Л. Гаррос - Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне"
Описание и краткое содержание "Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне" читать бесплатно онлайн.
Первая часть работы о флоте Франции во Второй мировой войне. Охватывает период до английской операции "Угроза" против Дакара. Вторая часть, публикуемая на русском языке впервые, описывает операции французского флота в отдаленных районах, операцию "Торч", самозатопление флота в Тулоне и возрождение флота. Читателю также будут интересны и приложения. Книга написана весьма тенденциозно.
© Перевод И.П. Шмелева
© Е.А. Грановский. Комментарии к 1-й части, 1997
© М.Э. Морозов. Комментарии к 2-й части
© Е.А. Грановский, М.Э. Морозов. Составление и оформление, 1997
24 июня пришло важное послание, которое не было отменено и оставалось в силе до ноября 1942 г. Оно заключало "секретный устав французского флота" по отношению к державам "оси". Он звучал так:
"1. Демобилизованные корабли остаются французскими, с французскими флагами, с сокращенными экипажами в портах метрополии или колониях.
2. О секретных мерах предосторожности против диверсий, предпринятых либо врагами, либо другими державами или захвата корабля, не имеющего возможности сопротивляться.
3. Если комиссия по перемирию как-нибудь иначе станет трактовать пункт 1, изложенный выше, то в этом случае корабль без какого-либо особого приказа должен уйти в США или затопиться, если он не сможет иначе избегнуть захвата врагом".
26 июня адмирал издал приказ по флоту:
"1. Я имею условия перемирия, которые ни коим образом не являются позорными[64].
2. Еще, и в последний раз, повторяю, что мы сохраним все наши корабли и все самолеты морской авиации, и что служебный персонал не будет ограничен. Наши противники не будут трогать флот вплоть до заключения мирного договора.
3. Ныне речь идет о том, чтобы с достоинством принять подписанные соглашения. Немедленно отвечать на корыстные призывы извне о передаче национальных территорий в качестве германской провинции. Не должно слушать наших бывших союзников. Думайте, французы, действуйте французы.
4. Все должны ждать на месте моих приказов, которые последуют в ближайшие дни".
Завершил он свой приказ призывом поддерживать воинский дух и дисциплину. Он никогда не изменил своей линии поведения и от нее не отступился.
Моряки были ошеломлены поражением. Но большинство выполнило приказ адмирала и осталось верным правительству маршала Петэна. Сохранят ли другие нации, кроме Англии, дипломатические отношения с ним? Славный маршал был поддержан народом. Де Голль сказал, что "они собираются вокруг него, чтобы сохранить мебель…" Моряки полагали, что флот, остающийся в руках правительства, представляет силу, способную противостоять претензиям всего мира. Франция побеждена, но это не навсегда. Будут и лучшие времена. Поживем — увидим[65]. Так полагало большинство нации в 1940 г. Перемирие все же сохранило человеческие жизни и подготовило будущее.
Рис. 30 Французские корабли в Мерс-эль-Кебира, июнь 1940 г.АНГЛИЯ И ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛОТ
Под этим термином мы понимаем все те операции, которые развернулись 3 июля 1940 г. против французских кораблей, укрывшихся в британских портах, а также собравшихся в Мерс-эль-Кебире и Александрии.
Англия всегда в своей истории атаковала морские силы своих врагов, друзей и нейтралов, которые казались ей слишком развитыми, и не считалась ни с чьими правами. Народ, защищавшийся в критических условиях, пренебрегал международным правом. Франция же всегда следовала ему, и в 1940 г. тоже[66].
Французские моряки после июньского перемирия должны были опасаться англичан. Но они не могли поверить, что боевое товарищество будет так быстро забыто. Англия же опасалась перехода флота Дарлана к неприятелю. Если бы этот флот попал в руки немцев, то ситуация из критической стала бы гибельной для них. Уверения же Гитлера, в понимании британского правительства, не имели значения, и вполне был возможен союз Франции с Германией. Англичане утратили свое хладнокровие[67].
Захват кораблейК 3 июля в британских портах находились следующие корабли.
В Портсмуте: линкор "Курбэ", лидер "Леопар", миноносцы "Бранльба", "Кордельер", "Флор", "Энкомприз", "Мельпомен", авизо "Бразза", "Амьен", "Аррас", "Каприсьез", "Дилижант", "Эпиналь" и минный заградитель "Поллюкс".
В Плимуте: линкор "Париж", лидер "Триомфан", миноносцы "Буклье", "Мистраль", "Ураган", авизо "Бельфор", "Шеврей", "Куси", "Коммандан Дюбок", подводные лодки "Сюркуф", "Жюнон", "Манере".
В Фалмуте: корабль-цель "Энпассибль", авизо "Коммандан Домине", "Мокез", "Сюипп", подводные лодки "Орьон", "Ондин".
В Данди: подводная лодка "Рюби".
Это не считая вспомогательных и торговых судов, всего около 200 единиц, из коих некоторые в аварийном состоянии, в силу чего не могли уйти в Северную Африку. Британские морские власти отказывались ремонтировать те из них, которые проявляли желание уйти.
Командующий британским флотом первые инструкции своего правительства получил 27 июня. 29-го в Лондоне происходило совещание лордов адмиралтейства, на котором рассматривались широкие планы.
В Портсмуте старшим французским начальником был адмирал Годен де Вилэн. Английский адмирал Джеймс вежливо предложил ему ввести в порт и те корабли, что стояли на Спитхедском рейде, где захватить их было бы труднее. Он обосновал это необходимостью освободить рейд для учений. Французский адмирал согласился.
2 июля вечером в Плимуте адмирал Несмит пригласил к своему столу адмирала Кейоля, старшего французского начальника. За ужином царила сердечная обстановка. Тем временем британские военные отряды направились в порт. Операция началась в 03:45 на всех французских кораблях. Начиналось с переговоров с командиром корабля, затем британские солдаты и матросы с оружием в руках арестовывали французов. Линкор "Париж" был захвачен отрядом из 700 человек. Сопротивления оказано не было, кроме как на подводной лодке "Сюркуф" и эсминце "Мистраль", где имелись убитые[68]. В общем же, никто такого не ожидал. Что теперь делать с захваченными кораблями?
Возникновение военно-морских сил Свободной Франции[69]Небольшое число французских офицеров и матросов выразило желание воевать на стороне Англии. 26 июня подводная лодка "Нарваль" (капитан-лейтенант Дрогу) вышла из Суса и пришла на Мальту. Позже (в декабре 1940 г.) она пропала без вести в боях против итальянцев. Адмирал Мюзелье, который в 1939 г. командовал флотом в Марселе, смещенный со своего поста адмиралом Дарланом, упрекнул последнего в интригах с парламентерами. Мюзелье был человеком интеллигентным и энергичным. Он оставался в Марселе до 23 июня, когда тайно покинул его на британском угольщике "Цидония" у ушедшим в Гибралтар. Там он собрал под свое начало несколько торговых судов: "Форбэн", "Анадир", "Рен", а также вооружений траулер "Президан Удюс" и итальянский приз "Капо Ольмо". Затем он прибыл в Лондон, 1 июля встретился с генералом де Голлем и был им назначен командующим оставшимися свободными морскими силами Франции, которые имелись в различных пунктах дислокации. Он также получил временное назначение командующего ВВС. Сотрудничество этих двух людей, проходившее не без трения, завершилось два года спустя отставкой Мюзелье. После захвата 3 июля адмирал затребовал эти корабли. Но он не имел достаточно людей для их укомплектования, а призывы к "отказникам" остались тщетными. Англичане предоставили ему следующие корабли: крейсер "Сюффрен"[70], авизо "Коммандан Дюбок", подводную лодку "Минерв", траулеры "Вейян", "Викэн".
В августе Мюзелье получил лидер "Триомфан", авизо "Саворньян де Бразза", "Шеврей", "Коммандан Домине", "Мокез", подводные лодки "Сюркуф" и "Жюнон", тральщики "Конгр", "Люсьен-Жанн" и "Пульмик". Наконец, в сентябре — лидер "Леопар" и миноносец "Мельпомен"[71]. Требовалось достаточно времени, чтобы привести эти корабли в боеготовое состояние.
С экипажами, покинувшими свои корабли, после 3 июля обращались без церемоний, также как и с уцелевшими французскими торговыми судами. "Мекнес" был атакован в Ла-Манше германскими торпедными катерами и потоплен с большим числом жертв[72].
Англичане говорили: "Вы видели, с какой легкостью мы захватили эти корабли. Немцы могли бы сделать то же самое во французских портах". Это было не совсем так, как мы увидим позже в Тулоне[73]. Напоследок напомним, что пять французских торговых судов были захвачены 3 июля в зоне Суэцкого канала. Это были транспорты "Президан Думер", "Феликс Руссель", "Кап-Сен-Жак", танкеры "Мельпомен" и "Роксан".
Вечером 22 июня 1940 г. британское правительство получило сведения об условиях перемирия по флоту, запрошенного Францией. До сих пор памятна атмосфера ужаса, безнадежности, которая господствовала в этот период нашей истории. Франция лежала разгромленная, обессиленная. Ее граждане беспорядочно бежали по всем дорогам под бомбежками, моля, чтобы, наконец, перемирие было подписано любой ценой.
Англия уже видела угрозу своим берегам, атакованным парашютистами врага. Чего требуют победители? А что будет с французским флотом, превосходным, могучим, непобежденным, чей выход из боевых действий приведет к громадному смещению равновесия в морских силах? И что произойдет на Средиземном море, где итальянский флот окажется в положении, когда его не смогут сдержать слабые британские эскадры, состоящие, к тому же, из старых кораблей?
Ошибка в толкованииПо всей видимости, англичане ошибочно истолковали фразу, что французские боевые корабли будут "демилитаризованы и разоружены под контролем Италии и Германии". Они полагали, что эти корабли, как боевые единицы достанутся Германии и Италии. Британцы опасались, что это на самом деле будет не демилитаризация под контролем победителей, а что сами корабли перейдут под контроль, т. е. в руки врага и станут его оружием. Следует сказать, что это было также интерпретацией генерала де Голля, о чем он и заявлял в своих выступлениях по британскому радио 26 июня, 2 и 8 июля: "Наш флот, наши самолеты, наши танки, наше оружие, неповрежденными попавшие в руки противника, могут использоваться против наших союзников…" (26 июня). "Дюкен, Турвилль, Курбэ, Гепрат никогда не согласились бы с тем, чтобы их неповрежденные корабли попали в руки противника" (2 июля). "В силу позорных переговоров, которые вело правительство в Бордо, оно согласилось передать наши корабли в распоряжение врага" (8 июля).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне"
Книги похожие на "Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Л. Гаррос - Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне"
Отзывы читателей о книге "Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне", комментарии и мнения людей о произведении.