» » » » Алексей Иванов - Message: Чусовая


Авторские права

Алексей Иванов - Message: Чусовая

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Иванов - Message: Чусовая" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Современная проза, издательство азбука-классика, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Иванов - Message: Чусовая
Рейтинг:
Название:
Message: Чусовая
Издательство:
азбука-классика
Год:
2007
ISBN:
978-5-91181-280-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Message: Чусовая"

Описание и краткое содержание "Message: Чусовая" читать бесплатно онлайн.



Книга Алексея Иванова, лауреата множества литературных премий, автора знаменитых романов «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», знакомит читателей с теми местами, где происходит действие всех этих романов, и прежде всего — с рекой Чусовой.

Чусовая — река легендарная. Возможно в России из всех уральских рек только Чусовую и знают. Так уж сложилось: говорят — «Урал», вспоминают — «Чусовая». И не случайно. Урал без Чусовой — как паруса без мачты, как кони без упряжки, как планета без орбиты. В прошлом «государева дорога», по которой шли «железные караваны», ныне — прекрасный туристический маршрут, по которому скользят байдарки, непревзойденный национальный парк горнозаводской природы, Чусовая тесно вплелась в историю Пермского края, историю Урала, историю России. А с легкой руки Алексея Иванова, одного из лучших отечественных писателей, — еще и в историю современной русской литературы.

Книга впервые публикуется в авторской редакции.






В 1703 году в устье речки Утки началось строительство первой на Чусовой казённой Уткинской пристани (впрочем, своего пруда эта пристань не имела). В том же 1703 году отсюда отправился в путь первый «железный караван» с продукцией Каменского завода. Отныне пристань заработала на полную мощность. Главными поставщиками грузов для неё были казённые предприятия — Невьянский (поначалу), Полевской, Северский, Сысертский и Каменский заводы; монетный двор, механическая и гранильная фабрики из Екатеринбурга. Вскоре излишек груза пришлось даже отправлять на другие, «вспомогательные» пристани — на Курьинскую и Каменскую. Материал для барок на Уткинское плотбище поставлялся с четырёх «пильных мельниц» (лесопилок) — Кунгурской, Каменской, Илимской и Новоуткинской. В 1812 году пристань работала до поздней осени и отправила более полумиллиона пудов грузов; так же самоотверженно пристань работала и во время Крымской войны 1854–1855 годов.

В 1805 году Слобода, как волостной центр, получила главное своё украшение — каменную Георгиевскую церковь на скале над Чусовой. Эта церковь действует и поныне. Построена она в стиле провинциального классицизма.

К началу XX века напротив Слободы появились две деревни — Кузино и Маёвка, ныне слившиеся со Слободой. По деревне Кузино получила название узловая железнодорожная станция, где сходятся Главная и Западно-Уральская железные дороги, и большой посёлок городского типа. От Слободы до Кузино 6 км.

Когда сплав «железных караванов» прекратился, Слобода стала обычным селом. Населения в ней около 800 человек. Жители сейчас работают в отделении колхоза, на свинотоварной ферме или ходят на работу в Коуровку, Новоуткинск или Кузино.

* * *

Хотя раскольники и «скрывались от мира», при заступничестве Строгановых, хозяев Чусовой, им практически ничего не грозило, даже если их селения выявляли власти. А в XVI и XVII веках на Чусовой прошло несколько переписей населения:

1579 год — перепись дьяка Ивана Яхонтова;

1623 год — перепись дьяка Михаила Кайсарова;

1642 год — перепись дьяка Фёдора Чемезова;

1647 год — перепись Прокопия Елизарова;

1678 год — перепись князя Фёдора Бельского.

Чусовая постепенно оказалась одним из раскольничьих центров Руси. Здесь появилось множество скитов, почитаемых мест, подвижников, старцев, святых.

Раскольничьей святой считали старицу Платониду. Легенда рассказывает о ней так. У девушки Платониды были два брата. Мать и отец умерли почти одновременно, и братьям пришлось делить наследство. Между ними началась подлинная свара, когда каждая мелочь становилась причиной ссор и драк. Тогда Платонида решила помирить братьев. Она отдала им всё своё приданое, а сама ушла жить в скит. Скит находился на роднике под горой Шунут- камень неподалёку от речки Ревда. Спустя много лет братья решили навестить сестру. В скиту их встретила какая-то девушка и сказала, что она и есть Платонида. Она каждый день молилась и пила воду из родника, в котором отражался крест, а потому и не состарилась.

В конце XIX века источник Платониды стал местом паломничества. На могилу старицы водрузили мраморное надгробие. При советской власти скит Платониды был заброшен. Только в конце XX века о нём вспомнили и начали работы по восстановлению. К роднику проложили тропу; сам родник оборудовали срубом и ступеньками; попытались восстановить здание; установили памятный крест. В глухом лесу даже нашли расколотое мраморное надгробие: одна его часть сейчас лежит на своём месте, а другая — в 2 км от источника. Днём поминовения Платониды считается 9 августа.

Переписи населения продолжались и в XVIII веке:

1701 год — перепись Козьмы Цызарева;

1721 год — «петровская» перепись;

1742–1747 годы — перепись князя Солнцева-Засекина;

1761–1764 годы.

Урал, в общем, был привлекателен для раскольников. Священник Шайтанских заводов А. Топорков в книге «О Васильево-Шайтанском заводе» (1892) пишет: «Распространению раскола сильно способствовали заводские приказчики — приверженцы древнего благочестия. Они, по словам старожилов, помогали своим единомышленникам деньгами, скотом и вещами, угнетая в то же время православных. Материальная приманка отторгла, действительно, многих от православия…» Сибирский историк П. А. Словцов отмечает, что в середине XVIII века треть населения Урала составляли раскольники. На Чусовой главным раскольничьим «регионом» были Весёлые горы.

ВЕСЁЛЫЕ ГОРЫ

Верховья реки Сулём от среднего течения реки Межевая Утка отделяет горный массив Весёлые горы (или Весёлки). Северная граница этого массива приходится на речку Чауж. Название можно понимать и как «красивые», «веселящие глаз», и как убежище разбойников — «гулящих», «весёлых» людей. Весёлые горы — это горы Острая, Сидорова, Шайтан, Рябиновая, Оборотная, Сухарная, Аблей, Дикая (719 м), Негасимая, Юрьев Камень, Вахромихa, Красный Столб, Чауж, Приказчица, Зольники, Широкая (746 м), Осиновая, Баклушины, Карасьи Горы и другие. Длина основного массива около 30 км. Мелкие горные речки Весёлок принадлежат сразу двум великим речным бассейнам России — обскому (бассейн Тагила) и волжскому (бассейн Чусовой). По их водоразделу через вершины Белой (712 м), Поперечной (617 м), Кирюшкина Камня, Билимбая (723 м), Голой (738 м), Старика- Камня (755 м) проходит граница Европы и Азии. На Весёлках есть и горные («висячие») болота.

Вершины гор представляют собою скалистые останцы — шиханы. Со склонов сползают вниз каменные россыпи — курумники. Коренной лес поднимается до высоты 600 м, а дальше — редколесье и криволесье, карликовые берёзки, ели, сосны и кедры. Снеговой покров здесь образуется в конце сентября, а последние сугробы исчезают только к началу июня. Животный мир небогат — медведи, лоси, волки, зайцы, изредка — рысь.

Исследования Весёлых гор проводились с XVIII века. В 1770 году здесь побывал академик П. С. Паллас. В начале XIX века на Весёлках были обнаружены платиновые россыпи. В 1829 году их осматривал и измерял высоту Белой горы А. фон Гумбольдт. В 1890 году район был кратко описан геологом А. Краснопольским, а в 1904 году геологическую карту северной части Весёлок составил геолог Н. Высоцкий. Мамин-Сибиряк описывал Весёлые горы так: «Ближайшая гора, тянувшаяся невысокой грядой, называлась Путиной горой, за ней зелёной островерхой шапкой поднималась красавица Шульпиха, вправо от неё виднелось Седло, ещё правее — Осиновая и т. д. Из-за этих гор чуть-чуть синела вершина самой высокой горы — Белой». Недостаточная изученность гор привела к тому, что сейчас уже и не известно, где находятся упоминаемые раскольниками горы Мохнатенькая, Кузина, Яшкин Камень, Палачова и некоторые другие. Известно, что в конце XIX века под горой Шульпихой был платиновый прииск. Ныне статусом геоморфологического памятника регионального значения обладают горы Старик-Камень и Белая, но Белая, видимо, будет лишена статуса, так как здесь планируется строительство спортивного комплекса.

Похоже, что Весёлые горы — какое-то «эзотерически» отмеченное место, потому что здесь было и вогульское святилище («Старик-Камень» — калька с вогульского названия, так вогулы называли свои священные горы; около этой горы найдено стойбище манси), и гора Шайтан, и Шайтанское болото, а речек Шайтанок здесь краевед Н. К. Чупин насчитал целых пять. Название находящегося неподалёку Шуралинского завода происходит от имени мелкого местного беса — «шурале».

С XVII века на Весёлых горах стали тайно селиться в скитах и «пустынях» беглые староверы-раскольники. Многие названия гор сохранили свою «раскольничью» принадлежность — Спор, Кресты, Дворики, Гермон, Петра-Павла. За два века Весёлые горы обрели своих почитаемых в народе «подвижников» и святые места — могилы старцев. Таких могил было несколько десятков, но особо почитались шесть — иноков-схимников Гермона, Максима, Иовы, Гурия, Григория и Павла. Сами раскольники о жизни своих праведников, собственно, ничего и не знали, довольствуясь мнением, что, дескать, святые — и всё. Известно, что Григорий был иконописец, писал иконы, сидя на каменистой Потной горке поблизости, и умер в 1731 году. Гермон умер в 50-х годах XVIII века (и, видимо, похоронен в районе горы Герман). Инок Максим был автором крупного исторического сочинения «Описание о предках наших» и инициатором старообрядческого собора (съезда) в Невьянске в 1777 году; он умер в 1782 году. Павел предсказал свою смерть и по неизвестной причине был убит в начале XIX века (его могила у подошвы Старика-Камня особо почиталась). К могилам старцев вели тайные дороги из Верхне- и Нижнетагильского заводов, Невьянска, Черноисточинска, Староуткинска. В начале XX века с прекращением гонений тайные дороги стали явными. Раскольники выходили из «расседин». На могиле отца Павла был установлен мраморный памятник, было определено время поминовений — с 25 по 30 июня, а земля под могилами была передана в вечное владение Верхнетагильскому старообрядческому обществу. Началось массовое паломничество раскольников на Весёлые горы с молебнами на могилах, первый день которых назывался Днём радостной встречи, а последний — Днём грустного расставания. Сейчас, разумеется, от могил не осталось следа, а дорог не найти.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Message: Чусовая"

Книги похожие на "Message: Чусовая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Иванов

Алексей Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Иванов - Message: Чусовая"

Отзывы читателей о книге "Message: Чусовая", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.