коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Описание и краткое содержание "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать бесплатно онлайн.
«История социалистической экономики СССР» в семи томах охватывает период от первых революционно-экономических преобразований после победы Великого Октября до создания и упрочения экономики развитого социализма. Такой обобщающий труд по истории советской экономики издается впервые.
«История социалистической экономики СССР» ставит своей целью исследовать практическое использование, воплощение в жизнь основных закономерностей построения социалистической экономики, освещает особенности их проявления в конкретных условиях Советской страны на определенных этапах социалистического строительства; в работе дается анализ практического использования социалистическим государством экономических законов социализма для успешного развития производительных сил и новых общественных отношений, создания материально-технической базы коммунизма.
Работа выполнена в Институте экономики АН СССР, в Отделе изучения экономической мысли и обобщения опыта развития социалистической экономики.
Книга содержит таблицы. — DS.
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.
Наиболее близкой по форме и характеру к «концессионному» государственному капитализму была арендная форма привлечения частного капитала к хозяйственной деятельности. Арендный договор определял направление производственной деятельности арендованного предприятия, объем и ассортимент подлежащей выпуску продукции, долевое отчисление в пользу государства, размеры восстановления и обновления основных фондов, выполнение отдельных государственных заказов или переработку государственного сырья и т.д.
Предприятия передавались арендатору во временное пользование на условиях, оговоренных в арендном соглашении. Но собственником предприятия оставалось государство. Арендатор не имел права ни продать, ни заложить арендованное предприятие, он отвечал по суду за сохранность сданного ему в пользование имущества и подчинялся во всем советскому законодательству о труде и социальном страховании, техники безопасности и т.д.382
В подавляющей части в аренду сдавались мелкие и средние предприятия, которые не могли эксплуатироваться совнархозами. К концу 1923 г. было сдано в аренду 76,5% всех намеченных к сдаче в аренду 7,5 тыс. мелких и средних предприятий. В среднем на одно арендованное предприятие приходилось всего 17 рабочих383.
Арендная политика Советского государства предусматривала закрытие доступа частному капиталу в отрасли, где в новых условиях частная аренда могла наносить ущерб государственным интересам. Государство вело решительную борьбу с хищнической арендой, когда арендатор-капиталист не вкладывал в арендованное предприятие собственные средства (согласно договору), а хищнически эксплуатировал фонды арендованного предприятия. В таких случаях арендный договор аннулировался. В то же время, чтобы привлечь частный капитал в арендную промышленность и избежать дезорганизации производства на арендованных предприятиях, был принят декрет, согласно которому закрытие арендованных предприятий допускалось только по постановлению суда, в случаях «столь явного нарушения предпринимателями интересов Республики, что дальнейшая деятельность предприятий не может быть допущена»384.
Чтобы направить деятельность капиталистов в организованные формы, Советское правительство стремилось акционировать частный капитал и поощряло создание в различных областях хозяйства акционерных обществ как смешанных (с участием государственных хозяйственные органов), так и частных. В смешанных акционерных обществах государственным органам и предприятиям принадлежала часть акций, составлявшая не менее половины мест в выборных органах.
Так, например, учредителями смешанного паевого товарищества «Жесть» были государственные организации и частные лица. В уставе товарищества оговаривалось, что не менее 51% всего количества паев принадлежит Совету народного хозяйства385. Частные лица и организации — члены смешанного акционерного общества «Всероссийский синдикат швейной промышленности» — обязывались выполнять заказы Общества и сдавать Обществу для реализации всю свою продукцию386. Таким образом, частный капитал, участник смешанного акционерного общества, работал по заданиям и планам государства.
Объединение частного капитала и вовлечение его денежных средств в организованный кредитный и хозяйственный оборот под контролем и надзором государства происходило через Общества взаимного кредита (ОВК). Они были созданы в 1922 г. как частные акционерные кредитные организации для взаимного кредитования частных промышленников и торговцев. Эти общества должны были осуществлять кредитную деятельность главным образом и по преимуществу путем привлечения средств частных капиталистов.
Государственный контроль над деятельностью ОВК осуществляли органы Наркомфина. Установлением предельных размеров кредитов членам Общества государство стремилось предупредить направление кредитов главным образом по линии крупных оптовиков и промышленников. Устанавливался также максимальный процент по кредитным операциям, чтобы деятельность ОВК подрывала экономические основы для развития ростовщичества. О размерах деятельности ОВК говорят следующие данные: на 1 октября 1922 г. было всего 7 обществ, объединявших 1250 человек, на 1 октября 1926 г. уже было более 280 обществ, объединявших 85415 членов. Сводный баланс возрос за эти годы с 317 тыс. руб. до 99 122 тыс. руб.387
Основной формой государственного капитализма в сфере обращения была торговля на комиссионных началах по заданиям государства; отпуск продукции социалистической промышленности частным торговцам по договору, на строго определенных условиях реализации; установление связи частных розничников непосредственно с государственными оптовыми органами. На необходимость использования такой формы направления мелкой частной торговли в организованное русло указывалось в решении Пленума ЦК РКП(б) в апреле 1924 г.388
Плановое снабжение частника и его работа на договорных началах придавали частной торговле новые черты: частный розничник фактически превращался в подсобный аппарат государственной и кооперативной торговли; он вовлекался в сферу государственного планового воздействия, что означало существенное преодоление стихии неорганизованного рынка.
Договорная система планового снабжения частных торговцев получила большое распространение389. Текстильный синдикат и некоторые другие организации снабжали в плановом порядке почти исключительно палаточников на рынках и главным образом через посредство рыночных товариществ или рыночных комитетов. При этом розничники обязывались не приобретать товары из какого-либо другого источника, продавать их только в розницу и только по ценам трестов с предельной накидкой, установленной соглашением390.
Одним из путей направления частного торгового капитала в организованные формы деятельности были Комитеты рыночных торговцев, созданные постановлением правительства в январе 1923 г.391 На эти комитеты, которые избирались общим собранием торговцев каждого рынка, возлагалась обязанность следить за тем, чтобы в пределах рынка соблюдались законы о внутренней торговле. Они обязаны были вести учет торговцев и оказывать содействие налоговым органам в выявлении торговых оборотов.
Применение различных форм госкапитализма, приемов и способов деятельности государственного капитализма явилось наиболее эффективным методом регулирования капитализма, его подчинения хозяйственной политике государства. Вместе с тем Советское государство применяло и другие методы регулирования капитализма.
3. Регулирование капитализма экономическими и внеэкономическими методами
Последовательно осуществляя ленинскую политику направления капитализма в русло государственного капитализма, Советское государство регулировало капитализм также обычными методами экономического и внеэкономического характера. Эти методы оставались главными в отношении преобладающей части частного капитала.
Регулирование капитализма в промышленности требовало применения различных форм и методов надзора, учета и контроля. Рамки предпринимательской деятельности частного капитала регламентировались допущением его в определенных отраслях промышленности, ограничивались размерами предприятий, отпуском сырья, материалов, оборудования, условиями кредитования, налоговой политикой, уровнем тарифов за перевозки.
Большое значение для регулирования капитализма в промышленности и ограничения эксплуатации наемной рабочей силы, а следовательно, и возможности капиталистического накопления имела защита прав трудящихся на частных предприятиях, государственное регулирование условий труда на них. Органы Народного комиссариата труда и профсоюзы осуществляли строгий контроль за выполнением всеми частными предприятиями законоположений о труде. За злостное нарушение советских законов о труде — увеличение продолжительности рабочего дня сверх установленного законом времени, выплата заработной платы ниже предписанных законом ставок, отказ оплачивать сверхурочные работы, эксплуатация детей и подростков — виновные привлекались к строгой судебной ответственности. По представлениям инспекций труда за 1922 г. суды рассмотрели около 20 тыс. дел, связанных с нарушением Кодекса законов о труде392.
Регулирование развития частного капитала выразилось прежде всего в том, что Советское государство определяло, в каких отраслях его деятельность экономически нецелесообразна и нежелательна. Так, например, частный капитал вытеснялся из таких отраслей промышленности, как мукомольная, маслобойная, крупяная. Внедрение частного капитала в эти отрасли промышленности поставило бы в определенной мере в зависимость от него жизненный уровень городских рабочих. Кроме того, широкая деятельность частного капитала в этих отраслях промышленности, непосредственно связанных с переработкой сельскохозяйственных продуктов, привела бы к экономическому подчинению крестьянских хозяйств частному капиталу, что составляло политическую опасность для социалистического строительства. Поэтому развитию частного капитала в этих отраслях ставились серьезные преграды. В 1925—1926 гг. был высоким удельный вес частного капитала в кожевенной промышленности. Значительная часть сырья здесь закупалась частными заводчиками и кустарями, работавшими на них. Чтобы вытеснить частный капитал из кожевенной промышленности, было сокращено, а затем полностью прекращено его банковское кредитование; государство прекратило снабжение частных заводов импортными материалами, особенно дубильными веществами; частным предпринимателям запрещалось также строительство новых кожевенных заводов. Государство расторгало арендные договоры с частными лицами, изымало предприятия кожевенной промышленности из частной аренды и передавало их кооперативам и другим организациям. Всеми этими мерами государство подрывало базу частной промышленности. Аналогичные меры регулирования частного капитала применяли в мукомольной и крупяной промышленности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Книги похожие на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Отзывы читателей о книге "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.