» » » » Тит Ливий - История Рима от основания Города


Авторские права

Тит Ливий - История Рима от основания Города

Здесь можно скачать бесплатно "Тит Ливий - История Рима от основания Города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тит Ливий - История Рима от основания Города
Рейтинг:
Название:
История Рима от основания Города
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Рима от основания Города"

Описание и краткое содержание "История Рима от основания Города" читать бесплатно онлайн.



Тит Ливий (Titus Livius, 59 до н. э., Патавий, ныне Падуя – 17 н.э., там же) – один из самых известных римских историков, автор чаще всего цитируемой «Истории от основания города» («Ab urbe condita»), несохранившихся историко-философских диалогов и риторического произведения эпистолярной формы к сыну.

Oсновоположник так называемой альтернативной истории, описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демосфена и Цицерона.

Ливий происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. Хотя близкие отношения связывали его с Августом, Ливий не принимал деятельного участия в политической жизни. После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой верил в нравственные ценности и в которых видел залог возрождения Рима и в то же время, разделяя взгляды стоиков, верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено около 40 речей исторических и полулегендарных фигур. Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи. О Ливии с уважением отзывались оба Сенеки, Квинтиллиан и Тацит, а труды использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

Николо Макиавелли написал «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

Единственный сохранившийся труд Тита Ливия «История Рима от основания города» охватывает события римской истории от легендарных её истоков до гражданских войн и установления империи, т. е. эпохи современником которой был автор.

Из 142 книг до нашего времени дошло 35 книг – с первой по десятую и с двадцать первой по сорок пятую, освещающие события до 293 и с 219 до 167 г. до н. э.О содержании других книг известное представление дают созданные ещё в древности краткие их изложения – «периохи», или «эпитомы». Перевод их также включен в настоящее издание.

Настоящее издание подготовлено коллективом переводчиков – филологов-классиков и историков античности.

Содержит обширную пояснительную статью Г. С. Кнабе.






2. Ср.: XXXVI, 28, 8 сл.


3. Ср.: XXXVI, 14, 1 (Сэйдж полагает, что эти сообщения противоречат друг другу).


4. См.: XXXVI, 39, 3.


5. Но ср.: XXXVI, 1, 9. Сэйдж объясняет противоречие тем, что Ливий пользовался различными анналистическими источниками.


6. Ср.: XXXVI, 2, 2.


7. См.: XXXVI, 2, 11 (о Луции Валерии Ливий здесь не упоминает).


8. Ср.: XXXVI, 2, 12—13 и примеч. 11 к кн. XXXVI.


9. Юнона Луцина (по одному из древних толкований имени, «Выводящая ребенка на свет») – богиня-родовспомогательница. Храм ее находился в священной роще на Циспии (одна из вершин Эсквилинского холма).


10. См. примеч. 5 к кн. XXXII.


11. Лавтумии – «тюремная каменоломня». См.: XXXII, 26, 17.


12. Азией здесь названа Малая Азия (см. примеч. 3 к кн. XXXI).


13. Т.е. 15 июля (Квинтилий – старое название месяца).


14. Такие добровольцы из отслуживших солдат тогда не приводились к присяге и не притязали на жалованье. Явившись на призыв полководца, они служили, пока цель, ради которой они были вызваны, не будет достигнута.


15. Игры в честь Аполлона впервые были справлены в Риме в 212 г. до н.э. во время Второй Пунической войны. См.: XXVII, 23, 5 и (подробно) XXV, 12, 8—15. Затем они повторялись каждый год – сначала всякий раз по особому обету (см.: XXVI, 23, 3; XXVII, 11, 6), пока в 208 г. до н.э. во время морового поветрия не было постановлено учредить их навечно. Их справляли сначала в середине июля, потом перенесли на первые дни месяца. Поначалу устраивали только конные ристания в Большом цирке, позднее к ним прибавились и сценические представления.


16. Т.е. 11 июля, но по современным расчетам затмение это пришлось на 14 марта 190 г. до н.э. Дело в том, что до середины I в. до н.э. римский гражданский (в основе лунный) год расходился с солнечным (т.е. земледельческим) на 10 (точнее 11) дней. Чтобы месяцы отвечали своему месту в году, приходилось каждые два года вставлять (после 23 февраля – праздника Терминалий) дополнительный месяц (в 22 и 23 дня попеременно – дни, оставшиеся от февраля, добавлялись к вставному месяцу). Такой четырехлетний цикл уменьшал ошибку до одного дня на год (а большой цикл корректировал ее (см.: I, 19, 6 и примеч. 69 к кн. I). Но циклы не соблюдались достаточно строго. Тому могли быть причины и религиозные (календарем ведали жрецы – понтифики), и практические (растяжка или сжатие каких-либо сроков и т.п.). Так или иначе, со времен Второй Пунической войны никаких вставок в год, по-видимому, не было и к 190 г. до н.э. расхождение достигло 117 дней (почти четырех месяцев). По этому поводу уже годом раньше был принят какой-то закон, и к 168 г. до н.э. оно сократилось до 72 дней (почти двух с половиной месяцев – см.: XLIV, 37, 8 и примеч. 114 к кн. XLIV). Тем не менее о вставном месяце всякий раз объявлялось особо – иногда почти накануне. Лишь в 46 г. до н.э. реформой Юлия Цезаря был введен юлианский календарь, положивший конец путанице. (Этим календарем – с уточнением, внесенным папой Григорием в конце XVI в., мы пользуемся и поныне.)


17. О морской битве близ Корика и поражении Антиоха ср.: XXXVI, 43—45).


18. Ср.: XXXVI, 30, 4.


19. Ср.: XXXVI, 30—35.


20. Ср.: XXXVI, 25, 8 и примеч. 71 к кн. XXXVI.


21. Амфисса – локридский город в 15 км северо-западнее Дельф в проходе между Парнасом и Пиндом. В то время входила в Этолийский союз.


22. Т.е. при Луции Сципионе. О Гипате см. примеч. 56 к кн. XXXVI.


23. Ср.: Полибий, XXI, 4.


24. Ср. выше, гл. 1, 5 сл.


25. Впоследствии он женился на младшей дочери Публия Сципиона Африканского, Корнелии. (В 177 г. до н.э. был консулом – XLI, 8, 1; в 169 г. до н.э. – цензором – XLIII, 15, 8.)


26. Пелла – главный город Македонии. Западнее Фессалоник, выше по течению Аксия (совр. р. Вардар). Описание Пеллы см.: XLIV, 46, 5—8.


27. Галлогреция (Галатия) – область на центральном плоскогорье Малой Азии (главный город Анкира – совр. Анкара), захваченная (после 278 г. до н.э.) осевшими здесь галльскими племенами (подробней см.: XXXVIII, 16).


28. См. выше: XXXVI, 45, 8 и примеч. 116 к кн. XXXVI. Фиатиры (Тиатиры) – город в Лидии (область в Малой Азии северней Карии) на дороге из Пергама в Сарды. Эритры – здесь: приморский город в Ионии напротив Хиоса.


29. Т.е. «партия» знати (римский термин).


30. Ахейская гавань – предполагаемое место высадки греков в Троянскую войну (Страбон, XIII, 595; 598).


31. Т.е. Афине. Ср.: Страбон, XIII, 593: «Город современных троянцев... прежде был селением с небольшим и незначительным святилищем Афины», пока его не сделал городом Александр Македонский, богато украсивший храм. Этот храм показывали потом как место, где с неба упал Палладий – небольшой деревянный кумир Афины. Палладий (залог безопасности Трои), по сказаниям, был похищен греками и увезен в Афины, но римляне, возводившие свой род к троянцам, верили, что настоящий Палладий – тот, что хранится у них в храме Весты как привезенный с собою Энеем (ср.: Овидий. Фасты, VI, 421 и далее). Дардан и Ретей – города Троады. Элеунт – город на южной оконечности Херсонеса Фракийского.


32. Сест – город на Херсонесе Фракийском напротив Абидоса. Галлы, упоминаемые здесь, – жрецы Великой матери богов, чей храм в Риме был посвящен годом раньше (возможно, поэтому их и послали парламентерами); согласно Полибию, их было двое (ср.: Полибий, XXI, 6, 7, а также: 37, 5). «Исступленными» они названы из-за оргиастического характера культа.


33. Букв.: «на самосской земле». Иногда думают, что здесь имеются в виду земли самосцев на «побережье эфесцев» (Страбон, XIV, 639), тем более что у Страбона здесь же упоминается «гавань Панорм со святилищем Артемиды Эфесской» (явно на материке). Однако современные исследователи, опираясь на внимательное чтение Ливия и топографические данные, помещают Панорм, упоминаемый Ливием, все-таки на Самосе (на северо-востоке острова у мыса Палинур). Видимо, у Ливия и Страбона речь идет о двух одноименных гаванях (слово «Панормос» для обозначения гавани – почти нарицательное).


34. Город (совр. Тигани) находился в юго-восточной части острова.


35. Это Магнесия на Меандре (не путать с Магнесией у Сипила) – город на правом берегу этой реки (совр. р. Мендерез) в ее нижнем течении.


36. Пигелы – городок на побережье близ Эфеса (Страбон, XIV, 639), Палинур – мыс на северо-восточном побережье Самоса (совр. мыс Прасон).


37. Это приспособление («огнеметатель», как переводит Ф. Мищенко) более подробно описано у Полибия. См.: Полибий, XXI, 7 (6), 1—4.


38. Мионнес – мыс и город на Ионийском побережье (см. ниже, гл. 27, 7). Макрис (Макрида) – остров близ Самоса. Эфалия – остров близ Эфеса.


39. См. выше, гл. 4, 5. Судя по гл. 2, 10, Эмилий получал более значительный флот.


40. О Ликии см. в примеч. 46 к кн. XXXIII. Патары – важный портовый город на юго-западе Ликии.


41. Милет – знаменитый ионийский город в Карии (совр. Балат). Там же были расположены Минд, Галикарнас, Книд. Кос – на одноименном острове близ берегов Карии.


42. См. примеч. 148 к кн. XXXI.


43. См. примеч. 101 к кн. XXXII.


44. Аттал – брат пергамского царя Эвмена II.


45. Сарды – лидийский город в долине р. Герм (совр. Гедиз-чай); на впадающей в Герм р. Пактол (совр. Сарт-чай) – на северном склоне г. Тмол (совр. Боз-даг). Были резиденцией лидийских царей, затем персидских сатрапов, потом селевкидских наместников. Река Каик (совр. Бакыр-чай) брала начало на западном склоне Тмола и впадала в море у Элеи, гавани Пергама.


46. Далее Ливий следует Полибию, чей рассказ более подробен. (Полибий. XXI, 10).


47. Луций Эмилий Регилл был претором и командовал флотом. Переговоры с ним могли быть лишь самыми предварительными.


48. Равнина на северо-западе Малой Азии на северо-восточном берегу Адрамитийского залива (недалеко от города Адрамития). Город Фива (или Фивы), имя которого сохранилось в названии этой равнины, упоминается в «Илиаде» (1, 366). В исторические времена он не существовал. Подробно см.: Страбон, XIII, 584 сл., 612 сл.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Рима от основания Города"

Книги похожие на "История Рима от основания Города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тит Ливий

Тит Ливий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тит Ливий - История Рима от основания Города"

Отзывы читателей о книге "История Рима от основания Города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.