мира, то есть чертями. Черти обладают не очень большой сверхъестественной силой. Они даже не бессмертны. Нежить можно (а порою даже нужно) уничтожать. И уж всегда следует остерегаться ее. Страх перед духами заставлял наших предков избегать «нечистого времени и места», не появляться ночью у реки или в лесу. Требовалось знать волшебные средства: заклинания, отпугивания.
Например, верили, что нежить боится четных чисел, кукарекания. Применялись заколдованные предметы: крапива, мак, полынь, серебро. Мудрый человек вполне мог при помощи колдовства не только справиться с духами, но даже заставить их прислуживать себе. Для этого ночью посещали «нечистые места», вызывали нежить заклинаниями и обещали после смерти отдать свою душу в плату за оказанную помощь. Такие люди получали в дар от духов волшебную способность, становились могущественными ведьмами и колдунами.
Берегинь изображали в виде женщин. Они оберегали людей от различных напастей. В ветвях деревьев жили зеленоволосые девушки, а в реках – женщины-русалки. Русалки спасали тонущих, выталкивая тех на берег. Но злодея могли и утопить!
Домовых считали маленькими ворчливыми старичками, покрытыми шерсткой. Они поселялись в избах и незаметно помогали старательным и уважающим их хозяйкам. Ленивым неряхам, сварливым и непочтительным всячески вредили. Иногда домовые шутили, превращаясь в лохматых котов или псов.
Считалось, что в теле человека есть особая косточка, которая прикрепляет душу к телу. Ее поломка в назначенный судьбой момент приводит к смерти человека. Души умерших предков становились чурами. Особыми заклинаниями их просили о помощи («Чур, помоги мне!»). До сих пор это восклицание звучит в детских считалках. Верили, что чуры-отцы охраняют имущество потомков, а чуры-матери следят за порядком в семье. Чуры невидимы, но в особо важных случаях вселяются в тело живого человека и говорят его голосом.
Лешие (боровые) считались недобрыми рогатыми владыками леса. Они одевались в звериные шкуры, могли изменять рост от карлика до великана или делаться невидимками. Лешие ненавидели нарушителей лесного покоя: охотников, дровосеков, пугали «лешачьим смехом», сбивали с пути, насылали хищников. Впрочем, если не сердить лешего и не губить лесную природу, и с лешим можно поладить.
Водяных представляли злой нечистью. Неудивительно - славяне не любили обширных водных просторов, побаивались морей. Водяных считали безобразными бородавчатыми толстяками, стариками с зелеными волосами, с усами и бородой, с лягушачьими лапами. Чтобы они не утопили купающегося или набирающего воду в колодце, следовало принести им в жертву черного петуха. Когда славяне выучились строить водяные мельницы, к мельникам относились со страхом: «На этих колдунов сам водяной работает!»
Огненные Змеи, как считали славяне, налетают из южных стран на деревни, разоряют их и похищают девиц. Богатырь, одолевший Змея обязательно найдет в его логове несметные сокровища, награбленные чудищем. Но все это следует раздать людям, иначе жадность может превратить самого победителя в Змея.
Упыри - наиболее опасные из нави. Это мертвецы, выглядящие живыми. Они нападают на людей и животных, выпивают кровь. Их жертвы сами становятся упырями с двойным рядом зубов. Упыря можно поразить серебряным оружием или осиновым колом. Упырями становились самоубийцы, злые колдуны, продавшие душу нечисти.
Волколаками называли людей-оборотней, превращавшихся в полнолуние в волков. Славяне верили, что волколаки безобидны. Но они проказничают, объедают луну, оставляя от нее тоненький месяц, после чего луна нарастает вновь.
4. Мир людей
В отличие от мира божеств и мира духов, среди людей нет места чудесам и чародейству. Все открыто, явно. И все же человек должен постоянно помнить о сверхъестественных силах. Эту память следует отражать в праздниках и обычаях.
Восточные славяне считали, что смертный холод Мара (Мороз) захватывает зимой Солнце-Коло в плен и превращает в волка. Наступает власть злого духа, верного слуги Мары, уносящего на ледяном ветре жизни людей. Это Вий-вьюга.
Многие из вас слышали слово «колядки», но не все знают, его смысл. Это уменьшительное слово от «коло», то есть круг, солнце. Колядой называли весеннее светило. 22 декабря после самого короткого в году дня, светлое время суток постепенно начинало удлиняться. Славяне радовались рождению нового солнца и нового года: «Исчезли злые чары, упала волчья шкура с Солнца, одолело оно Мару-Мороза!» Молодежь наряжалась чудищами, с веселыми песнями ходила в гости к соседям, требовала подарков. В новогодние ночи гадали, желая узнать, какой урожай дадут боги, каких женихов ждать девушкам.
Весной, когда 22 марта день уравнивался с ночью, пекли «солнечные круги» - блины и тоже устраивали праздник поедания солнца.
Самый длинный день года (22 июня) стал праздником в честь Солнца - Купальским днём. Разгоняли и скатывали с берега в реку зажженное колесо. Это означало, что день покатился на убыль. Считали что при этом Дажбог выезжает в разукрашенной повозке из дворца навстречу Луне. В ночь на 23 июня не спали, карауля встречу солнца и луны. На холмах, полянах, у озер и рек водили хороводы и пели. Жгли костры, бросая в огонь соломенные куклы, и прыгали через пламя. В купальскую ночь ждали небывалых чудес - цветения папоротника, появления духов. На рассвете усталые, но счастливые люди входили в реку и купались, очищаясь от болезней и злых напастей.
У восточных славян усложнились обряды похорон. Для погребальных костров очерчивали особые священные круглые или квадратные площадки-крады. Чаще всего умерших продолжали сжигать в лодках. Над пеплом насыпали невысокие курганы и родственники умершего устраивали там в его честь поминки-тризну. Считалось, что душа с дымом поднимается до своей звезды. Там она и переходит в царство мертвых (вырий). Иногда душу относят жаворонки. День прилета жаворонков - 9 марта - считался днем поминовения умерших. На могилы приносили пищу, ели сами и угощали чуров, грустили о родителях, рассказывали о них детям. Души людей, не похороненных по обычаям предков, злодейски убитых и не отомщенных, павших на чужбине, чувствовали себя неприкаянными. Они тосковали, мешали живым, поднимали упырей из могил. Души преступников тоже не попадали в вырий. Им предстояло вечно бродить по болотам в виде тусклых огоньков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Европейская цивилизация"
Книги похожие на "Европейская цивилизация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лукьянов - Европейская цивилизация"
Отзывы читателей о книге "Европейская цивилизация", комментарии и мнения людей о произведении.