Б. Дедюхин - СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ"
Описание и краткое содержание "СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ" читать бесплатно онлайн.
В книгу вошли произведения, рассказывающие о жизни великого князя Василия II Темного.
– Яко новый Иуда, стал зломудренный митрополит Исидор отметником святой православной веры, приняв на злопагубном Флорентийском Соборе латинскую веру.
– Истинно: к римскому папе прилепился.
– Да, повеления пагубного папы римского творит, богомерзкое учение проповедует в людях православных.
– Хочет православных христиан ко отцу своему, ко диаволу в бездну адову направить.
– Принял латинский крыж, а истинный и Животворящий Крест Господен о трех составах, об осьми концах отверзнуть возжелал.
– И литургию богоотменную служил.
– Не дадим погибнуть вере православной.
– Обороним святоотеческую церковь нашу православную.
– Он хочет нас ввергнуть в яму смрадную еретичества!… Спасем свои души, иначе навек погибнем!
– Бесовский он сын! Отдал веру православную на злате папе римскому, возвратился к нам с ересью! И нас принудить хочет!
– Истинно!… Смутитель он земли Русской!
– А великий князь не дал ему… Не оскудели мы пока мудростью государевой!
– Всеблагий Творец еще накажет этого еретика!
Василий Васильевич созвал собор из епископов, архимандритов, игуменов и всего священства, сказал звенящим голосом, внутренне дрожа, но по виду сохраняя твердость и неколебимость:
– Должно нам, обличив Исидора судом правды, стараться о том, чтобы он усрамился и отложил латинские ереси соединения и согласия, чтоб повинился и покаялся, дабы таким образом милость и прощение Божие заслужить. Слова эти вызвали полное одобрение духовенства. Хоть и много диавольских происков знали на Руси со времен крещения, но пагубнее латинства не было ничего, оно богоотступнее всех знаемых ересей: стригольников, жидовствующих, монофизитов – армян да эфиопов.
Под конец собора от имени святителей и князей епископ Иона сказал, обращаясь к Василию Васильевичу:
– Государь! Мы все дремали в растерянности, ты один за всех бодрствовал, открыл истину, спас веру! Собор решил, если митрополит Исидор опять станет упорствовать, созвать новый Собор, который будет вправе приговорить его к смертной казни через сожжение или засыпание живым в землю.
6
Как сумел Василий Васильевич проявить такую ясность мысли, как смог взять на себя целиком всю ответственность и принять столь решительные действия? Не он один знал все уставы Православной Церкви и мнения святых отцов о Символе Веры. Многие одушевлены были ревностью к чистому учению Церкви, однако всю Восточную Европу проехал Исидор, более года проповедуя и превознося Флорентийскую унию, и ни один государь не ветупил с ним в прения. Надобно было ему добраться наконец до Москвы, чтоб услышать, как тот самый «князь великий млад есть и той в моей воле» назовет его принародно лжепастырем и губителем душ! Да, именно эти страшные слова были брошены князем Василием в лицо Исидору с надеждой вызвать в отсвет оправдания и раскаяние. Однако – ничуть! Как провозгласил Исидор смело унию и поминовение папы вместо патриарха, так и остался непреклонным, Священному Собору Московской митрополии повиноваться не хотел, угроз не убоялся, всем говорил, что не он, а сам великий – князь раскается и велит освободить его из-под стражи. В ответ Василий Васильевич приказал усилить стражу, не без основания полагая, что могут найтись у папского легата сообщники и доброжелатели.
Но и к какому-то окончательному решению надо было приходить, определять судьбу Исидора, искать и утверждать нового митрополита.
Антоний, который первым стал относиться к присланному из Византии архипастырю без полного доверия и который вполне одобрял неприятие унии и ее возглащетеля, сейчас советовал Василию Васильевичу не торопиться, быть осмотрительным. Особенно же смущали Антония угрозы смертной казни.
– Дознайся прежде, княже, что заставило Исидора стать таким горячим сторонником объединения церквей,- говорил он.- Это важно знать. Вспомни, ведь еще к Владимиру Святому приходили послы от папы римского [121], навязывали свою веру, и сколь многие потом подступались: Тевтонский, Ливонский ордены… И теперешние происки, надо думать, не последний раз. Манила и манит наша земля просторная и изобильная. Согласился Исидор Риму служить. А почему?
– Как почему? – удивился Василий Васильевич.- Известное дело: предательство, измена вере.
Антоний нехотя согласился:
– Пожалуй… можно и так считать. Но ведь многие, хоть Авраамий суздальский, тоже согласились подписью своей эту измену утвердить.
– Они по принуждению! Иные, впрочем, были папой подкуплены. Стой-ка, может, Исидор тоже… подкуплен? Много злата получил?
– Ошибаешься, князь. Он в деньгах папы не нуждается. У русского митрополита доходы больше, чем у папы римского.
– Но другие же брали!
– Брали греческие епископы, потому что вовсе нищие.
– А может, тут только искательство почестей внешних, а?
– Что ж, может, и это низкое побуждение подстрекало. Только, думаю, не оно одно.
– Так можно ли истины-то допытаться?
– Да спроси ты самого Исидора по-доброму, по-сердечному?
– По-сердечному? Думаешь, скажет? – Василий Васильевич был озадачен.
– Дак ведь и он во Христа верует,- улыбнулся уклончиво Антоний.
– Может, и пойду к нему,- в раздумье проговорил Василий Васильевич.- Только потолкую еще допрежь с самовидцами.
А кто они, самовидцы-то? И много ли их? Авраамий суздальский уж ничего нового не добавит. Симеон, отсидев в железах плен смоленский, тоже как-то будто умом повредился: только Исидора бранит да Троицкую обитель просится на жительство. Василий Васильевич обласкал его, как мог, за отважное предупреждение о кознях Исидоровых на Флорентийском Соборе, но Симеону ничего и не было нужно, тихим сделался, в мечтаниях пребывает, а поговаривают даже – мол, чуть не в прелесть впал от переживаний и что-то тайно пишет, про свое долгое путешествие вспоминает.
Оставался один Василий, он же Полуект Море. Снова был он призван пред очи княжеские, с недоверием глядящие, для расспроса пристрастного.
Великий князь начал издалека:
– А что, Полуект, ты в Ферраре да во Флоренции ходил ли на богослужения латинские?
– Ходил, ходил… Но только в притворстве, ей-Богу, государь, только притворства для.
– И большое ли там благолепие?
– Соборы велики, каменны, чудно изукрашены, не скрою. -Да уж, ты ничего такого не скрывай,- усмехнулся князь.
– А благолепия нашего нет! То есть в помине нет, государь. Все как-то свободно, без страху Божьего. Пристойности мало. Они там, когда молятся, сидят, государь.
– Как сидят? Как я? Или все сидят?
– Да, государь, все. И скамьи постановлены для этого в костелах.
– Для немощных, что ли, как у нас, для старух и расслабленных?
– Нет, государь, для всех.- Полуект вдруг усмехнулся плотоядно половиной рта. Это из приличия и уважения к князю – половиной: – А бабы там, государь, и девицы, гм… титьки голы кажут. Кто хочет, смотри свободно, им в удовольствие. Такие голошейки! – В голосе Полуекта помимо его воли звучало не осуждение, а одобрение сего смелого обыкновения.
– Гм… – сказал Василий Васильевич.
– Не веришь?
– Н-нет.
– А я тебе говорю!
– Кто хочет, тот и смотрит?
– Так принято у них. Но почти никто не смотрит. – Стыдно? То-то и оно!
– Чего стыдно? Просто привыкши.
– Гм… – сказал Василий Васильевич.- Зря небось наговариваешь?
– Заче-ем? Для прельщения все изделано.
– Ну, ладно. А кроме титек, что тебе там еще поправилось?
– Но, княже, правду говорю: отвратность сие и непотребство. А крестят как? Не погружением, а обливанием. Не погружают троекратно в воду, а только польют и все. Осквернение одно. Обливанцы они, а не хрещеные люди. То ли дело у нас или в Святой Софии в Константинополе.
– А туда, в Константинополь, хочешь снова поехать?
– Всегда рад, государь. Но когда и зачем?
– Послом моим поедешь на утверждение Ионы митрополитом.
Глаза у Полуекта вспрыгнули:
– А… этого-того?
– Правильно мыслишь,- прищурился великий князь,- и этого, и того… Но скажи, как и за что этот мог душу свою запродать? Деньги?…
– Навряд ли.
– Да? А за то, чтоб стать выше всех архиереев сразу и в православном мире, и в латинском духовном царстве?
– Это может статься. Ты еще Альбергати об том спытай.
Спешно был призван еще раз и Альбергати. Был он, как всегда, внимателен, чуток, проницателен, о чем спрашивают, уяснил тут же:
– В Италии владыка Исидор встречался с Гуарино Гуарини и один раз просил меня письмо ему отвезти.
– Почему тебя?
– Кроме меня, в его свите ни языка итальянского никто не знал, ни дорог.
– А кто Гуарино?
– У нас там таких людей называют гуманус, а как по-русски сказать… это люди, для которых самое главное – они сами, а уж вера католическая или православная, им все равно, и законы мирские вовсе не обязательны, и без них, мол, прожить можно.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ"
Книги похожие на "СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Дедюхин - СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ"
Отзывы читателей о книге "СОБЛАЗН.ВОРОНОГРАЙ", комментарии и мнения людей о произведении.