» » » » Павел Берснев - Лабиринты ума


Авторские права

Павел Берснев - Лабиринты ума

Здесь можно скачать бесплатно "Павел Берснев - Лабиринты ума" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Амфора, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Берснев - Лабиринты ума
Рейтинг:
Название:
Лабиринты ума
Издательство:
Амфора
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-367-00731-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лабиринты ума"

Описание и краткое содержание "Лабиринты ума" читать бесплатно онлайн.



В книге петербургского философа-религиоведа П. В. Берснева рассматриваются возможности изучения мистического опыта человека при помощи современных достижений нейрологии. Что способствует возникновению религиозно-мистических переживаний? Можно ли достичь подобных состояний сознания искусственным путем? Эти вопросы решаются автором книги с привлечением примеров из духовных практик Древнего Востока и первобытных культов Америки.






Знаменитый буддолог и исследователь тибетского шаманизма – бон, Джон М. Рейнольдс пишет в «Золотых Письменах»:

«Дзогчен („Великое Совершенство“), так же как и буддистское учение в целом, рассматривает sems, или ум, как свой центральный предмет и проблему с точки зрения как теории, так и практики. Ум творит миры иллюзий или обманчивых проявлений (’khrul snang), и из-за этой его деятельности наша изначальная природа омрачена с незапамятных времен. Поэтому он называется kun-byed rgyal-po – король всетворящий. Но в то же время ум представляет собой единственный путь к освобождению, и потому он также известен как rang shes rig gi rgyal-po, король, который есть познающая себя осознанность. Единственный способ войти в состояние зеркала – через состояние отражения. Один и тот же ум, или, точнее, природа ума (sems-nyid), является как основой заблуждения (’khrul gzhi), так и основой освобождения (grol gzhi). Основа – одна, но Путей – два. Мы порабощены умом, и ум же приносит нам освобождение. Мы забыли, кем мы являемся изначально, потому что мы отвернулись от нашего истинного лица; но мы всё еще можем вернуться обратно, заглянуть внутрь и открыть себя, вместо того чтобы искать вовне некоего внешнего авторитета, который неизбежно окажется ложным богом.

Тантра говорит об уме как короле и творце (byed-papo), потому что из его сущностной энергии (rang rtsal) исходит все многообразие воспринимаемой чувствами проявленной вселенной. Природа этого многообразия (sna-tshogs rang-bzhin), именно – природа ума (sems-nyid), не содержит в себе двойственности (mi gnyis), в то время как само многообразие, все мысли и проявления, являются проявлениями ума (sems snag), проявлениями творческой потенциальности Осознанности (rig-pa’i rtsal). Они подобны цветным лучам света или радугам, проецируемым на стену, когда солнечный свет проходит через кристалл. Наше обыденное дуалистическое сознание живет в этих проекциях, голографической структуре, убежденное в их объективной реальности, а не в само-сотворении. Это и есть то, что имеется здесь в виду под словом „творец“ (byed-pa-po), а не какой-то трансцендентный Бог (или Высшая Личность), который творит Вселенную.

…Бодхичитта в контексте Дзогчен означает Первозданное состояние, и это обычное значение, встречающееся во всех Тантрах rDzogschen Sems-sde».

Также, отмечает Джон Рейнольдс, существуют явные параллели между учением Дзогчена и кашмирского шиваизма:

«…[175] многообразие является иллюзией в том смысле, что оно не обладает сокровенной или независимой реальностью, но оно тем не менее обладает разновидностью относительной реальности в том смысле, что оно представляет энергию или шакти Чит, или первозданной осознанности (санскр. citsґakti). Таким образом, майя – это не просто ошибка восприятия, не просто принятие веревки за змею; это не просто что-то пассивное, а нечто активное и динамичное, творческая энергия, или Майяшакти, которая привносит разнообразие в проявленное. Здесь прослеживаются некоторые философские параллели с Дзогченом. Хотя тибетский термин rtsal – „энергия, потенциал, потенциальность“ – никогда не толковался как шакти в текстах Дзогчена, воплощенные в этих двух терминах концепции достаточно сходны. Дзогченский термин rig-pa’i rtsal, „потенциал или энергия осознания“, практически можно перевести как Vidyashakti, которая служит техническим термином, найденным в системах Шайва и Шакта. Этот термин обозначает сокровенную энергию в первозданной недуальной Осознанности, которая порождает многообразие проявлений. Также термин для обозначения „проявления“ или „внешности“ (snang-ba, санскр. a-bha-sa) найден в аналогичном контексте в обеих системах».


Ум, находящийся в активном, творческом состоянии, не менее совершенен, чем ум, пребывающий в состоянии трансцендентного покоя. Более того, на глубинном уровне как раз и не существует противоречия между покоем и движением. Страдание вызывается не активностью ума, а отсутствием осознанности, дисциплины ума, незнанием принципа его действия, его материально– и энергоинформационной деятельности, цепляниями его за свои проявления. Не омраченная неведением и эгоцентрическими желаниями активность ума столь же прекрасна, как и ум в своем высшем, недвойственном покое, сознание, обращенное в свою природу.

Что есть активность ума? Отправляясь в глубь сознания, мы можем констатировать появление в уме некоего побуждения совершить какой-нибудь поступок. Импульс (побуждение, толчок, стимул, надобность) в уме, чтобы что-то подумать, сказать, сделать. Что порождает этот импульс? Откуда берется само побуждение к деятельности? Что толкает к активности тела–речи–ума? Что есть причина этого импульса, этой силы?

Побуждение втягивает нас в активность, деятельность, и эта втянутость затмевает осознание безмятежной природы ума, порождая неведение и весь спектр, веер эмоций. Это в-т-Я-нутость. Присваивая этому импульсу авторство, мы порождаем и привязываемся к идеи «я». «Я» решил сделать это, и «я» это сделаю, «я» думаю, что… «мне» пытаются помешать сделать то, что «я» запланировал… «я» – причина одного, «я» – следствие другого, «я» хочу, «я» не хочу, «мне» нравится что-то, «мне» что-то не нравится.

Но кто это «я», которое действует и претерпевает действие, которому что-то нравится или не нравится?

С буддийской точки зрения, мы имеем целый комплекс «я», состоящий из пяти групп (на санскрите– панча скандха):

1) чувственное восприятие мира – формы (рупа);

2) возникновение ощущений «приятного», «неприятного» и «нейтрального» в отношении этих форм (ведана);

3) различение и формирование субъект-объектных представлений о «феноменах» этого мира, рождение «смыслов» (самджня);

4) импульсы – желание обрести и удержать «приятное» и избежать или освободиться от «неприятного» (самскара);

5) а также различающее сознание, объединяющее активности всего этого комплекса (виджняна).

Вот этому комплексу мы и присваиваем наименование «я». Это «я» ВЫБИРАЮЩЕЕ и РЕШАЮЩЕЕ. Но выбирать можно лишь исходя из какого-то предпочтения. А предпочтение возможно лишь при существовании самой способности воспринимать некие формы, причем воспринимать пристрастно – одно как «приятное» и «ценное», а другое как «отвратительное» и «отталкивающее». Так у нас появляется «я», которое чего-то хочет и чего-то избегает. Возникают субъект пристрастного восприятия–действия и его объект.

В дальнейшем накапливаются тенденции поступать определенным образом в будущем, реагировать на определенные ситуации «по накатанной колее». Формируются поведение, устойчивая привычка-энграмма, кармическая склонность, мотивирующая дальнейшее поведение.

В «земной реальности» мы добиваемся ровно столько, сколько вкладываем усилий, и достигаем успеха именно в той области, в которой мы прилагаем целенаправленные усилия. Успех, желаемый результат пропорционален приложенным целенаправленным усилиям.

Каждый из нас находится в определенном состоянии жизни (эмоциональном, материальном, географическом, физическом, энергетическом, интеллектуальном и т. д.). Эти состояния неслучайны. Они – результат нашей деятельности в прошлом, результат работы нашего ума, наше кармическое наследие. Во что мы вкладываем, то мы и получаем. Мы делаем неосознанный вклад в наш будущий самодельный рай. Если же мы неосознанно накапливаем причины для нашего страдания, то страдание мы и получаем. Это результат дурной кармы, то есть дурных действий, деятельности, приносящей страдание нам и другим живым существам.

Отпечатки (энграммы) в нашем уме определяют способ чувственного восприятия и поведения. Иначе говоря, эти отпечатки – программы нашего ума, формирующие наши склонности-привычки, пристрастия и антипатии. Эти отпечатки хранятся на уровне ума, называемого на санскрите «алайя-виджняна» (сознание-сокровищница), и носят название «васаны». Эти «васаны» хранятся в алайе-виджняне как семена («биджи»), готовые прорасти при соответствующих причинах и условиях. Алайя-виджняна – древнее буддийское понятие, которое предшествовало открытию в Европе «бессознательного». Отпечатки разной степени глубины формируют наш целостный опыт. И они имеют отношение не только к поверхностному уровню ума (деятельности нашего мозга).

Мозг – лишь выражение-проекция деятельности нашего ума на физическом уровне. Но этот уровень далеко не самый глубокий и, уж конечно, не фундаментальный, базовый. Мы можем изучать, как наш ум воздействует на физическую материю, и на этом уровне мы действительно можем обнаружить некое подобие отпечатков – в виде нейронных конструкций. Мы можем зафиксировать вспышки активности в определенных зонах мозга. Но на физическом уровне мы отмечаем лишь следствия, а не причины, проявление на грубом уровне тонких процессов. С помощью физических приборов мы можем отмечать лишь отражение деятельности ума на том же физическом уровне.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лабиринты ума"

Книги похожие на "Лабиринты ума" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Берснев

Павел Берснев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Берснев - Лабиринты ума"

Отзывы читателей о книге "Лабиринты ума", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.