Ганс Гадамер - Актуальность прекрасного
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Актуальность прекрасного"
Описание и краткое содержание "Актуальность прекрасного" читать бесплатно онлайн.
В сборнике представлены работы крупнейшего из философов XX века — Ганса Георга Гадамера (род. в 1900 г.). Гадамер — глава одного из ведущих направлений современного философствования — герменевтики. Его труды неоднократно переиздавались и переведены на многие европейские языки. Гадамер является также всемирно признанным авторитетом в области классической филологии и эстетики. Сборник отражает как общефилософскую, так и конкретно-научную стороны творчества Гадамера, включая его статьи о живописи, театре и литературе. Практически все работы, охватывающие период с 1943 по 1977 год, публикуются на русском языке впервые. Книга открывается Вступительным словом автора, написанным специально для данного издания.
Рассчитана на философов, искусствоведов, а также на всех читателей, интересующихся проблемами теории и истории культуры.
Парменид (ок. 515 — ок. 544 до н. э.) — древнегреческий философ 37, 39
Пикассо (Picasso), Пабло (Пабло Руис Бласко, 1881–1973) — французский художник 166,168, 176, 233, 293
Пиндар (518–442/438 до н. э.) — Древнегреческий поэт 144, 208, 255
Пифагор (VI в. до н. э.) — древнегреческий философ 238
Платон (428/427—348/347 до н. э.)
12, 25, 31, 37, 38, 44, 45, 85, 86, 88,
117—119, 123–125, 131, 133, 144, 146, 151, 194, 201, 236, 239, 240, 266, 276, 277, 279, 282, 298
Плесснер (Plessner), Хельмут (1892–1985) — немецкий философ 315
Пруст (Proust), Марсель (1871–1922) — французский писатель 229
Рамбах (Rambach), Иоганн Якоб (1693–1735) — немецкий теолог 197, 198
Ранке (Ranke), Леопольд фон (1795–1886) — немецкий историк 47
Рейнхардт (Reinhardt), Карл 242 Рикёр (Ricocur), Поль (р. 1913) — французский философ 135
Рильке (Rilke), Райнер Мария <1875–1926) — австрийский поэт 99, 114, 135, 165 Розенцвейг (Rosenzweig), Франц (1886–1929) — немецкий философ 87
Рюкер т (Rukert), Фридрих (1788–1866) — немецкий поэт 153
Сартр (Sartre), Жан-Поль (1905–1980) — французский философ 116
Сен-Симон (Saint-Simon), Клод Анри, де
Рувруа (1675–1755) — французский социалист-утопист 95
Сезанн (Cezanne), Поль <1839–1906) — французский художник 168, 182, 184, 271 Симон (Simon), Рихард (1638–1712) — католический теолог 198
Сократ (ок. 470–399 до н. э.) II, 12, 42, 84, 86, 131
Сорель (Sorel), Жорж (1847–1922) — французский публицист 95
Софокл (ок. 486–406 до и. э.) 10, 225, 226, 320
Стендаль (Stendhal,наст. имя — Анри- Мари Бейль, 1783–1842) — французский писатель 116
Тацит (Tacitus), Публий Корнелий (55— 120) — римский историк 205, 266
Тибо (Thibaut), Антон Фридрих (1772–1840) — немецкий юрист 190
Толстой Лев Николаевич (1828–1910) — русский писатель 116
Тракль (Trakl), Георг (1887–1914) — австрийский поэт 150
Трельч (Troltsch), Эрнст (1865–1923) — немецкий теолог, историк религии, философ 93
Тьеполо (Tiepolo), Джованни Баттиста (1696–1770) — итальянский художник 174
Уайтхед (Whitehead), Альфред Норт (1861–1947) — английский логик и философ 12
Удине (Udine), Джованни де (Джованни Нанни, 1487–1564) — итальянский художник 182
Фидий (нач. V в. — 432/431 до н. э.) — древнегреческий скульптор 10
Фидлер (Fiedler), Конрад (1841–1895) — немецкий теоретик искусства 167, 169
Фихте (Fichte), Иоганн Готлиб (1762–1814) — немецкий философ 47, 211
Флаций (Flacius), Маттиас (1520–1575) — немецкий протестантский теолог 189,
196, 198–201, 203
Франке (Francke), Август Герман (1663–1727) — немецкий теолог 197
Фрейд (Freud), Зигмунд (1856–1939) — австрийский психиатр 10
Фубини (Fubini), М. — современный итальянский музыковед 231
Фукидид (460–400 до н. э.) — древнегреческий историк 50
Хайдеггер (Heidegger), Мартин (1889–1976) — немецкий философ 9—13, 18, 20–22, 24, 72, 74–78, 88, 98, 100–105, 107–114, 116, 125–129, 140, 192, 301
Хеем (Нееш), Ян de (1606–1683/1684) — нидерландский художник 191
Хейзинга (Huizinga), Йохан (1872‘—
— нидерландский историк и философ 287
Хеллинграт (Hellingrath), Норберпг фон (1886–1916) — немецкий издатель 208
Цвингли (Zwingli), Ульрих (1484–1531) — швейцарский деятель Реформации 302 -
Делан (Celan), Пауль (1920–1970) — австрийский поэт 142
Цицерон (Cicero), Марк Туллий (106—43 до н. э.) — римский оратор, государственный деятель 192, 193
Шекспир (Shakespeare), Уильям (1564–1616) 10, 155, 286
Шелер (Scheler), Макс (1874–1928) — немецкий философ 17, 315
Шелли (Shelley), Перси Бииш (1792–1822) — английский поэт 254
Шеллинг (Shelling), Фридрих Вильгельм (1775–1854) — немецкий философ 7, 154 Шефтсбери. (Shaftesbury), Антони Эшли Купер (1671–1713) — английский философ- моралист 254
Шиллер (Schiller), Фридрих (1759–1805) — немецкий поэт и драматург, теоретик искусства 107, 126, 135, 141, 161, 207, 208, 278, 297, 301
Шлег ель (Schlegel), Фридрих (1772–1829) — немецкий философ и теоретик искусства 85
Шлейермахер (Schlciermacher), Фридрих (1768–1834) — немецкий протестантский теолог и философ 14, 73, 74, 79, 85, 189, 190, 192, 205
Шопенгауэр (Schopenhauer), Артур (1788–1860) — немецкий философ 116
Шпенглер (Spengler), Освальд (1889—
— немецкий философ и историк 100 Штайгер (Sîaiger), Эмиль <1908–1987) — швейцарский теоретик литературы 76
Штурм (Sturm), Иоганн (1507–1589) — немсцк. ий теолог 196
Шульце (Schulze), Бернхард (р. 1915) — немецкий художник 177
Шюпщ (Schutz), Генрих (I585-1672) — немецкий композитор 267
Эбнер (Ebner), Фердинанд (1882–1931) — австрийский философ 87
Эйнштейн (Einstein), Альберт (1879–1955) — немецкий физик 166
Эрнст (Ernst), Макс (1891–1976) — немецкий художник 176
Эрнст (Ernst), Пауль (1866–1933) — немецкий писатель 100
Эсхил (ок. 525–456 до н. э.) 242, 249–252, 320
Юнгиус (U n gi us), Иоахим (1585–1657) — немецкий ученый, математик, логик, физик, зоолог, астроном 188
Ясперс (Jaspers), Карл( 1883–1969) — немецкий философ 21, 86, 116.
Baemler А. 281
Bœhm G. 271
Friedrichs И. 137
Henrich D. 149, 262–265, 268
Honigswald R. 314
Jager H. 191, 201, 202
Jauss H. R. 149
Koller H. 303
Kommereil M. 219
Kosseleck R. 275
Lagus J. 188
Oeltinger 64
Preisendanz W. 150, 154 Redeker M. 189 Sterling Ch. 181 Trous son R. 242 Vetter E. 180 Warren О. 171 Wellek R. 174
Примечания
1
© Г. Г. Гада мер, 1991 г.
© Перевод Ал. В. Михайлова, 1991 г.
См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., «Прогресс», 1988.
2
Студенческие годы Гадамера —1918—922. Философию Ницше он изучал в семинаре Николая Гартмана, феноменологию — на занятиях у Эдмунда Гуссерля весной 1923 года во Фрайбурге. Правда, еще в Марбурге в 1920 году Гадамер слушал Макса Шелера, лекции которого послужили великолепным введением в феноменологическую философию. К числу важнейших событий гадамеровской юности относится и его дружба с Рудольфом Бультманом, в университете читавшим курс экзегетики, а дома организовавшим семинар по изучению классических авторов, который Гадамер неизменно посещал в течение пятнадцати лет. Особо следует сказать о Николае Гартмане, философия которого стоит у истоков онтологического поворота западноевропейской мысли. На поколение Гадамера оказало большое влияние дерзкое остроумие, с которым Николай Гартман пытался преодолеть собственное идеалистическое прошлое (Philosophie in Selbstdarstellungen, Bd. 3, S. 65).
3
С М. Хайдеггером Гадамер встретился в начале 1923 года во Фрайбурге. Встреча с Хайдеггером, — вспоминает; он, — подтвердила мое подозрение, что абстрактные мыслительные упражнения, которым я усердно предавался, не получая, впрочем, полного удовлетворения, были совсем не то, чего я искал в философии. Сам Николай Гартман прекрасно видел, что мое следование его мысли было, скорее, подражательным и что в глубине души я устремлен в противоположном направлении — к историческому', и когда я нашел в Хайдеггере подтверждение этой своей целеустремленности… существовавшее прежде понимание между учителем и учеником разрушилось и я пошел по пути Хайдеггера (Gadamer H.G.Philosophische Lehrjahre. Frankfurt am M. 1977, S. 34).
4
Возникновение исторического сознания совпадает с распространением во второй половине XIX века историзма (историзм в той традиции употребления термина, к какой примыкает Гадамер, — это, скорее, локальное мыслительное образование, как, например, позитивизм, и поэтому нуждается в закавычивании). Историзм как уразумение изменчивости и преходящести всех духовных формообразований и культурных установлений поставил перед европейской философией конца прошлого века проблему релятивизма. Решить ее была призвана предложенная В. Дильтеем типология мировоззрений, учение о различных, несводимых друг к другу формах миросозерцания. Под влиянием Дильтея появилось множество других типологических концепций — в философии истории, социологии, психологии, искусствоведении, антропологии, педагогике (М. Вебер, Т. Литт, Э. Шпрангер, Э. Йенш, В. Пиндер, Э. Кречмер). В своем отказе от осмысления бытия сквозь призму мировоззрения (Weltanschauung) Гадамер примыкает к Хайдегтеру, для которого мышление под знаком Weltanschauung, Weltbild (картина мира) означает окончательное утверждение субъективизма в философии. См.: Heidegger M. Die
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Актуальность прекрасного"
Книги похожие на "Актуальность прекрасного" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ганс Гадамер - Актуальность прекрасного"
Отзывы читателей о книге "Актуальность прекрасного", комментарии и мнения людей о произведении.