коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Описание и краткое содержание "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать бесплатно онлайн.
«История социалистической экономики СССР» в семи томах охватывает период от первых революционно-экономических преобразований после победы Великого Октября до создания и упрочения экономики развитого социализма. Такой обобщающий труд по истории советской экономики издается впервые.
«История социалистической экономики СССР» ставит своей целью исследовать практическое использование, воплощение в жизнь основных закономерностей построения социалистической экономики, освещает особенности их проявления в конкретных условиях Советской страны на определенных этапах социалистического строительства; в работе дается анализ практического использования социалистическим государством экономических законов социализма для успешного развития производительных сил и новых общественных отношений, создания материально-технической базы коммунизма.
Работа выполнена в Институте экономики АН СССР, в Отделе изучения экономической мысли и обобщения опыта развития социалистической экономики.
Книга содержит таблицы. — DS.
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS.
Значительные успехи были достигнуты национальными республиками. В Грузии число обучавшихся грамоте в 1925 г. увеличилось по сравнению с 1922 г. в 15 раз, в Казахстане — в 5 раз, в Киргизии — почти в 4 раза, Узбекистане — в 3 раза. К концу 1927 г. ликвидировали неграмотность примерно 10 млн. взрослых1253. За годы восстановительного периода многие народы Советского государства впервые получили письменность на родном языке.
В результате энергичных мер но ликвидации неграмотности, а также благодаря все более широкому охвату подрастающей молодежи школьным обучением, уровень грамотности населения в СССР к концу восстановительного периода намного вырос.
По переписи населения 1926 г. грамотность поднялась в стране до 56,6%, в том числе в РСФСР до 60,9% против 32% в 1920 г. Грамотность городского населения достигла 80,9%, но половина сельского населения (49,4%) оставалась еще неграмотной. Среди отдельных национальностей удельный вес неграмотных был особенно велик: среди казахов — 74,8%, туркмен — 86%, киргизов — 83,5%, таджиков — 92,2%, узбеков — 88,4%1254. Эти данные говорили о громадной работе, которую еще предстояло осуществить.
Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была важным шагом в борьбе за всеобщую грамотность. Одновременно развивалась и совершенствовалась система советской школы.
Общеобразовательная школа. Трудности первых лет восстановительного периода привели к значительному сокращению сети школ и контингента учащихся. Если в 1920/21 учебном году начальных общеобразовательных школ было 113 994 с количеством учащихся 9170 тыс. чел., то в 1921/22 учебном году количество школ уменьшилось до 99 396, а количество учащихся — до 7919 тыс.1255 Сеть средних общеобразовательных школ всех типов насчитывала в 1920/21 учебном году 4163 школы с 569 тыс. учащихся, а в 1921/22 учебном году число школ сократилось до 3137 с количеством учащихся 520 тыс. чел.1256
Сокращение школьной сети в эти годы было связано с последствиями голода, со значительным ослаблением материальной базы школы. Это выражалось в недостатке учебников, необходимых наглядных пособий и оборудования, школьной мебели и, наконец, в остром недостатке самих школьных зданий.
В связи с некоторым улучшением экономического положения страны X Всероссийский съезд Советов (декабрь 1922 г.) в постановлении по докладу Наркомпроса обязал центральные и местные органы Советской власти «принять все меры к тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений было решительно приостановлено». Съезд призвал все государственные и общественные организации «отдать максимум сил и средств на дело народного образования»1257.
В. И. Ленин в опубликованной в январе 1923 г. статье «Странички из дневника» подчеркивал, что в первую очередь должны сокращаться расходы не Наркомпроса, а других ведомств, «с тем, чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса»; предлагал увеличить, выдачу хлеба учителям. Необходимо, указывалось в статье, «передвинуть весь наш государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую голову потребностей первоначального народного образования»1258.
С 1923 г. существенно увеличиваются расходы на народное образование по государственному бюджету. Начиная с этого года происходит рост сети начальных школ и количества учащихся, о чем свидетельствуют данные табл. 11259.
Таблица 1
Год Число школ % Численность учащихся, тыс. % 1914/15 101 917 100 7030 100,0 1922/23 82 560 81 5993 85,2 1923/24 85 662 84 6328 90,0 1924/25 87 619 86 7182 102,1Как показывают данные таблицы, в 1924/25 учебном году численность учащихся превысила довоенный уровень. Претворялись в жизнь ленинские указания о необходимости поднять прежде всего дело начального образования. Особое внимание уделялось вопросам расширения и укрепления начальной школы, особенно в деревне, в связи с решением задачи по подготовке и введению всеобщего и обязательного начального обучения.
Принятое 31 августа 1925 г. постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети» определяло предельный срок осуществления всеобуча — десять лет (1933/34 учебный год). Аналогичные законы принимались и правительством других советских республик.
Хозяйственные успехи позволили к концу восстановительного периода добиться значительных достижений и в области школьного образования. В 1925/26 г. в 103 тыс. начальных, неполных средних и средних школ СССР обучалось более 10 млн. человек — почти на 30% больше, чем в 1914/15 г.1260 Значительно выросла сеть школ в национальных республиках и областях, где преподавание велось на родном языке.
Этот период характеризуется дальнейшим совершенствованием системы народного образования. Наряду с общеобразовательными школами двух ступеней стали создаваться школы фабрично-заводского ученичества, школы крестьянской молодежи и фабрично-заводские семилетки.
К концу восстановительного периода школьное образование сложилось в следующую систему. Школа I ступени — начальная школа (4 класса) являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских и т.п. Семилетняя школа являлась базой для средних и профессионально-технических учебных заведений — техникумов; школа II ступени с пятилетним курсом обучения готовила в вузы и в то же время давала известную практическую подготовку. Эта школьная система претерпела позже некоторые изменения, вытекающие из задач подготовки кадров для возрождающейся промышленности и сельского хозяйства.
В 1924 г. в соответствии с указаниями XIII съезда РКП(б) о сближении школы II ступени с потребностями народного хозяйства путем решения задач как общего, так и профессионального образования было принято решение о придании профессионального характера обучению в 8—9 классах школы II ступени, о подготовке в них кооперативно-торговых, производственно-технических, административно-хозяйственных работников, а также работников для культурно-просветительной сети.
Хотя эта система имела недостатки и позднее была пересмотрена, однако в те годы школы II ступени обеспечивали подготовку молодежи к практической деятельности и в известной мере содействовали ослаблению «голода» на работников средней квалификации.
В этот период была проделана большая работа учителями и научными работниками по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. К 1924 г. Научно-педагогическая секция Государственного ученого совета, председателем которой была Н. К. Крупская, подготовила новые школьные программы, в которых полнее отражались ленинские указания о тесной связи школы с жизнью.
В годы восстановления народного хозяйства приобретала особую актуальность подготовка молодежи к трудовой деятельности, потому что от успеха этой работы, от трудового энтузиазма масс зависела ликвидация разрухи, подъем экономики.
В 1923 г. был принят «Устав единой трудовой школы», в основу которого были положены программные требования партии по народному образованию.
К концу восстановительного периода значительно расширилась сеть профессионально-технических учебных заведений. Особенно быстро стали расти созданные по инициативе комсомола школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В решениях XII съезда РКП(б) указывалось, что школы ФЗУ призваны сыграть первостепенную роль в подготовке нового, коммунистического поколения квалифицированных и классово-сознательных рабочих1261. В 1925/26 учебном году в школах ФЗУ и других профессионально-технических школах СССР обучалось 228,3 тыс. человек.
Следует иметь в виду, что в рассматриваемый период школа ФЗУ не была чисто профессиональной школой, а давала общеобразовательные знания примерно в объеме семилетки. С 1925 г. в связи с повышением уровня общеобразовательной подготовки подростков появилась возможность проводить в школах профессионально-технического обучения преимущественно производственную подготовку учащихся. Тем самым школы ФЗУ были преобразованы в чисто профессиональные учебные заведения, а срок обучения в них снизился до полутора-двух лет (в некоторых школах — до 6—9 месяцев).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Книги похожие на "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " коллектив авторов - Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"
Отзывы читателей о книге "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.