» » » » Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко


Авторские права

Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательский дом «Вече», год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко
Рейтинг:
Название:
Оборона полуострова Ханко
Издательство:
ООО «Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9533-4834-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оборона полуострова Ханко"

Описание и краткое содержание "Оборона полуострова Ханко" читать бесплатно онлайн.



В суровую осень первого года Великой Отечественной войны, когда армиям фашистской Германии удалось прорваться к Ленинграду, когда бои шли на подступах к Москве, в глубоком тылу противника, на далеких рубежах Балтики 164 дня стойко и самоотверженно отбивал все атаки врага гарнизон небольшой советской военно-морской базы Ханко. Моряки, пехотинцы и летчики Красного Гангута (так назывался раньше полуостров Ханко) не отдали врагу ни одной пяди своей территории, более того, дерзкими десантами выбили фашистов с нескольких островов, имевших большое тактическое значение.

Операция по эвакуации гарнизона Ханко, проведенная с 22 октября по 3 декабря, стала одной из крупных и сложных, а главное — успешных операций, проведенных в 1941 г. Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ).






С октября на сухопутном участке фронта базы активность финнов резко снизилась. Артиллерийский и минометный обстрел боевых порядков обороны и отдельных объектов базы носил повседневный, беспокоящий характер. Разведывательные полеты авиации, иногда с бомбардировкой порта или города, не сопровождались активными действиями сухопутных войск. Противник, зная отрезанность Ханко от тыловой базы и сил флота, а также чувствуя недостаток в базе боезапаса, топлива и других видов снабжения, перешел к оборонительно-выжидательной тактике, в то же время преследуя цель повседневно держать защитников Ханко в напряжении.

18 октября на Ханко были вторично сокращены нормы пайков. Бойцу выдавали на день: хлеба 750 г, мяса 23 г, сахара 60 г. При такой норме запасов должно было хватить до 1 апреля 1942 г. Защитники Ханко стали строже экономить боезапас. Еще более остро ощущался недостаток горючего. В частях оставили на ходу по нескольку автомашин, и на каждую отпускали всего по 5 л бензина в сутки.

Возможность дальнейшего сопротивления Ханко зависела от систематической доставки гарнизону продовольствия, боезапаса и бензина. Предстоящие операции по снабжению Ханко представляли ряд трудностей, и основными были:

— минные поля, которые вынуждали вести перевозки на мелкосидящих кораблях, что требовало совершить большое число рейсов;

— дальнобойные артиллерийские батареи противника в районах подходов к Хельсинки, мысе Юминда и на острове Макилуото;

— срок подвоза запасов был ограничен ввиду приближения времени ледостава;

— отсутствие в Кронштадте и Ленинграде ряда видов снабжения: продовольствия, бензина и боезапаса, особенно 130-мм снарядов, не давало возможности в тот период завезти такое их количество, которое обеспечивало бы сопротивление Ханко до начала кампании 1942 г. Уже с 10 сентября 1941 г. решением ВС КБФ среднесуточный отпуск бензина был ограничен и составлял для бригады торпедных катеров 2 т, для ОВРа главной базы — 10 т (при этом полный запас топлива «малого охотника» — 6 т).

Тяжелое положение под Ленинградом сказывалось и на Ханко. Весь Балтийский флот был привлечен для обеспечения решения задач обороны Ленинграда. Флот не мог выделить необходимых для Ханко сил, боезапаса и топлива.

Зима не застала бы ханковцев врасплох, еще летом они начали подготовку к ней. Наладили массовое изготовление лыж, своевременно провели учет теплой одежды. Все валенки, полушубки, ватники, требующие ремонта, починены. Организована пошивка варежек, теплых шапок-ушанок. Самая лютая зима не была страшна защитникам Ханко — так хорошо они к ней подготовились.

В то же время с появлением ледового покрова полуостров переставал быть неуязвимым с моря. Фронт его обороны значительно увеличивался, по существу требовалось создать круговую оборону базы, а это требовало существенного увеличения числа войск и огневых средств, при неизменной численности гарнизона. Противник с установлением прочного льда мог обойти оборону Ханко с запада, востока и даже юга. Наличные силы и средства, а также недостаток боезапаса не обеспечивали оборону Ханко со всех направлений.

Западные историки отмечали трудности, возникшие в снабжении Ханко после падения Таллина. «Снабжение или эвакуация гарнизона ставили перед русскими большие требования; нужно было пройти вдоль всего Финского залива, и при этом силы союзников могли напасть на русские корабли с двух сторон; кроме того, надо было преодолеть большое число минных заграждений»[17].

К 22 октября обстановка на фронтах сложилась следующая. На сухопутном фронте враг потеснил наши войска и подошел к Ленинграду, заняв Петергоф, Стрельню, Пушкин, Мгу, Шлиссельбург, Ивановские пороги и ряд других пунктов. Ленинград оказался отрезанным и очутился в блокаде.

На море — оба берега залива находились в руках противника. Немецкая и финская авиация проявляли активность. На всем пути от Кронштадта до Ханко находились многочисленные минные заграждения. Связь с Ханко поддерживалась только по радио и самолетами.

23 октября, учитывая сложность обстановки под Ленинградом и трудность снабжения и обороны ВМБ Ханко в зимних условиях, Ставка ВГК приняла решение об оставлении полуострова Ханко и острова Осмуссар. Эвакуацию Ханко решено было провести в два этапа: первый эшелон войск вывезти несколькими отрядами малых кораблей, второй (10–12 тыс. чел.) — на крупных кораблях.

К октябрю 1941 г. на Ханко находились следующие силы: 8-я отдельная стрелковая бригада в составе 270-го, 335-го и 219-го стрелковых и 343-го артиллерийского полков. В стрелковых полках числилось по 3700 человек. В 343-м артиллерийском полку и стрелковых полках имелись 12 152-мм пушек-гаубиц, 12 122-мм гаубиц, 22 76-мм пушки, 17 45-мм противотанковых пушек, 8 122-мм, 35 82-мм и 102 50-мм минометов, более 400 различных пулеметов.

В 297-м отдельном танковом батальоне — 33 танка Т-26 и 11 танкеток.

Сектор береговой обороны имел три железнодорожные батареи: № 9 — три 305-мм транспортера, № 7 — четыре 180-мм транспортера, № 10 — три 100-мм транспортера. Стационарные батареи имели 10 130-мм, 3 100-мм, 4 85-мм и 25 45-мм орудий. Всего 52 орудия береговой обороны.

В составе ПВО базы насчитывалось 40 76-мм орудий, 26 пулеметов М-4 и 8 ДШК, две прожекторные роты.

Авиация ВМБ — 11 самолетов-истребителей и 3 гидросамолета МБР-2.

В базе имелось большое количество плавсредств: ОВР базы — канонерская лодка «Лайне», катера «малые охотники» ПК-236, 237, 239, МО-311, 312, 313, один буксир и 8 катеров, один мотобот.

В базе также находились семь торпедных катеров: пришедшие из Кронштадта три типа Д-3 — № 12, 22, 42, и с Моонзундских островов — четыре типа Г-5 №№ 67, 111, 157, 164.

Плавсредства военного порта Ханко: пять буксиров, 4 баржи, 2 мотобота (буксиры ПХ-1, ПХ-2, ПХ-3, ПХ-4, И-17; мотоботы № 42, 46, шхуны «Эрна» и «Мария», транспорты № 510 «Вахур», № 559 «Хильде», баржи № 12, 14, 18, 37).

Плавсредства береговой базы 1-й бригады торпедных катеров: быстроходный катер ЯМБ, три малых катера ТК-12, ТК-13 и ТК-14. Свои плавсредства имели многие части, расположенные на ВМБ Ханко: сектор береговой обороны (10 катеров), гидрорайон (три промерных бота, один лоцманский бот), части ПВО (три катера и четыре баркаса), 81-я ОАЭ (три катера).

Во всех воинских частях Ханко находилось более 3500 автомашин и тракторов. На полуострове имелось 6 паровозов, 1 мотовоз, 3 дрезины, 13 железнодорожных цистерн, 1 снегоочиститель, 83 вагона и 63 платформы.

Военный порт Ханко имел три гавани, которые могли служить местами погрузки. Западная — погрузка возможна при любых ветрах на 11 причалах, вместимость гавани: транспорт, четыре БТЩ, буксир, три катера; Лесная, вместимостью: два БТЩ или один транспорт; Гавань бригады торпедных катеров могла вместимость: буксир и шесть катеров.

Эвакуация Ханко — самая удачная операция Балтийского флота в 1941 г

Поход отряда БТЩ — разведывательный

После завершения Таллинского похода советские надводные корабли не выходили в Финский залив дальше острова Гогланд. Обстановка в западной части залива была неясной. Чтобы выяснить возможности противника противодействовать операции по эвакуации Ханко, было принято решение провести разведку, направив в Ханко небольшой отряд кораблей. Командование флота решило послать быстроходные тральщики (БТЩ) без прикрытия более крупными кораблями. Тральщики должны были доставить на Ханко бензин и боезапас для 130-мм орудий, в которых база остро нуждалась.

В начале октября начальник штаба флота вице-адмирал Ю. Ф. Ралль вызвал командира ОВРа КБФ капитана 2-го ранга И. Г. Святова и спросил: «Можно ли на кораблях ОВР доставить на Ханко тонн 100 авиабензина?» И тут же добавил: «Везти в бочках (это 500 бочек) можно только на барже — долго и ненадежно».

И. Г. Святов с командирами своего штаба, изучая возможность доставки на Ханко ста тонн бензина для истребителей, пришли к выводу, что горючее можно перевезти в носовых соляровых цистернах быстроходных тральщиков (БТЩ).

Эти корабли имели полное водоизмещение около 450 т и малую осадку (до 2,3 м). Два дизеля общей мощностью 3000 л.с. обеспечивали полную скорость 18 уз. БТЩ имели хорошее артиллерийское и противолодочное вооружение и современные навигационные приборы. Они имели хорошую мореходность и большую дальность плавания. Максимальный запас топлива на БТЩ составлял около 100 т. Расход же его дизелями был незначительным. Дальность плавания с максимальным запасом топлива составлял 2800 миль. Расстояние же от Кронштадта до Ханко и обратно — около 500 миль. И. Г. Святов предложил Ю. Ф. Раллю доставить бензин на быстроходных тральщиках. Для этого носовые днищевые цистерны емкостью 40 т необходимо было пропарить, а затем заполнить бензином.

Для доставки грузов были выделены три БТЩ — Т-210 «Гак», Т-215 и Т-218. Их сопровождали три катера, «малых охотника», — МО № 201, 211, 212. Чтобы обеспечить переход груженых БТЩ по минным полям, были выделены два тральщика: Т-203 «Патрон» и Т-217. Командиром отряда был назначен капитан 3-го ранга В. П. Лихолетов (командир отряда траления), военкомом — полковой комиссар Н. И. Корнилов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оборона полуострова Ханко"

Книги похожие на "Оборона полуострова Ханко" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Чернышев

Александр Чернышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Чернышев - Оборона полуострова Ханко"

Отзывы читателей о книге "Оборона полуострова Ханко", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.