Мотицура Хасимото - Потопленные

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Потопленные"
Описание и краткое содержание "Потопленные" читать бесплатно онлайн.
В книге описываются боевые действия японских подводных лодок в 1941–1945 гг.
Автор освещает такие вопросы, как применение сверхмалых подводных лодок и человекоторпед; использование специальных самолетов с подводных лодок; артиллерийский обстрел с лодок побережья США; снабжение гарнизонов на блокированных противником островах; переходы лодок из Японии в оккупированные немцами европейские порты Франции, и другие вопросы.
В приложениях к книге помещены таблицы, характеризующие состояние подводного флота Японии накануне войны, строительство лодок в ходе войны и потери.
Подводная лодка вышла из Рабаула с поврежденным дизелем левого борта и, идя под одним дизелем, могла развить скорость не более 12 узлов. Лодка трудно управлялась, однако старпом повернул влево, сближаясь с катером противника. Штурман, славившийся мастерством фехтования, пытался с саблей в руках прыгнуть на борт вражеского катера, однако леера катера были слишком высокими, и, уцепившись за них одной рукой, он повис в воздухе, будучи не в состоянии перебраться на борт. В этот момент суда разошлись. Противник снова открыл огонь. Вокруг лодки было, кажется, 3 или 4 вражеских корабля. Вскоре загорелся бензин в моторном переправочном средстве, которое находилось на корме подводной лодки. Яркая вспышка, подобно гигантскому факелу, осветила лодку, давая возможность кораблям противника отчетливо ее видеть, в то время как сами они не были видны с лодки. Вдобавок противник включил прожекторы. 2 из его катеров-охотников за подводными лодками открыли огонь из 50-мм орудий и 20-мм пулеметов. Трудно было определить точно, однако, кроме катеров-охотников, у противника, очевидно, было 2 торпедных катера. Лодка продолжала стрельбу из орудия, но катера противника заходили с кормы, что давало им преимущество. При переоборудовании лодки, для того чтобы разместить на корме моторное переправочное средство, пришлось снять кормовое орудие, поэтому она оказалась в таком невыгодном положении. По торпедному катеру, атаковавшему с кормы, велась стрельба трассирующими пулями из пулемета и винтовок, однако она не была эффективной. С другой стороны, противник, стреляя по хорошо освещенной лодке, часто накрывал цель: его снаряды буквально изрешетили боевую рубку. Механизмы управления рулями были выведены из строя, пришлось перейти на ручное управление.
Торпедные катера выпустили по лодке 3 торпеды; к счастью, ни одна из них не попала в цель. В то время как поглощенный боем старший помощник командира лодки выкрикивал приказания, снаряд из 140-мм орудия попал в катер противника, который затонул под восторженные крики личного состава лодки.
Один из торпедных катеров противника, находившийся с правого борта, внезапно вышел в атаку, которая отражалась стрельбой по нему из винтовок. Огонь с катера затихал, возможно, у него кончались боеприпасы, однако он продолжал идти вперед, таранил лодку и отошел от нее.
Ведя тяжелый бой в течение 1 часа 30 мин., лодка «I-1» была на краю гибели. Цистерны получили много пробоин. Старший помощник командира решил посадить лодку на мель и соответственно повернул ее к берегу. В тот же момент она коснулась грунта, ее корма потонула, а нос выступал над водой, при этом лодка сильно накренилась на левый борт[17]. Находившиеся на верхней палубе члены команды немедленно покинули лодку и высадились на берег, находившимся же внутри лодки спастись не удалось, так как туда внезапно прорвалась вода; при этом погибло свыше 30 человек. Оставшиеся в живых 50 человек собрались на берегу, имея при себе 2 сабли и 3 винтовки. Примечательным явилось то, что, несмотря на многочисленные пробоины, лодка оставалась на плаву в течение столь длительного времени. Этому способствовала непрерывная работа отливной помпы низкого давления, которая в обычных условиях могла непрерывно работать лишь в течение четверти часа, поскольку быстро перегревалась.
Когда гибель лодки стала очевидной, были подготовлены к уничтожению секретные документы, однако уничтожить удалось только часть из них. Чтобы не привлечь внимание самолета противника, их не сжигали, а изорвали и зарыли в песок. Однако существовала опасность, что часть секретных документов, оставшихся в лодке, попадет в руки противника, поэтому были отданы распоряжения о надежном уничтожении и этих документов. Три матроса под командованием офицера добрались под прикрытием темноты до лодки и подорвали ее, чтобы она окончательно затонула. Уцелевшая часть команды лодки была впоследствии снята с берега эскадренным миноносцем. Для того, чтобы наверняка предотвратить возможность захвата секретных документов противником, одной из наших подводных лодок было приказано полностью уничтожить подводную лодку «I-1», лежавшую на грунте. Такое же приказание было дано и нашему самолету, который, однако, не смог найти остатков потопленной лодки[18].
Глава 10
Морские перевозки в условиях господства противника на море и в воздухе
4 сентября 1943 года подводная лодка «I-177» под командованием капитан-лейтенанта Д. Орита, придя с продовольствием в Лаэ (Новая Гвинея), всплыла в назначенное время. Положение в Лаэ было критическим. Похоже было, что город будет оставлен японским гарнизоном, после того как с лодки переправят продукты. Согласно донесениям, полученным лодкой еще до прибытия в Лаэ, часть города была уже занята противником, здания горели. Имелись все основания полагать, что гарнизон продержится недолго. Груз с лодки был переправлен на 2 подошедших лихтерах. На лодку было принято 18 человек тяжело раненных. Во время этих действий лодку обстреливали с берега. Быстро закончив прием раненых, она направилась в обратный путь, но не прошло и 5 мин., как наблюдатель доложил: «Справа по борту торпедные катера!» Лодка быстро погрузилась, чтобы избежать встречи с ними. 5 мин. спустя, когда она снова всплыла, 2 торпедных катера были по-прежнему видны с правого борта. Лодка опять погрузилась, шумопеленгаторы указывали на присутствие еще 5 эскадренных миноносцев, фактически она была окружена.
Не могло быть и речи о том, чтобы вступать в бой, подвергая опасности раненых, поэтому лодка без шума ушла от преследовавших ее кораблей.
Следующим пунктом, куда требовалось доставлять предметы снабжения, был Финшхафен, но из-за большой активности в этом районе американских самолетов подводной лодке «I-177» не удалось передать груз. В третьей и последующих попытках выгрузка производилась не в Лаэ, а в Сио (между Лаэ и Мадангом), что необходимо было держать в строгом секрете. Действия лодок по снабжению в период полнолуния запрещались.
Одновременно было занято от 3 до 5 подводных лодок, каждая из них могла вместить 40–50 т груза внутри прочного корпуса и 20–30 т на палубе. Обычно лодка выходила из Рабаула и в первый день шла вдоль северного побережья Новой Британии надводным ходом. На вторые сутки в дневное время из-за опасности подвергнуться нападению противника с воздуха необходимо было идти подводным ходом. Лодка могла всплывать только ночью или на рассвете, чтобы зарядить батареи. На третий день за 3 часа до захода солнца подготавливались к выгрузке предметы снабжения. К месту выгрузки лодка должна была подходить перед заходом солнца и сообщать войскам на берегу о своем прибытии световым сигналом через поднятый перископ. С берега должен был последовать ответный сигнал.
Полчаса спустя после захода солнца лодка должна была всплыть и ждать прибытия лихтера, чтобы переправить груз и людей. На всю перегрузку обычно уходило 20 мин., после чего лодка могла погрузиться. Большой опасностью было бы для лодки появление в это время самолета или корабельного дозора противника. К разгрузке привлекался весь личный состав лодки. С целью предотвратить внезапное появление противника организовывалось усиленное наблюдение.
После того как работы по разгрузке заканчивались, лодка уходила из этого района полным ходом в надводном положении, затем шла вначале в подводном положении, а потом в надводном, как и во время перехода к месту выгрузки, возвращаясь в Рабаул, — на 7-й день после выхода из него.
Однако подобные действия продолжались недолго. С 20 октября 1943 года усилились дневные налеты американской авиации на Рабаул, они производились противником регулярно в 10 час. утра. К этому часу наши истребители морской авиации (находившиеся на восточном аэродроме) поднимались в воздух, чтобы встретить самолеты противника, подводные лодки готовились к погружению, крейсеры и эскадренные миноносцы поднимали якоря и приводились в готовность к отражению воздушного налета. Когда соединения самолетов «В-17», «В-25» и «P-38» появлялись над Рабаулом, подводные лодки поспешно погружались непосредственно в местах стоянок. 36 м воды — хорошая естественная защита! Но даже и в этих условиях сброшенные поблизости бомбы вызвали бы неприятное ощущение и сотрясение лодки.
В конце концов подводные лодки стали выходить из Рабаула в Сио до начала дневного налета, а возвращаться в гавань в послеобеденное время. Очень неприятно было слушать передачи главного штаба о результатах ежедневных налетов на Рабаул. Число истребителей, способных оказать противодействие налетам вражеской авиации, и кораблей в гавани с каждым днем все уменьшалось. В конце ноября американские войска заняли часть о. Бугенвиль, и Рабаул оказался в радиусе действия вражеских истребителей. Хотя окончательная победа по-прежнему проповедовалась нашим солдатам, факт поражения на передовых позициях от них не скрывали.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Потопленные"
Книги похожие на "Потопленные" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мотицура Хасимото - Потопленные"
Отзывы читателей о книге "Потопленные", комментарии и мнения людей о произведении.