коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Описание и краткое содержание "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать бесплатно онлайн.
«История социалистической экономики СССР» в семи томах охватывает период от первых революционно-экономических преобразований после победы Великого Октября до создания и упрочения экономики развитого социализма. Такой обобщающий труд по истории советской экономики издается впервые.
«История социалистической экономики СССР» ставит своей целью исследовать практическое использование, воплощение в жизнь основных закономерностей построения социалистической экономики, освещает особенности их проявления в конкретных условиях Советской страны на определенных этапах социалистического строительства; в работе дается анализ практического использования социалистическим государством экономических законов социализма для успешного развития производительных сил и новых общественных отношений, создания материально-технической базы коммунизма.
Работа выполнена в Институте экономики АН СССР, в Отделе изучения экономической мысли и обобщения опыта развития социалистической экономики.
Книга содержит таблицы. — DS.
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.
В 1921 г. началась перестройка системы государственного социального обеспечения рабочих и служащих. В то время государство могло взять на свой бюджет социальное обеспечение лишь инвалидов войны и военной службы, нетрудоспособных членов из семей погибших военнослужащих, инвалидов от рождения, а также выдавать пенсии некоторым категориям работников за особые заслуги перед Родиной (персональные) и за честную и беспрерывную трудовую деятельность (за выслугу лет). Одновременно партия и правительство восстанавливали государственное страхование, организовывали крестьянскую взаимопомощь.
Восстановленное в ноябре 1921 г. государственное социальное страхование распространялось на все виды временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы и на случай смерти, оно стало важным фактором подъема благосостояния трудящихся.
Социальное обеспечение лиц, работавших не по найму (крестьян, ремесленников, кустарей, лиц свободных профессий), проводилось на началах взаимности. Важнейшей ее формой были крестьянские комитеты общественной взаимопомощи — кресткомы, созданные при сельских Советах и волостных исполнительных комитетах в середине 1921 г. Главной целью их было оказание всесторонней помощи семьям красноармейцев, бедноте и маломощным хозяйствам.
В 1921 г. началось развертывание государственного имущественного страхования, прежде всего от наиболее разрушительных стихийных бедствий, — пожаров, падежа скота и т.д., аварий на сухопутном и водном транспорте. В июле 1922 г. Госстраху было предоставлено право ввести личное страхование — страхование жизни и от несчастных случаев, угрожающих жизни и здоровью людей. За 1921/22—1925/26 гг. по страхованию строений, посевов и животных было собрано почти 174 млн. руб., выплачено страхового возмещения на сумму около 109 млн. руб. За пять лет направлено: на рабочее жилищное строительство — 10,3 млн. руб., в доход государственного и местных бюджетов — 7,7 млн. руб.
*Посредством налогов и неналоговых поступлений образовывался централизованный фонд денежных ресурсов, преодолевалось распыление денежных накоплений социалистического сектора народного хозяйства, регулировались доходы и накопления капиталистических элементов. Концентрация бюджетных ресурсов на решающих участках позволяла с большей эффективностью использовать государственные средства. Бюджетные ресурсы сыграли решающую роль в создании кредитной системы и в развертывании ее деятельности. Без систематической помощи из государственного бюджета не могло быть обеспечено развитие системы местных финансов. За четыре года (1922/23—1925/26 гг.) он передал местным бюджетам 890 млн. руб., не считая государственных доходов, непосредственно зачисляемых в местные бюджеты.
Развитие доходов государственного и местных бюджетов характеризуется данными табл. 4 (в млн. руб.)293.
Таблица 4
1922/23 г. 1923/24 г. 1924/25 г. 1925/26 г. Всего доходов 924,9 2025,8 3119,0 4245,5 В том числе налоги и сборы 534,0 991,1 1603,4 2192,9 неналоговые доходы от государственного хозяйства 213,3 535,7 850,1 1236,6 государственные займы 81,9 183,6 130,5 146,0 средства государственного социального страхования — — 420,0 670,0 операции государственного казначейства 45,7 315,4 115,0 — В % к итогу налоги и сборы 63,1 43,9 51,4 51,6 неналоговые доходы 23,1 26,4 27,3 29,1 государственные займы 8,9 9,1 4,2 3,4 средства соцстраха — — 13,5 15,8За три года бюджетные ресурсы государства увеличились почти в 4,6 раза. При этом в их составе произошли большие изменения: налоговые поступления выросли в 3,8 раза, неналоговые доходы от государственного хозяйства — в 5,8 раз. Кроме того, резко поднялась доля государственного хозяйства в налоговых платежах. Так, удельный вес предприятий и организаций социалистического хозяйства в подоходном налоге повысился с 12,2% в 1923/24 г. до 43,1% в 1925/26 г., а в промысловом налоге достиг 60%. В целом можно считать, что уже в тот период поступления от социалистического хозяйства (неналоговые и налоговые) отодвинули на второе место мобилизацию средств от населения.
Направление бюджетных ресурсов характеризует табл. 5 (в млн. руб.)294.
Таблица 5
1922/23 г. 1923/24 г. 1924/25 г. 1925/26 г. Всего расходов 1403,4 2022,2 3035,1 4209,7 В том числе Народное хозяйство 667,1 557,4 916,4 1223,8 Из них промышленность 136,8 161,1 188,0 281,1 сельское хозяйство 62,1 89,8 233,0 282,8 торговля, снабжение, заготовки 76,0 21,6 24,4 47,9 транспорт и связь 246,1 149,4 195,8 282,8 жилищное и коммунальное хозяйство 74,8 51,9 162,0 281,6 Социально-культурные мероприятия 181,3 354,5 931,2 1370,7 Из них просвещение 111,6 241,5 358,6 520,3 здравоохранение и физкультура 56,1 99,5 291,5 390,8 охрана труда и социальное обеспечение 13,6 13,5 281,1 459,6 Управление 182,0 283,2 404,5 551,8 Оборона страны 228,1 402,4 418,1 569,4 По государственным займам 16,6 75,1 69,6 122,6 В % к итогу Народное хозяйство 47,5 27,6 29,9 29,1 Социально-культурные мероприятия 12,9 17,5 30,4 32,6 Управление 13,0 14,0 13,2 13,1 Оборона 16,3 19,9 13,6 13,5 По государственным займам 1,2 3,7 2,3 2,9За четыре года на нужды социалистического строительства было направлено через государственный и местные бюджеты и за два года через бюджет государственного социального страхования более 10,7 млрд. руб., из них около 3,4 млрд. руб. — на финансирование народного хозяйства, свыше 2,8 млрд. руб. — на социально-культурные мероприятия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Книги похожие на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Отзывы читателей о книге "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.