Сергей Алмазов - Праздники православной церкви
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Праздники православной церкви"
Описание и краткое содержание "Праздники православной церкви" читать бесплатно онлайн.
В некоторых местах существовал еще ряд различных обычаев, связанных с днем Ивана Купалы. Тут и обязательное мытье в бане с новым, «ивановским» веником, и гадание на реке девушек, бросавших венки в воду, и многое другое.
В общем у славян это был веселый, подлинно народный праздник, который православная церковь прибрала к рукам, дав ему новое, религиозное толкование.
Иван постный 29 августа (11 сентября)
Другим крупным праздником право славной церкви, посвященным культу предшественника Христа — Иоанну Предтече, является день «усекновения главы пророка, Предтечи и Крестителя», т. е. день смерти Иоанна.
Этот праздник больше известен среди верующих под названием «Иван постный».
Евангельский миф о мученической смерти Иоанна рассказывает, что он был якобы заключен в тюрьму за обличительные речи против царя Ирода. В этих речах Иоанн изобличал, в частности, противозаконность женитьбы Ирода на Иродиаде, жене брата его Филиппа. Коварная Иродиада ждала случая отомстить Иоанну. И вот такой момент настал. Как-то дочь Иродиады выступила на царском пиру у Ирода в качестве танцовщицы. Ее танцы так понравились царю, что он предложил ей в награду все, что она захочет, «даже до половины царства». По наущению Иродиады она попросила у Ирода голову заключенного в тюрьму Иоанна. И хотя Ирод считал Иоанна пророком и праведником и даже боялся его, он сдержал свое слово. По его приказу Иоанну отрубили голову и преподнесли ее обольстительной танцовщице. Та передала ее матери.
Этот евангельский миф содержит несколько грубых исторических неточностей. Во-первых, Ирод, о котором идет речь, никогда не был царем. Он был лишь тетрархом, т. е. наместником, в одной из провинций Палестины — Галилее и, следовательно, никак не мог отдавать кому-либо «полцарства».
Во-вторых, дочь Иродиады ко времени, к которому относится ее выступление в качестве танцовщицы, была уже замужней женщиной. Поэтому ее выступление на пиру не вяжется с обычаями того времени. В качестве танцовщиц на пирах выступали только рабыни или профессиональные проститутки. И вряд ли властная и гордая Иродиада или тем более муж ее дочери допустили бы выступление последней в такой роли.
И еще одна неточность. Ирод действительно был женат на жене своего брата, но не Филиппа, как говорится в евангелии, а Антипы. Филипп же был женат на дочери Иродиады, той самой, которая якобы танцевала на пиру.
Содержание мифа изобличает также заимствования из Ветхого завета, а именно — из сказания о пророке Илии. Илия, согласно этим сказаниям, выступавший как обличитель сильных мира сего, всю жизнь преследовалсяупорной и неумолимой в своей ненависти женой израильского царя Ахова — Изавели. Она все время добивалась казни пророка. К этой основе добавлены некоторые детали из другой книги Ветхого завета — книги Эсфирь. Там есть рассказ о том, как Эсфирь, жена некоего персидского царя, сводя счеты со своим врагом — царедворцем Аманом, добивается его смерти. В один из праздничных дней Эсфирь устроила для царя и его приближенных роскошный пир и так угодила царю, что он сказал ей: «Какое желание твое, — оно будет удовлетворено, и какая просьба твоя, хотя бы до полцарства — она будет исполнена». Эсфирь потребовала смерти своего врага. И Аман был казнен.
Таким образом, евангельский миф о смерти Иоанна является простым заимствованием из древнеиудейских легенд, а не правдивым описанием реального исторического события. Это подтверждается также тем, что ни у одного из еврейских и других нехристианских писателей I и II вв. нет ни слова об Иоанне Крестителе.
В быту верующих праздник получил довольно большое распространение, так как верующие считали Иоанна Крестителя одним из покровителей сельского хозяйства, и в частности земледелия. По времени этот праздник приходится на конец лета — начало осени. Праздник Ивана постного нашел отражение в крестьянском народном календаре. Народные пословицы-приметы гласили: «Иван постный пришел, лето красное увел»; «Иван постный — осени отец крестный»; «На Ивана постного хоть и пост, да разносол»; «С Ивана постного скоромная копейка в кармане шевелится».
В самый день праздника православная церковь установила однодневный пост. Отсюда и его народное название — Иван постный.
Пост в день самого праздника — явление для православной церкви не совсем обычное. Как правило, посты предшествуют праздникам, а сам праздник — это конец поста, обильное угощение, зачастую беспробудное пьянство и обжорство.
Этот праздничный пост духовенство требовало соблюдать особенно строго. Запрещалось есть и даже касаться чего-либо круглого, так как это якобы напоминало отсеченную голову Иоанна. Поэтому не полагалось употреблять в пищу даже такие продукты, как картофель, капусту, лук, яблоки. Также запрещено было есть все красное: арбузы, помидоры и т. д. Все это цветом якобы напоминало кровь Иоанна. Пищу нельзя было подавать на блюде, так как, согласно евангелию, голова Иоанна была принесена на блюде. В этот день запрещалось брать в руки всякие режущие инструменты, так как это якобы могло напоминать о казни Иоанна.
По уверению церкви, нарушения всех этих требований сурово карались самим Крестителем неурожаем и болезнями.
Праздники, посвященные мощам Иоанна Крестителя
24 февраля (8 марта) церковь отмечает праздник — день первого и второго обретения главы, а 25 мая (7 июня) — день третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Эти праздники повящены мощам Иоанна Предтечи Крестителя.
Надо сказать, что с мощами Иоанна произошел ряд курьезов.
Первоначально церковниками было возвещено, что Иоанн похоронен в городе Себасте. Там показывали его могилу, там якобы находились его мощи.
В середине IV в. по приказу императора Юлиана могила Иоанна была уничтожена, мощи сожжены, а пепел развеян по ветру.
Казалось, что вопрос о мощах Предтечи был таким образом снят с повестки дня. Но не тут-то было! Церковники «обрели» и пепел и нетленные мощи Иоанна. Да еще по нескольку экземпляров!
В настоящее время в различных церквах хранится семь «пеплов» Иоанна и, кроме того, много отдельных частей его тела: руки, пальцы, даже кровь. Достаточно сказать, что в разных странах и городах демонстрируется 9 рук (кистей) Крестителя, да еще 13 отдельных пальцев!
Особо почитается верующими голова Иоанна. По данным древних церковных писателей, голова его была похоронена вместе с телом и сожжена. Однако этот вариант явно не устраивал церковников. Была создана другая легенда, по которой благочестивая христианка Иоанна, скорбя по убиенном пророке, похитила его голову и тайно похоронила ее в Иерусалиме на горе Елеонской.
Дальше с головой началась целая серия приключений. Ее находили (обретали) и вновь закапывали в землю. Находили ее не просто, а при помощи чудесных снов, в которых голова сама сообщала свое местонахождение.
Наконец, после того как голова дважды была «обретена» в городе Эдесе в 452 г., в честь этого двукратного обретения был установлен церковный праздник — 24 февраля.
Через некоторое время голова была перенесена из Эдеса в Константинополь. Во время иконоборчества благочестивые христиане, боясь за сохранность «святыни», увезли ее куда-то из Константинополя и зарыли в землю.
По утверждению церковных писателей, в 850 г. она вновь была обретена и возвращена в Константинополь. В честь этого по церковному счету третьего обретения установлен еще один праздник — 25 мая. Каждое такое «обретение» головы Иоанна приносило церковникам огромные доходы. Поэтому приключения с головой свя-того на этом не закончились. Все в новых и новых местах «обретались» головы Иоанна, причем каждая из них выдавалась церковниками за единственно подлинную. В результате всех этих «обретений» в разных странах и городах мира демонстрируются 12 голов Иоанна Крестителя. Это нисколько не смущает церковников: ведь действительно невозможно доказать, какая из этих голов подлинная, поскольку сама личность Иоанна Предтечи — выдумка евангелистов. Праздники в честь обретения головы Иоанна Крестителя отмечаются церковью до сих пор и приносят ей немалые доходы.
Собор Иоанна Предтечи 7(20) января
Слово «собор» в данном случае означает молитвенно-богослужебное праздничное собрание верующих по церквам для религиозного чествования какого-либо святого. Такие «соборы», как правило, устраиваются на следующий день после крупного нерковного праздника и посвящаются святому, игравшему якобы крупную роль в праздновавшемся событии. Таков и праздник собора Иоанна Крестителя. 6 января цер ковь празднует свой крупный праздник — крещение Иисуса Христа, в котором Иоанн является центральной фигурой. На следующий день, 7 января, отмечается «собор», т. е. праздник, посвященный Иоанну Крестителю.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Праздники православной церкви"
Книги похожие на "Праздники православной церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Алмазов - Праздники православной церкви"
Отзывы читателей о книге "Праздники православной церкви", комментарии и мнения людей о произведении.