Михаил Шойфет - Нераскрытые тайны гипноза

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Нераскрытые тайны гипноза"
Описание и краткое содержание "Нераскрытые тайны гипноза" читать бесплатно онлайн.
Книга известного гипнотизера М. С. Шойфета представляет собой первое в России фундаментальное исследование истории, а также разнообразных психических и физиологических аспектов одного из самых загадочных явлений человеческой психики — гипноза.
Прим. верстальщика: для нормального просмотра таблиц в текстовом виде рекомендуется использовать соответствующие программы, например CoolReader3.
В поведении Д. Рише поразило, что она, в отличие от X., не отрешилась от действительности и сознает, где находится и кто вокруг. Но среди этого правильно воспринимаемого мира возникают обманы чувств. Она видела Рише, сидящего на стуле, что соответствует действительности, и вместе с тем она видела у него на коленях собаку и гладила ее, хотя эта собака — не более чем игра ее воображения. Рише внушает Д.: «Вот там бегают две крысы». Она с любопытством и испугом следит глазами за этими увиденными животными. Но когда тут же Рише внушает: «Погладьте собачку, лежащую у меня на коленях», она гладит пустое место и при этом спрашивает: «А где собачка, я ее не чувствую». Такие обманы чувств, галлюциноиды, обычно появляются у душевнобольных людей.
Одной из своих подопечных Ж. Льежуа внушил по ее просьбе, что она увидит своего отца, умершего несколько лет назад; другой — что она увидит брата, офицера морской пехоты, находящегося в Тонкине. Обе дамы были счастливы, что видели, осязали и говорили со своими родственниками.
Коль скоро мы заговорили о Жюле Жозефе Льежуа (Liegeois J. J., 1833–1908), расскажем о его ценном вкладе в развитие темы «Преступность и гипноз». Представитель Нансийской школы, Льежуа, будучи доктором права, профессором юридического факультета университета Нанси, своими яркими работами, в частности собранными в книге «О внушении и сомнамбулизме применительно к юридической и судебной медицине» (1889), показал важность роли внушения в судебной практике. Льежуа указывал на «необходимость обращать в суде внимание на внушение, так как, не распознав его последствий, можно допустить серьезные ошибки, которые могут быть чреваты последствиями как для подсудимых, так и для следствия». Льежуа провел много десятков криминалистических экспериментов с использованием гипнотических и постгипнотических внушений преступного характера.
В 1884 году Льежуа прочел доклад в Академии нравственных и политических наук, в котором рассказал о результатах опытов внушения преступных деяний. Например, в присутствии судебных чинов он заставил девушку выстрелить из револьвера, который она считала заряженным, в собственную мать; другая всыпала воображаемый порошок мышьяка в воду, приготовленную для ее родственницы. В заключение он сделал заявление: «Всякий человек, находящийся в гипносомнамбулическом состоянии, становится в руках экспериментатора совершенным автоматом как в нравственном, так и в физическом отношении. Его можно сравнивать с глиной, которую горшечник мнет как хочет, придавая ей самые разнообразные формы. Часто сомнамбула сама опережает желания своего гипнотизера… Идеи, развившиеся произвольно или под влиянием воспоминания, чувства или тенденции, симпатии или антипатии, любовь или ненависть, предрассудки, страсти — все это может быть сразу изменено, извращено, низвергнуто… Не будучи свидетелем, нельзя даже представить, до какой степени может дойти покорность субъекта. Из этого делаем заключение, что у гипнотика, которого толкнули на какое-либо преступление, совершенно отсутствует осознание, поэтому он не отвечает за свои поступки и должен быть оправдан. Виновен только тот, кто сделал внушение, его одного надо преследовать и наказывать. Сомнамбула была для него только орудием, подобно пистолету, содержащему пулю, или сосуду с ядом».
Здесь не место подробно обсуждать заявление Льежуа, отметим лишь, что он чересчур категоричен. Дело в том, что он экспериментировал в клинике Льебо, где постоянными опытами у сомнамбул вырабатывали рефлекс подчинения. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что они вели себя как «автоматы». Нет уверенности, что при других обстоятельствах испытуемые были бы так же исполнительны. Кроме того, опыты проводились с бутафорскими орудиями преступлений и направлялись людьми, завоевавшими доверие у сомнамбул, которые изначально были уверены, что никто не собирается их руками осуществлять преступный замысел. Как далеко зашел Льежуа в своем убеждении о силе противоправных внушений в гипнозе, видно из его слов: «Если глядеть в упор за столом, в салоне, в театре, в железнодорожном купе, то тот, на кого глядишь, исполнит внушенное действие» (Liegeois, 1889).
Когда знакомишься с мнением Льежуа, не покидает чувство, что он смешивает сомнамбул с патологически внушаемыми лицами или с некоторыми психически больными. Но даже в отношении последних можно сказать, что если и толкает их на убийство слепая сила, то они, тем не менее, более или менее успешно сопротивляются этой силе. В психиатрической литературе отмечаются случаи, когда больные не шли на поводу у своих галлюцинаций, принуждающих их к убийству. Находящийся в гипносомнамбулизме, во-первых, отдает себе отчет в своих действиях и, если содержание внушения не согласуется с его моральными нормами, не будет его выполнять. Во-вторых, у него есть возможность оказать сопротивление, то есть обнаружить контрвнушение преступным суггестиям. Тем не менее в теме криминальных внушений обобщения недопустимы. Необходимо анализировать структуру личности конкретных исполнителей, степень их внушаемости и характер внушений. В данном формате нельзя и пытаться должным образом отразить влияние всех факторов на результат.
Негативные галлюцинации
Наиболее интересный гипносомнамбулический феномен — негативные галлюцинации, характеризующиеся потерей реальности сенсорного впечатления. Внушить негативные галлюцинации означает запретить видеть реально существующие предметы или людей. Негативные галлюцинации отличаются от позитивных сенсорных галлюцинаций тем, что возникают после внушений видеть и чувствовать то, чего нет.
В старые времена этот феномен называли «отрицательная галлюцинация», и данный термин И. М. Бернгейм считал вполне пригодным. Но А. Бине и Ш. Фере сочли его неудовлетворительным. Вместо него они предложили выражение «системная анестезия». Термин претерпел изменения, и, как мы видим сегодня, это «негативная» сенсорная галлюцинация. Следует оговориться, описанное явление не относится к галлюцинациям в настоящем смысле слова, так как оно представляется не мнимым восприятием, а отсутствием восприятия или невключением в круг сознания чувственной группы «впечатлений». Поэтому сам термин «негативная галлюцинация» может быть сохранен условно, как передающий внешнюю форму явления. По существу же негативная галлюцинация представляет собой внушение не воспринимать действительность.
Стоит особо подчеркнуть, что негативные галлюцинации являются верным признаком наступления полного гипносомнамбулизма (и это притом, что глаза у сомнамбулы открыты). Внушая видеть то, чего нет, и не видеть то, что находится вокруг, экспериментаторы добивались любопытных эффектов. К примеру, Бине и Фере внушили сомнамбуле Катрин:
— После пробуждения вы не будете видеть Фере, но услышите его голос.
— Я ушел! Меня нет! — сказал Фере.
А сам в этот момент уселся в кресло и закурил сигару. Девушка открывает глаза и видит феерическую картину: сигара курится сама, из нее валят клубы дыма. От этого видения она совершенно теряется. В это же время, чтобы усилить впечатление, Фере передвигает стулья, открывает и закрывает двери, снимает и надевает шляпу. Катрин, видя эти проделки, бурно реагирует, восклицая:
— Это фокусы!
Думая, что шляпа висит на нитке, она становится на стул, чтобы найти эту нитку, но тщетно. В этот момент на Фере накидывают плащ. Катрин в растерянности, она видит, что плащ колеблется и постепенно принимает форму человека. Она жалуется усталым голосом:
— Вокруг меня приведения: стулья передвигаются невидимой силой, двери отпираются сами, шляпа и плащ летают сами по себе.
Для усиления эффекта Фере бросил ей перчатку, пугая:
— Это змея.
Катрин побледнела и застыла в немом испуге как изваяние. По мере того как страсти накалялись, она приходила все в большее волнение. Наконец она заявила:
— Голос духов царапает мне мозги, словно острые когти. Зсли их проделки будут продолжаться, я сойду с ума.
Затем началось представление следующего рода. Фере становится позади Катрин, и, в то время как она спокойно беседовала с окружающими, он прикасается то к ее носу, го к щеке, то ко лбу и т. д. Всякий раз после очередного прикосновения Катрин подносила руку к лицу и что-то с него стряхивала. На вопрос, зачем она это делает, Катрин отвечала:
— У меня чешется лицо, я его тру.
Затем ей предлагают произвести удар по воздуху. В момент нанесения удара Фере останавливает руку и спрашивает:
— Что случилось?
— Как будто судорога, — отвечает она и пытается объяснить происходящее с ней. Но ее объяснения граничат с бредом сумасшедшего.
Стоит обратить внимание на некоторые частности негативной галлюцинации. Если невидимым делается какой-нибудь маленький, несложный предмет, то испытуемый не видит только его, но если внушить, что весь человек невидим, то картина более любопытная. Загипнотизированный не только не видит самого человека и его одежды, но и предметов, которые этот человек вытаскивает из своих карманов. Например, носовой платок, часы, ключи и т. д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Нераскрытые тайны гипноза"
Книги похожие на "Нераскрытые тайны гипноза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Шойфет - Нераскрытые тайны гипноза"
Отзывы читателей о книге "Нераскрытые тайны гипноза", комментарии и мнения людей о произведении.