Игорь Шмелев - История танка (1916 – 1996)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История танка (1916 – 1996)"
Описание и краткое содержание "История танка (1916 – 1996)" читать бесплатно онлайн.
История танка насчитывает 75 лет. За этот короткий срок из неуклюжей, неповоротливой машины, мощности которой едва хватало на то, чтобы двигать саму себя со скоростью пешехода, танк превратился в могучую маневренную стальную крепость, вооруженную артиллерией и пулеметами, ракетами и системами дымопуска, надежно защищенную крепкой броней, способную «выжить» даже в условиях применения оружия массового поражения. В итоге, пройдя через отдельные периоды сомнений и неуверенности в их возможностях, бронетанковые войска полностью утвердились в качестве основной ударной силы сухопутных войск.
Прим. OCR: Фактически это доработанные и расширенные материалы публиковавшиеся в течение нескольких лет в журнале Техника молодежи.
Первым подобный проект разработал в 1919 году советский инженер Максимов. В его простой и дешевой «Щитоноске» единственный член экипажа размещался лежа, что позволяло получить предельно малую высоту корпуса. Однако в таком крайне неудобном положении водитель не мог одновременно управлять танкеткой, наблюдать за обстановкой и стрелять из пулемета. Чуть позже в британское военное ведомство обратился Мартел с проектом сверхлегкого одноместного танка и, получив отказ, в 1924 году приступил к его строительству в своем гараже.
Конструированием мини-танков также занимались капитаны В. Лойд и Дж. Карден в мастерской, принадлежавшей последнему.
Английская танкетка Мартеля.
Английский колесно- гусеничный танк «Виккерс» 1926 г.
Шведский колесно- гусеничный танк La 30.
Усилия Мартела увенчались успехом – в 1925 году он продемонстрировал представителям военного ведомства своеобразный гибрид автомобиля и танка. Машина понравилась, и автомобильные фирмы «Моррис» и «Кроссли» взялись претворить идею Мартела. Военное министерство заинтересовалось также проектом Кардена и Лойда и поручило компании «Виккерс-Армстронг» предоставить им техническую базу. Так была построена серия одно- и двухместных танкеток, как их стали называть («танкетка» – французское уменьшительное от «танк»). В ходе испытаний выяснилось, что один человек не в состоянии справиться с обязанностями водителя, наблюдателя и стрелка, и от разработок одноместной техники отказались. Последняя модель – двухместная танкетка « Карден-Ллойд» MkVI образца 1928 года – стала одновременно и самой критикуемой за всю историю танкостроения.
В конце 20-х годов в разгар экономического кризиса английское правительство уже не могло выделять средства на содержание большой армии и на ее перевооружение. С другой стороны, британская промышленность остро нуждалась в рынках сбыта, а танкетка могла удовлетворить запросы сторонников механизированной войны, для колониальных же войск она оказалась просто находкой. Тогда страницы газет и журналов обошла фотография стоявших рядом лошади и танкетки – мол, смотрите, сколь компактен бронированный «боевой конь», да еще дешев, надежен в любых условиях и требует минимального ухода. Реклама сыграла свою роль: танкетки MkVI закупили 16 стран, а Италия, Польша, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензии на их производство. Однако первые же боевые столкновения показали их уязвимость даже от стрелкового оружия. Концепция «механизированной пехоты» оказалась несостоятельной, хотя этим увлечением в начале 30-х годов «переболели» почти все армии мира. Так, в конце 20-х годов и советские конструкторы, уже имевшие некоторый опыт строительства танков, создали несколько образцов танкеток. Тогда считали, что Красная Армия нуждается в подобной многоцелевой бронированной машине для разведки, охранения, связи и сопровождения танковых частей.
Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста разработало танкетку Т-17 «Лилипут». В сентябре 1927 года ее выпуск поручили заводу в Ленинграде. «Лилипут» задумали в пушечном и пулеметном вариантах. Создали специальный двигатель воздушного охлаждения, трансмиссию и резино-металлическую гусеницу.
Боевая масса Т-17 составляла 2,4 т, экипаж – 1 человек, вооружение – пулемет. Двигатель мощностью 18 л.с. позволял развивать скорость 16 км/ч.
Несколько позже на базе танка МС-1 разработали двухместную танкетку Т-23, представлявшую собой его облегченный вариант без постоянного вооружения,- ее планировалось применять как пуле- метовоз или легкий бронетранспортер. Боевая масса Т-23 – 3,5 т, 60-сильный карбюраторный двигатель сообщал скорость 35 км/ч. Предусматривался и вариант с пулеметом в башне кругового вращения. В 1929 – 1931 годах выпустили несколько Т-17 и Т-23, но в массовое производство они не пошли.
Не отставали от других и специалисты Франции и США. С 1921 по 1928 год фирма «Сен-Шамон» создала 4 экспериментальных образца 1 -2-местных колесно-гусеничных танкеток. На одного танкиста была рассчитана и американская Т-1 фирмы «Каннингем» (1928 год). Но все они не вышли из стадии опытов.
В Англии танкетки не получили широкого распространения, их использовали лишь в качестве пулеметовозов и тягачей. Значительно большее развитие они получили в странах, закупивших лицензии на их производство. Безбашенные танкетки серийно производили во Франции, Италии, Польше, Чехословакии, в 1931 – 1933 годах их делали в СССР, но еще больше стран попросту приобрели их в Англии.
Таким образом, подобная техника, предназначенная для разведки, охранения и сопровождения кавалерии, была весьма распространена, несмотря на существенный недостаток – слабость вооружения. И дело заключалось не в отсутствии пушки – в определенных обстоятельствах живую силу противника достаточно эффективно поражали и пулеметы, однако в танкетке они были размещены далеко не лучшим образом – в лобовом листе корпуса и поэтому имели ограниченные углы обстрела. Если же цель появлялась сбоку, то приходилось разворачивать всю машину. Но и говорить о «закате» танкетки было бы преждевременно – военным и конструкторам хотелось сохранить свойственные ей простоту устройства и малые размеры, что могло бы облегчить и удешевить производство и ускорить подготовку экипажей. Кстати, положительным качеством танкетки была хорошая маневренность, позволявшая таким машинам действовать в лесах и горах, а также высокая скорость.
В то же время короткая танкетка не могла преодолевать воронки и окопы, а тонкая броня не позволяла идти в атаку даже на вражеские пулеметы. Попытки действовать подобным образом дорого обошлись итальянидм в Испании, но усиление бронезащиты неизбежно влекло увеличение массы и, как следствие, утрату вышеперечисленных достоинств. Вывод напрашивался сам собой-сферу применения такой техники придется ограничивать.
Зато на основе танкетки был создан разведывательный танк. Для того чтобы получить его полноценный образец следовало повысить эффективность вооружения, улучшить маневренность и, в частности, научить такую машину плавать. Первую проблему решили, разместив пулеметы во вращающейся башне. По этому пути пошли в начале 30- х годов англичане и японцы. Еще в 1929 году инженеры фирмы «Виккерс-Армстронг», не мудрствуя лукаво, установили башню на танкетку «Кар- ден-Лойд» Мк VIB. Машина выглядела непрезентабельно – относительно большая башня на довольно легком шасси. Гибрид назвали разведывательным танком «Карден-Лойд» Мк VII образца 1929 года. Его масса по сравнению с прототипом выросла на 0,6 т и достигла 2 т, новый 40-сильный двигатель обеспечивал скорость 48 км/ч. Два танкиста, защищенные 11-мм броней управляли машиной и вели огонь из пулемета.
Примерно в те же годы на основе той же танкетки создали тягач с радикально измененной ходовой частью. Тогда инженеры фирмы спорили, какими должны быть опорные катки легких машин – большого или малого диаметра? Благодаря первым уменьшается сопротивление движению и возникает меньше шума, зато вторые делают подвеску более гибкой и менее уязвимой. Для проверки тягач оснастили сблокированными попарно катками большого диаметра, с упругим элементом в виде листовых рессор. На его базе изготовили легкий разведывательный танк «Виккерс-Карден-Лойд» Мк VIII образца 1933 года. Его масса достигла 3,8 т, 56-сильный двигатель обеспечивал скорость 48 км/ ч, вооружение состояло из 7,71-мм пулемета (или 12,7-мм), экипаж по-прежнему состоял из двух человек. В английской армии этот танк не использовался, а производился на экспорт в Бельгию, Литву и Швецию, положив начало серии разведывательных танков, производившихся до 1940 года.
Вторая линия, или, лучше сказать, ее вариант, нашла воплощение в малых разведывательных плавающих танках. Их первый образец, амфибия «Карден-Лойд», была изготовлена на основе упомянутого нами тягача в 1930 году и получила широкую известность, хотя в английской армии применялась ограниченно. В 1931 году ее купили Китай, Таиланд и Япония.
Япония приобрела лицензию на «Виккерс-Карден-Лойд» Мк VI, но делать его не стала, а превратила в образец для собственных разработок.
Упомянем о третьей линии развития танкеток – разведывательных бронированных «застрельщиках», нашедшей воплощение в машинах, созданных для английской армии и широко применявшихся во второй мировой войне.
Новым требованием, предъявляемым к легким разведывательным танкам, была возможность преодоления ими водных преград, лучше всего с ходу или с минимальной подготовкой. Попытки создать подобную боевую машину предпринимались еще до первой мировой войны – в 1910 году швейцарский полковник Шляйер первым сконструировал плавающий бронеавтомобиль с двигателем в 20 л.с. и гребным винтом в корме. Как и во многих других подобных случаях, новинка не заинтересовала военных.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История танка (1916 – 1996)"
Книги похожие на "История танка (1916 – 1996)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Шмелев - История танка (1916 – 1996)"
Отзывы читателей о книге "История танка (1916 – 1996)", комментарии и мнения людей о произведении.