Коллектив авторов - Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1."
Описание и краткое содержание "Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1." читать бесплатно онлайн.
Шли они, шли и вышли к одной долине. Прошли немного и видят юрту, похожую на дом казаха. Заходят они туда. Дома никого нет. Можно подумать, что дом этот сделан специально для них. Они решили здесь устроиться и жить. Стали ловить рыбу, охотиться, в общем кое-как кормятся. Так и живут они втроём.
Как-то однажды слепой говорит своим друзьям:
— Нам очень трудно жить без женщины, была бы женщина, она и постирала бы нам, и есть готовила бы, а мы бы ходили на охоту. Говорят, что в верховье один падишах выдаёт дочь замуж. Давайте заберём её себе. Ведь если она выйдет замуж, то не вернётся обратно, отправится далеко.
А они смеются:
— Так уж и пойдёт дочь падишаха с нами, — говорят.
— Она, — говорит слепой, — сейчас ходит по домам и прощается со всеми. Пойдём и мы, скажем женщинам, которые сопровождают её: «Пусть дочь падишаха попрощается и с нами, ведь мы калеки». Когда будет прощаться со мною, я возьму её за руку, произнесу нужное заклинание, и весь свет покроется туманом, и мы тайно увезём её, никто ведь не будет знать, куда она делась, — говорит.
Так доходят они до города. Видят, что, как и сказал слепой, дочь падишаха ходит из дома в дом и со всеми прощается.
— И с нами попрощайся, — говорят они.
Дочь падишаха прощается. И когда дочь падишаха прощается со слепым, он сжимает её руку, заклинает и дует. Весь свет покрывается туманом и в это время уводят дочь падишаха. Народ растерялся, не знает, что случилось, и не видит, куда делась дочь падишаха.
Тем временем они возвращаются в свой дом. Безногий говорит своим товарищам:
— Давайте мы ей не будем чинить обиду, если нам будет готовить еду и стирать бельё, этого будет вполне достаточно.
На следующий день они все трое уходят на охоту. Девушка остаётся дома одна.
Недалеко от их дома, оказывается, есть ещё один дом. В этом доме жила старуха Жалмавыз. Когда те ушли на охоту, приходит она к этой девушке.
— Откуда же ты явилась, — говорит, — мы, оказывается, соседи. И у меня никого не было, чтоб поговорить, и ты, оказывается, одна, время от времени я буду к тебе приходить.
После этого просит девушку расчесать ей волосы. Таким образом, она стала каждый день приходить к девушке, когда её товарищи уходили на охоту. Каждый день просит её расчесать ей волосы. Как-то однажды безногий заметил, что лицо девушки начало желтеть.
— Что с тобой случилось, болеешь или соскучилась по дому? Если что, мы можем отвезти тебя домой, от греха подальше, ты только скажи, не стесняйся.
Девушка говорит:
— Когда вы уходите, каждый день приходит одна старуха и заставляет чесать её волосы. Я расчёсываю волосы, а она в это время сосёт, оказывается, мою кровь. Сегодня она придёт и высосет последние капли моей крови, вы не ходите на охоту, — говорит.
В этот день её товарищи не пошли на охоту. Вот приходит старуха Жалмавыз. К её приходу безногий держит сабли наготове.
— Куда заходишь без разрешения, зарублю! — говорит и хватает старуху за подол.
Та начинает умолять:
— Только не убивайте, что попросите, то и отдам, — говорит.
— Вот один из нас без ног, пусть он будет с ногами, второй слепой, сделай его зрячим, третий у нас без рук, у него должны появиться руки, и вернёшь этой девушке её прежнюю красоту и цветущий вид, — говорит джигит.
— Ладно, я всё сделаю, — говорит старуха.
После этого безногий говорит безрукому:
— Я скажу этой старухе: «Открой рот», она откроет рот, и ты войдёшь туда; скажу «выплюнь», она выплюнет, после чего появишься оттуда, как и прежде, человеком с руками. После этого велит слепому и девушке поступить также. — Потом кто-нибудь из вас скажет старухе: «Открой рот», я войду в него. Затем, когда вы скажете «выплюнь», она ответит: «То, что я искала, нашлось, не буду выплёвывать». Постарайтесь как-нибудь заставить её выплюнуть меня, ни за что не оставляйте там, — говорит джигит.
— Ладно, сделаем, — говорят его друзья.
После этого безногий говорит старухе Жалмавыз:
— Открой рот.
Та открывает. Велит безногому войти туда. Тот входит. Старухе говорят:
— Выплюнь.
Выплёвывает старуха, появляется здоровый джигит, как и прежде, с руками.
Ещё раз велит старухе открыть рот, для слепого. Он входит.
— Выплюнь, — командует.
Выплёвывает старуха, появляется джигит. После этого велит войти девушке, девушка входит.
— Выплюнь! — говорит.
Смотрят, появляется, как и прежде здоровая, красивая и цветущая девушка с румяным лицом. Безногий отдаёт свой меч одному из товарищей.
— Открой рот, — говорят старухе.
Она открывает. Безногий входит. И когда говорят «выплюнь», старуха отвечает:
— Я нашла то, что искала, не буду выплёвывать.
Тот джигит, который взял меч, рассекает старуху пополам. Распарывают ей желудок, не могут отыскать, нет джигита. И когда собирают все её кости вместе и смотрят, видят, что нет её большого пальца. Когда разрубали старуху, палец, оказывается, откатился в сторону. Когда рассекли его, то видят, что оттуда появился джигит ростом с таракана. Через некоторое время он приходит в нормальное состояние, выправляется. Все товарищи благодарят его.
Они решили вернуться по домам, к себе на родину. Теперь они спрашивают у девушки:
— Пойдёшь с нами или вернёшься домой?
Девушка не может решить.
— Ладно, они отправляются домой вместе. Идут, идут и доходят до места, где дорога делится на три направления. Дойдя до этого места, останавливаются и говорят девушке:
— Вот на троих три дороги, а ты иди за тем, кто тебе больше нравится, — говорят.
Девушка осталась позади. Трое джигитов прощаются и отправляются по трём дорогам. А девушка пошла по дороге джигита, который был безногим. После этого те друзья его возвращаются и, обрадованные, благодарят этого джигита: безрукому вернул руки, слепому зрение, и с радостью расстаются.
Джигит возвращается в аул своих старших братьев. Дошли они очень усталые, хотят пить. Останавливаются на краю аула, где женщины обычно берут воду. Он видит, что по воду, оказывается, идёт его жена. На ногах у неё чулки и лапти, платье и платок старые, волосы растрёпаны. Он узнал свою жену, а та его не узнала. После этого он достаёт тот платок, который дала ему дочь падишаха, когда он перепрыгнул через дом, и отдаёт девушке, которая пришла с ним.
— Отдай-ка платок той женщине, которая достаёт воду, — говорит.
Девушка относит платок. Та берёт платок, смотрит, и роняет вёдра.
— Разве джигит жив, это тот самый платок, который я ему подарила, — говорит.
Джигит подходит к ним и его жена падает без сознания. Кое-как привели её в сознание, побрызгав водой. Джигит говорит жене:
— Ты пока иди, а мы вслед за тобой придём.
Та пошла. Старшие братья джигита что-то делали во дворе. Видят, что девушка пришла радостная.
— Отчего с треском закрываешь ворота, отчего такая радостная, с чего у тебя радость? — спрашивают сердито.
В ответ девушка говорит:
— Я не могу всю жизнь жить и гореть в огне, хватит уж, настало время и для моей радости.
Между тем заходят дочь падишаха с их младшим братом. Старшим братьям это совсем не нравится.
— Что ты тут делаешь, пошёл с глаз долой! — говорят и гонят его.
— Братья старшие, почему свирепствуете, я пришёл не для того, чтобы обижать вас, вы отрубили мне ноги, теперь я снова на ногах. Неужели опять не уживёмся? — спрашивает младший брат.
Абзыи говорят:
— Ты мастер болтать, отправляйся туда, откуда пришёл, вон твоё богатство, вон твоя жена.
После этого он берёт свою жену, своё добро и уходит к соседу — родственнику. Собирает народ и спрашивает:
— Откуда мои абзыи взяли богатство, откуда они взяли себе жён?
Сельчане говорят:
— Поговаривали, что добыли всё так-то и так-то.
Джигит говорит:
— Если их слова правдивы, давайте мы сделаем так. Сварим кашу, когда сварится, посередине нальём масла, в центр масла положим кольцо, заставим их стрелять стрелами, если они сказали правду, то их стрелы должны попасть в кольцо.
— Хорошо, сделаем так, — говорит народ.
Делают так, как он сказал, и приводят его братьев. Старшему говорят:
— Если правдив ваш рассказ о том, как добыли жён и богатства, пустите стрелы так, чтобы они попали в центр кольца.
Поскольку слова старшего были лживыми, он совсем растерялся и пустил стрелу наискось. Велят стрелять среднему брату. Этот тоже стреляет мимо. Теперь народ узнаёт про их обман. Младший брат берёт стрелу, ставит ногу вблизи котла и пускает стрелу. Стрела исчезает с глаз и с высоты падает в котёл и вонзается в центр кольца. После этого хватают старших братьев и уводят.
Таким образом, взяв трёх дочерей падишаха, взяв и дочь падишаха, которую привёл с собой, раздав скот и добро бедным, вернулся он в дом тестя, и они зажили вместе.
62. ТРИ ДРУГА
В давние-давние времена, когда коза была командиром, синица — писарем, сорока — солдатом, жили, говорят, в одном ауле три джигита. Они, говорят, были один прекраснее другого. Эти три джигита очень подружились. Какое бы несчастье не случилось, договорились они не бросать, всегда защищать друг друга, никогда не делать зла.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1."
Книги похожие на "Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1."
Отзывы читателей о книге "Сказки о животных и волшебные сказки.Татарское народное творчество: в 14-ти томах. — Том 1.", комментарии и мнения людей о произведении.