Филип Дик - «Если», 1993 № 01

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Если», 1993 № 01"
Описание и краткое содержание "«Если», 1993 № 01" читать бесплатно онлайн.
4 Филип К. Дик. Фостер, ты мертв!
11 Александр Дынкин. Острое, или Новая Атлантида.
14 Гарри Гаррисон. Ты нужен Стальной Крысе. Роман.
60 Владимир Кучеренко, Виктор Петренко. Люди и марионетки.
64 Аврам Дэвидсон. Моря, полные устриц.
68 Акоп Назаретян. Тест на зрелость.
72 Альфред Бестер. «Русские горки».
78 Филип Фармер. Путешествие в другой день.
85 Виктор Переведенцев. Что век грядущий нам готовит?
92 Рон Уэбб. Девушка с глазами цвета виски.
- Отплатить той же монетой?
Н. Г.: Вот уж нет! Хуже нет, когда женщина, желая самоутвердиться, идет путями мужчины и становится агрессивной. Мне это проще показать на примере литературы. Сейчас появилась волна яркой, интересной «женской» прозы — Лариса Ванеева, Светлана Василенко, Нина Садур… Ряд можно продолжить. Пытаясь вырваться из системы мужских стереотипов, они зачастую оказываются привязанными к ней столь же крепко, как писатель-антисоветчик к советской системе. «Идешь к женщинам — не забудь плетку» это опять Фридрих Ницше. И вот наша «женская проза» так заворожена плеткой, что дает на нее постоянную агрессивную реакцию.
- Чем женский мир отличается от мужского?
Н. Г.: Это с большим трудом поддается определениям: здесь мы имеем дело с явлениями, уходящими корнями в иррациональные глубины. Мы пользуемся понятиями «мужчина» и «женщина», но есть еще «мужское начало» и «женское начало», это вещи не совпадающие. Психологи, в том числе Карл Юнг, утверждали, что в каждом из нас есть и то, и другое. Все знают платоновское учение об андрогине, который был разделен на две половинки, вечно притягивающие друг друга. Древнекитайская медицина утверждает, что организм, в котором нарушен баланс между мужской энергией Янь и женской энергией Инь — больной. В христианстве есть учение о Логосе и Душе мира… Вульгарным было бы предположить, что речь идет о простом физическом слиянии, взаимодополнении: это скорее идеальная космогоническая модель Вселенной.
Мои взгляды не являются антимужскими; я отрицаю не мужское начало, а его тотальное господство, сделавшее мир кривым — с борьбой за власть, войнами, экологическими кризисами…
- Зато мы получили цивилизацию.
Н. Г.: Да, но какой ценой? Хотя история не пишет черновиков, рискну предположить, что, пойди человечество по «женскому» пути, мы бы имели не цивилизацию в шпенглеровском употреблении этого слова, не безудержное развитие техники, но культуру. Мне кажется, в товарном, мире материальными путями ни одной проблемы не решить. Только духовными. Возможно, мы имели бы психическую культуру и вовсе не нуждались бы в колесе, тракторе, оружии и т. п. То, что существует сейчас, я бы сравнила с «внешним скелетом», который есть у некоторых насекомых. Мы не освобождаемся от материи, а все больше закрепощаемся. Не говоря уж о накопительстве…
- А кто сказал, что мы хотим от нее освободиться? По-моему, все мечтают о прямо противоположном — побольше бы ее, материи, в самых разных формах…
Н. Г.: Как-то я читала о племени, лепившем горшки из глины, в которой содержались радиоактивные элементы. Бесценные. горшки. Очень вредные для тех, кто из них ел.
- Дух — мужское начало, материя — женское, это традиция. Похоже, вы просто меняете полюсы местами, и теперь душа — это «она», а плоть — «он». Но разве мир от перемены полюсов перестает быть кривым? Да и всякий человек, знающий историю культуры, вспомнит, что мужчины все же некий вклад в нее внесли.
Н. Г.: Повторяю, мои высказывания не являются антимужскими. Но есть вещи, которые по самой своей природе ближе женщине. Может быть, она причастна к каким-то космическим основам, паранормальным явлениям, к тому, что Карл Юнг определяет как коллективное бессознательное. У нее более развита интуиция, экстрасенсорные способности.
- Экстрасенсы все же, по больше части, мужчины.
Н. Г.: Просто женщины редко делают из этого профессию. Известно, что жертвами средневековой инквизиции становились «ведьмы», которых «Ловили» на каких-то парапсихологических способностях. На Руси были «бабки»- ворожеи, а не дедки… Еще Лев Толстой замечал, что женщина отвечает не на то, что ей говорят, а на то, как ей кажется, что ей говорят, то есть чувствительна не к словам, а к интонации, мимике, к тому, что стоит за словом.
- В одном из произведений «женской прозы» я читала примерно следующий диалог:
Он: Пообедаем вместе?
Она: Нет, я не хочу с тобой спать.
Вы об этом?
Н. Г.: Ну, допустим, так. На самом-то деле она отвечает по существу. Мужская психика предпочитает структуру, деление, обозначение, иерархию. Вечность делится на временные отрезки. Женщина способна совершать те же логические операции, но я сильно подозреваю, что в глубине души ей это совершенно безразлично, она просто не тем живет.
Знаете, перечитывая уже опубликованный собственный рассказ «Радостные, разноцветные», я с удивлением обнаружила заложенную в тексте (не специально) паралингвистическую возможность. Там по сюжету случайно встречаются две любовницы одного человека — старая, отставная, и новая — и старшая пытается внушить младшей, что их общий друг никогда на ней не женится, а когда понимает, что женится, то «ей становится так холодно, что в квартире тут же перестают топить, и полночи она ворочается с боку на бок, и никак не может согреться». Для женщины важны не столько физические параметры этого мира, сколько психическая реальность. Это другой мир, там другие приоритеты, и на поверхности пирамиды ценностей может оказаться какая-нибудь красная чашка, разбитая в детстве, и к ней сойдутся все сущностные нити.
А мужчина подходит к женщине с инструментальных позиций, она материал, глина, из которой надо что-то лепить. «Это платье тебе не идет», «перемени прическу» — в лучшем случае.
— Никак не пойму, что же в этом дурного?
Н. Г.: Рассматривание другого существа только как сферы приложения своих сил означает, что мир живет по законам взаимопожирания, вампиризма. От реального до психологического, когда цивилизованный мужчина пытается психологически скушать свою подругу, и она отвечает ему тем же. Но преимущество здесь на стороне мужчины, и, когда он уж очень наступает, женщине остается сделать то, что и героине рассказа «Девушка с глазами цвета виски» — она уменьшится… и ускользнет.
— Нина, существует точка зрения — конечно, мужская, — что женщина находит себя, рожая и воспитывая детей, вкладывая в них свой опыт и приобщая к опыту человечества.
Н. Г.: Здесь единственное зерно истины; по самой природе своей женщина — творец. Она создает из собственной плоти новую жизнь.
Я думаю, что мужское творчество лишь компенсирует отсутствие способности к прямому продолжению себя в этом мире. Женское творчество бескорыстно, в каком-то смысле оно является продолжением биологической функции женщины.
— Вы, безусловно, знакомы с теорией фаллического начала как символа силы, власти, превосходства, которая подразумевает изначальную ущербность женщины, потому что сей предмет, дающий власть, у нее отсутствует. Мне кажется, сейчас вы снова поменяли местами точки отсчета, и мы оказались в том же иерархическом мире, только перевернутом.
Н. Г.: Я упоминала уже, что женское движение может проявляться в радикальных формах, противопоставляя мужской системе ценностей свою. И если по Фрейду главное — это фаллос, женщина может утверждать, что главное — грудь, которой она кормит ребенка, и отсутствие таковой вызывает у мужчин комплекс неполноценности. А когда эти детские игры в мифологемы кончатся, мир будет более многокрасочным и гармоничным. В идеале хотелось бы, чтобы мужское и женское начало существовало в симбиозе. И мужчины, я полагаю, приспособив женщину к своим нуждам, попали в ловушку замкнутого пространства и испытывают смутную тоску по полноценному миру.
Якоб Бэме писал о том, что Адам был муже-девой, но, утратив мудрость — Софию, в похоти своей обрел Еву, смертное существо, каковым стал и сам. Христос показал нам путь воскрешения человечества… Как сказано в Библии, на небесах не женятся и не выходят замуж. Никакого спасения в замене «мужского» знака на «женский» нет, добавлю от себя. Истина в целостности.
Пока же мы имеем модель общества, подавившего в себе все женское. А есть закон, что все подавленное обостряется, революционизируется, прорывается из-под спуда, не обязательно в привлекательных формах. Такова грубая эмансипация, к которой часто сводились все женские проблемы. Так и феминизм — как бы некое существо лезет, вот ухо показалось, часть руки, глаз… страшновато, как на сюрреалистической картине. Но когда это духовное тело появится целиком, мы увидим, что не кривое оно и не косое, убедимся в его соразмерности.
— Однажды в разговоре женщина-специалист по рабочему движению заявила, что феминистку очень легко отличить от обычной женщины. Тогда у меня не было возможности спросить как. А вы знаете?
Н. Г.: Не знаю. На Западе широко распространено такое направление, как «сексизм», идет борьба с дискриминацией по половому признаку. Женщина может очень обидеться, если ей помочь надеть пальто или, скажем, предложить сесть — это проявление полового неравенства. Интересно, что в русле сексизма рассуждает Лев Толстой: его герой, Позднышев, в «Крейцеровой сонате» удивляется, почему это образованная девушка не может подать стул ему… «Не в том отсутствие прав женщины, — рассуждает Позднышев, — что она не может вотировать или быть судьей, а в том, чтобы в половом отношении быть равной мужчине, иметь право пользоваться мужчиной и воздерживаться от него по своему желанию… Вы говорите, что это безобразно. Хорошо. Тогда чтобы и мужчина не имел этих прав. Теперь же женщина лишена того права, которое имеет мужчина. И вот, чтобы возместить это право, она действует на чувственность мужчины, через чувственность покоряет его так, что он только формально выбирает, а в действительности выбирает она. А раз овладев этим средством, она уже злоупотребляет им и приобретает страшную власть над людьми.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Если», 1993 № 01"
Книги похожие на "«Если», 1993 № 01" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Филип Дик - «Если», 1993 № 01"
Отзывы читателей о книге "«Если», 1993 № 01", комментарии и мнения людей о произведении.