Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.
Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.
Впрочем, как показали события, последовавшие через два дня, кровавый урок 1-й гв. бад не пошел впрок соседней 293-й бад. 25 августа девятка Пе-2 854-го бап, после бомбометания, имея в прикрытии всего 2 Ла-5, подверглась атаке группы «мессершмиттов». Немецкие пилоты атаковали наши бомбардировщики как в лоб, так и с кабрирования сзади. Атаки противника с разных направлений привели к растерянности штурманов и стрелков «пешек» ведомого звена, из состава которого было сбито два бомбардировщика. Как и в полосе Брянского фронта, Курская битва в районе Харькова заканчивалась весьма напряженно. Противник, хотя и понесший чувствительные потери, был далеко не сломлен. Впереди еще предстояло много ожесточенных схваток.
Подводя итоги действий авиации 2-й и 5-й воздушных армий в ходе проведения операции «Полководец Румянцев», отметим, что за 21 день операции потери этих объединений составили 343 и 230 самолетов соответственно. Из числа самолетов, потерянных объединением генерала С. А. Красовского, 303 машины составили боевые потери. Еще 40 было потеряно по небоевым причинам. Кроме того, около 107 самолетов числились как сданные в ремонт. Из числа самолетов, потерянных частями 5-й воздушной армии, небоевые потери составили всего 12 машин.
За период с 3 по 25 августа части 2-й воздушной армии совершили 15 027 самолето-вылетов. Из них более половины, или 8744, было выполнено по боевым порядкам войск противника, 3156 и 2570 соответственно на прикрытие наземных войск и ударной авиации и еще около 570 пришлось на разведывательные вылеты. Среди соединений армии, действовавших днем, наибольшую активность развили экипажи истребительной авиации. Так, пилотами 5-го и 10-го иак было совершено 2868 и 2441 самолето-вылетов. Однако по нагрузке, выпавшей на один исправный самолет, бесспорным лидером выглядит 291-я шад, где каждый исправный штурмовик и истребитель совершали соответственно 2,3 и 2,7 вылета в день. Для сравнения укажем, что данная цифра для 5-го шак и 202-й бад составляет 1,2 и 0,8 самолето-вылетов в день.
Отметим, что показатели боевой работы 5-й воздушной армии в целом выше, чем в объединении генерала С. А. Красовского. Так, например, если в 5-м шак на один потерянный штурмовик в среднем приходилось 27 самолето-вылетов, то в 1-м шак эта цифра составляла 47 вылетов на один невернувшийся Ил-2. Достаточно высокими были эти показатели и для соединений истребителей и бомбардировщиков, составляя соответственно 85 и 65 вылетов.
В силу того что авиация 4-го воздушного флота на протяжении всего августа получала значительные подкрепления из состава 6-го воздушного флота, а также осуществляла широкий маневр в полосе группы армий «Юг», определить точное количество самолетов, которые были потеряны люфтваффе во время проведении Красной Армией операции «Полководец Румянцев», достаточно сложно. Подсчеты автора по спискам потерь, составленным на основе отчетов генерал-квартирмейстера, позволяют предположить, что с 3 по 23 августа в полосе Воронежского и Степного фронтов группами 8-го авиакорпуса было потеряно порядка 120–140 самолетов, в то время как еще примерно 70 машин получили повреждения.
Если рассматривать четыре операции, сопутствующие Курской битве, — две оборонительные на северном и южном фасах и две наступательные, необходимо признать, что операция «Полководец Румянцев» является, пожалуй, единственной, которая началась при несомненном превосходстве ВВС Красной Армии. Командование 2-й и 5-й воздушных армий сделало необходимые выводы из опыта июльских боев Воронежского фронта, с самого начала концентрируя усилия в первую очередь ударной авиации на важнейших направлениях. В результате уже в первую неделю наступления авиаторы С. А. Красовского и С. К. Горюнова сыграли весьма заметную роль в прорыве немецкой обороны в полосе наступления Воронежского и Степного фронтов, в значительной степени содействовали развитию успеха наступления 27-й и 40-й армий. При непосредственной мощной авиационной поддержке авиаторов советскими войсками были освобождены Белгород, Грайворон, завершено уничтожение томаровской группировки противника.
Однако по прошествии недели советское наступление начало давать сбои. Последовательность событий, их логическая взаимосвязь привели к тому, что уже начиная с 8–9 августа ударная группировка 1-й танковой армии в значительной степени замедлила свое продвижение западнее Харькова. Несмотря на опыт, полученный в ходе Орловской операции, а также попытки с 4 августа организации ударов по вражеским коммуникациям, с целью недопущения подхода резервов из полосы 1-й танковой и 6-й армий, командованию ВВС не удалось решить задачу по изоляции района наступления 1-й и 5-й гвардейской танковых армий. Действия авиаторов по коммуникациям стали более или менее планомерными только в тот момент, когда немецкие танковые и моторизованные дивизии уже вышли в район северо-западнее Харькова, образовав тем самым новую линию обороны, вместо рухнувшей в начале месяца.
В дальнейшем ситуация еще больше ухудшилась, напоминая те, которые складывались в начале сражений на других фронтах. 4-й воздушный флот получил значительное усиление группами истребителей и бомбардировщиков, что позволило немецкому командованию наносить куда более мощные и сосредоточенные удары по войскам Степного и Воронежского фронтов, чем это имело место в начале месяца. Кроме того, начиная с 12 августа, когда группа «Кемпф» развернула активные наступательные действия в районе Богодухова, значительно активизировались действия немецкой истребительной авиации, нанесшей в ходе боев 12–16 августа тяжелые потери истребителям 2-й воздушной армии.
Весьма характерную картину недостатков действий авиации рисуют строки отчета 1-й танковой армии: «На всем протяжении операции исключительно плохо работала авиация взаимодействия. Как правило, истребительная авиация по вызову являлась с большим опозданием, а появляясь на поле боя в период нахождения там авиации противника, в большинстве случаев от боя уклонялась. Прикрытие шло главным образом не частей переднего края, а глубины, тогда как противник основной удар бомбардировщиками наносил по передовым частям…. Вызов штурмовиков по времени совершенно не соответствовал темпам наступления подвижных соединений. Возможность появления штурмовиков над полем боя как минимум через полтора часа после дачи заявки часто заставляла отказаться от нее, так как за это время обстановка резко изменяется и штурмовики будут бить по своим войскам, что они на протяжении операции неоднократно и делали»[388].
На ходе второго этапа операции отрицательно сказался и относительно небольшой состав 2-й воздушной армии. Командование Воронежского фронта в значительной степени распылило свои силы, одновременно ведя наступление по разным, зачастую расходящимся направлениям. Эффективно прикрыть и обеспечить поддержку на всех участках фронта у генерала С. А. Красовского просто не было сил и возможности.
Во второй половине августа основное внимание как советского, так и немецкого командования сместилось из района Харькова в направлении Донбасса. Именно там советское командование искало военного счастья в обрушении южного крыла вражеского фронта, пытаясь создать предпосылки для окончательного изгнания врага из пределов СССР. Двухмесячная кровопролитная битва в районе Курской дуги закончилась, плавно перерастая в еще более масштабное сражение Второй мировой войны — битву за Днепр.
Приложения
«Боевой состав 16-й воздушной армии на 5.07.43»
3-й бак (генерал-майор А. З. Каравацкий)
241-я бад (полковник И. Г. Куриленко)
24-й, 128-й, 779-й бап (Пе-2)
301-я бад (полковник Ф. М. Федоренко)
96-й гв., 34-й, 54-й бап (Пе-2)
6-й сак (генерал-майор И. Д. Антошкин)
221-я бад (полковник С. Ф. Бузылев)
8-й гв., 57-й, 745-й бап (А-20В, Boston-III)
282-я бад (полковник А. М. Рязанов до 16.07.1943 подполковник Ю. М. Беркаль)
127-й, 517-й, 774-й иап (Як-1)
6-й иак (на 05.07.1943 командир отсутствовал генерал-майор Е. Е. Ерлыкин с 10.07.1943)
273-я иад (полковник И. Е. Федоров)
157-й (Як-1, Як-7, Як-9), 163-й, 347-й иап (Як-7, Як-9)
279-я иад (полковник Ф. Н. Дементьев)
92-й, 192-й, 486-й иап (Ла-5)
2-я гв. шад (полковник Г. И. Комаров)
58-й, 59-й, 78-й, 79-й гв. шап (Ил-2)
299-я шад (полковник И. В. Крупский)
41-й, 217-й, 218-й, 431-й, 874-й шап (Ил-2)
271-я нбад (подполковник К. И. Рассказов до 18.07.1943. полковник М. Х. Борисенко)
44-й, 45-й гв., 970-й нбап (У-2)
372-й, 714-й нбап
1-я гв. иад (подполковник И. В. Крупенин до 02.08.1943. полковник В. В. Сухорябов)
53-й, 54-й, 55-й гв. иап (Як-1, 7, 9) 30-й, 67-й гв. иап (Р-39)
283-я иад (полковник С. П. Денисов)
56-й гв., 176-й, 563-й иап (Як-1), 519-й иап (Як-7)
286-я иад (полковник И. И. Иванов)
165-й, 721-й, 739-й иап (Ла-5), 896-й иап (Як-1), 16-й одрап
234-я иад Пе-2, А-20В, Boston-III
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.