Патрик Бизли - Разведка особого назначения. История оперативного разведывательного центра английского адмиралтейства 1939-1945

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Разведка особого назначения. История оперативного разведывательного центра английского адмиралтейства 1939-1945"
Описание и краткое содержание "Разведка особого назначения. История оперативного разведывательного центра английского адмиралтейства 1939-1945" читать бесплатно онлайн.
Из предисловия: Предлагаемая вниманию советских читателей книга «Разведка особого назначения», написанная английским автором Патриком Бизли и опубликованная в Лондоне в 1977 г., дополняет довольно широкий и известный в СССР перечень изданных на Западе и частично переведенных на русский язык книг, относящихся к истории второй мировой войны, и в частности войны на море. […] Специфическая сторона, отличающая книгу П. Бизли от многих других американских и английских книг, изданных и переведенных на Западе, заключается в том, что автор освещает… малоизвестную область одного из важнейших видов обеспечения подготовки и ведения боевых действий различного масштаба — разведывательного обеспечения.
12 октября Уинн писал: «Из 100 или более немецких подводных лодок в Атлантике от одной до двух третей находятся в северной части Атлантического океана между широтами Азорских островов и Исландии и между 25° и 45° западной долготы. Удивительно, как они не перехватывают конвои в этих районах. Большинство конвоев сообщает об участившемся очень эффективном содействии, оказываемом самолетами, которые базируются в Исландии. Не раз доказано, что своевременное воздушное прикрытие может эффективно помешать осуществлению преследования караванов и помочь им избежать опасности встречи с противником».
Соответствующие учреждения союзников, имевшие дело с маршрутами караванов, сталкивались с другой трудностью. Англичане располагали ограниченными запасами бункерного топлива. Именно по этой причине приходилось проводить конвои кратчайшим путем, по дуге большого круга, и исключать значительные отступления от него, а не из упрямства, как предполагали немцы, и не из боязни выдать существование специальной разведки, как недавно утверждал автор одной работы [72]; которому не был известен тот факт, что специальная разведка в части, касающейся подводных лодок в Атлантике, в то время не давала результатов.
Между прочим, появился класс судов, для которых следование с эпизодическими изменениями курса было не только возможно, но и необходимо [73]. Речь идет о «монстрах» — шести крупнейших в мире пассажирских лайнерах, тоннаж которых составлял: у лайнеров, названных в честь двух королев Мэри и Элизабет, — свыше 80 000 тонн, у лайнеров типа «Мавритания» — 35 000 тонн. Они занимались тогда доставкой крупных контингентов американских войск из Нью-Йорка в Клайд. Эта операция была важнейшей предпосылкой для открытия второго фронта. Каждая из «королев» с экипажами свыше 1000 человек перевозила за один рейс более 15 000 солдат и офицеров. Как и другие лайнеры, они ходили автономно, полагаясь в смысле безопасности целиком на свою скорость. Потопление хотя бы одного такого лайнера было бы равносильно проигрышу крупного сражения на суше. Поэтому легко понять, с какой тщательностью разрабатывались маршруты их шестидневного пути и с каким вниманием следили «ОР-20» в Вашингтоне и ОРЦ в Адмиралтействе за их переходами. При их скоростях проблемы с маневрированием на маршруте не возникало. Важно было лишь вовремя обнаружить грозившую им опасность. О точности прогнозирования обстановки, которым занимались поисковые секции двух стран, в какой-то мере говорит тот факт, что, хотя с середины 1942 г. «монстры» беспрерывно пересекали океан в оба конца вплоть до «Ди-Дей» [74] и даже после этого, их редко обнаруживал противник. Ни одно из этих судов не было потеряно.
Атаки на караваны судов союзных стран, курсировавших между Англией и Америкой и между Англией и Западной Африкой, продолжались весь сентябрь и октябрь. Потери обеих сторон возросли. Одни караваны уводились от грозившей им опасности, другим приходилось встречаться с массированными атаками до двадцати пяти подводных лодок. В ряде случаев корабли сопровождения, особенно эскадренные миноносцы, на которых были установлены радары последних моделей, да еще при наличии воздушного прикрытия наносили большие потери подводным силам. В других случаях баланс был в пользу немцев. Можно как минимум считать, что секции поиска подводных лодок действительно удавалось оградить некоторые конвои от атак «волчьих стай». В тех же случаях, когда это было невозможно сделать, незамедлительно выяснялся характер обстановки я при первой же возможности организовывалась дополнительная помощь, которая поступала к месту происшествий почти без задержки.
8 ноября союзники начали операцию «Факел» — высадку в Северной Африке, в портах Алжир и Оран на Средиземном море, и в Касабланке и Лиотее на Атлантическом побережье Марокко. Все войска, их оружие, техника, боеприпасы, горючее и продовольствие доставлялись караванами судов прямо из Англии и Соединенных Штатов. Для этого потребовалась сложная и очень тщательная подготовка. Например, между 22 октября и 1 ноября из Клайда отбыли шесть конвоев с десантными войсками в составе 158 транспортных судов и 52 кораблей сопровождения. Скорость конвоев варьировалась от семи до тринадцати узлов. Между 2 и 30 октября отбыли еще шесть тихоходных конвоев в составе 84 судов и 40 кораблей сопровождения. Маршруты для всей этой армады разрабатывались в самый последний момент. Над ними напряженно трудился двое суток вместе с Уинном начальник отдела движения управления торгового судоходства коммандер Холл [75].
К концу сентября Уинн выдал прогноз по поводу максимально вероятной угрозы для хода операции «Факел» со стороны немецких подводных лодок. Любое мощное и успешное нападение их на суда с десантными войсками могло бы, естественно, серьезно повлиять на исход этой операции. Уинн утверждал: если противник заранее не узнает о готовившемся вторжении, то западнее Гибралтара — в узловом пункте, через который пройдут все английские конвои, — у немцев в день вторжения вряд ли будет больше двух подводных лодок. Через два дня их число возрастет до десяти, а через четыре — до семнадцати. Если Дениц решит сразу направить лодки из портов в Бискайском заливе, то через четверо суток после дня вторжения их число возрастет до двадцати четырех, а через восемь дней — до тридцати двух. Если же на данном этапе в этот район будут направлены подводные лодки из Германии и те, что уже развернуты в Северной Атлантике, то их общее число на одиннадцатый день операции будет 49. К этому Уинн добавил: «Следует отметить, что отвлечение подводных лодок двух последних категорий привело бы к реальному, хотя и временному ослаблению их действий против (торговых) конвоев. Надо учитывать, что по истечении первых десяти дней противник вынужден будет принять решение о том, стоит ли ему свертывать еще больше боевые операции в отношении торгового судоходства и военных перевозок, чтобы увеличить силы в районе Гибралтара, которые, как уже упоминалось, могут численно составить до 50 подводных лодок». По оценке, содержавшейся в тех же расчетах, на западе Средиземноморья противник мог сосредоточить максимум 31 итальянскую, 6 французских и 6 немецких лодок. Эта оценка возможностей немцев была точной, но окончательный результат во многом зависел, конечно, от их реакции, которую заранее предсказать нельзя. Главный морской штаб, по-видимому, исходил — и, быть может, вполне разумно — из наиболее неблагоприятного варианта возможной обстановки и действовал с учетом того, что немцам удастся сосредоточить западнее Гибралтара до назначенного дня высадки десанта примерно пятьдесят подводных лодок. Предполагалось, что они проведают о намерениях союзников как минимум за одиннадцать дней до операции. Хотя на самом деле этого не произошло, Дениц к концу октября все же имел в указанном районе соединение из десяти лодок; секция поиска своевременно установила их присутствие, но потом, по счастливой случайности, Дениц решил отвести подводные лодки ближе к о-ву Мадейра, чтобы провести атаку на караван судов, державший курс на север. Вплоть до начала высадки немцы пребывали в блаженном неведении об операции «Факел». Затем они отреагировали почти так, как предсказывал Уинн, за исключением того обстоятельства, что некоторым лодкам, прибывшим к месту событий, было приказано войти в Средиземное море. Те же лодки, которые находились у Гибралтара и у побережья Марокко, подверглись ожесточенной атаке сосредоточенных в этом районе английских противолодочных сил, развернутых здесь в соответствии с прогнозами Уинна. В связи с этим Дениц убедил ставку Гитлера не заставлять его перебрасывать все силы из Северной Атлантики на театр военных действий, который он справедливо считал второстепенным. Тем не менее, уменьшение имевшихся в его распоряжении сил, выполнявших главную задачу, связанную с ударами по конвоям, явилось существенным фактором в снижении потерь союзников в Северной Атлантике на протяжении последующих двух месяцев.
В сущности, обстановка была весьма благоприятной для третьего немецкого «золотого времени». Чтобы обеспечить необходимое прикрытие английских конвоев и сил сопровождения — линкоров, авианосцев и крейсеров, занятых в операции «Факел», — пришлось значительно уменьшить эскортные группы кораблей, сопровождавших караваны судов в Атлантике. Выведены были из состава конвоя и все эскортные авианосцы, которые давно ожидались для того, чтобы закрыть бреши в воздушном сопровождении караванов, следовавших через Атлантический океан. Караваны судов оказались не прикрытыми с воздуха, а торговые суда, следовавшие из Кейптауна и Западной Африки, вообще ходили в одиночном порядке до Тринидада, где они примыкали к американской прибрежной конвойной системе, которая после долгих ожиданий стала функционировать более четко и эффективно. Далее они шли к Галифаксу. Роскилл отмечает, что «такое достижение было бы немыслимо без централизованного контроля за судоходством со стороны Адмиралтейства». К этому можно добавить: и без весьма тесного и эффективного сотрудничества между секцией поиска подводных лодок и отделом движения торговых судов во главе с Холлом [76].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Разведка особого назначения. История оперативного разведывательного центра английского адмиралтейства 1939-1945"
Книги похожие на "Разведка особого назначения. История оперативного разведывательного центра английского адмиралтейства 1939-1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Патрик Бизли - Разведка особого назначения. История оперативного разведывательного центра английского адмиралтейства 1939-1945"
Отзывы читателей о книге "Разведка особого назначения. История оперативного разведывательного центра английского адмиралтейства 1939-1945", комментарии и мнения людей о произведении.