Павел Берснев - Лабиринты ума

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Лабиринты ума"
Описание и краткое содержание "Лабиринты ума" читать бесплатно онлайн.
В книге петербургского философа-религиоведа П. В. Берснева рассматриваются возможности изучения мистического опыта человека при помощи современных достижений нейрологии. Что способствует возникновению религиозно-мистических переживаний? Можно ли достичь подобных состояний сознания искусственным путем? Эти вопросы решаются автором книги с привлечением примеров из духовных практик Древнего Востока и первобытных культов Америки.
Религиозно-философские представления о гармонии и холистическом природном единстве, которые были характерны для интеллектуального, возвышенного эллинского духа, столкнулись с агрессивной, нетерпимой к иномыслию, слепой верой в раздробленность природ – природы творящей и природы тварной.
Некоторые христианские богословы, апологеты абсурда («верую, ибо абсурдно») со свойственной для них высокомерной позиции «обладателей истины в последней инстанции» заявляли: «Эллинская философия, заняв верховную позицию монотеизма, очутилась пред антиномической загадкой: откуда же и как рядом с абсолютным единством явилось относительное множество, разнообразие, вся пестрота космоса? Как, чем, каким мостом перекрылась эта непереходимая логическая пропасть? Это крест для ума эллинской философии. Она его разрешила для себя на грубых и аляповатых путях пластического мышления, вернее, фантастических иллюзий. Это иллюзии пантеизма. „Все из воды“, „все из огня“, „все из вечного спора стихий“ и т. п., т. е. весь мир ткется из материи того же абсолютного бытия».[119]
Так переворачивая здравый смысл с ног на голову, некоторые христианские богословы не смогли понять тонко прочувствованных представлений античности о единстве природы абсолютной и природы относительной. Подвергнув «рассечению» единую природу, Европа[120] придет, в конце концов, к логическому итогу теории «двух природ». Только теперь уже с обратной стороны. Но на этот раз это будет другая нелепая крайность – атеизм. «Тварь», восставшая против «творца» и заявившая о низвержении «небесной тирании».
Однако не все культуры пошли по пути размежевания духовного и физического. К примеру, в даосской рефлексии архаической шаманской мудрости двойственный характер Единого Первоначала был отражен в учении о «двух Дао»: одно («безымянное», умин) рождает Небо и Землю, т. е. порождает космос, другое («именуемое», юмин) создает, взращивает конкретные вещи. Последнее и есть Дэ – Благая Сила, Благодать Великого Пути (Дао).
Таким образом, даосское учение ясно продемонстрировало, что проблема не в том, что мы имеем дело с разными природами, а в том, что одну и ту же природу можно воспринимать и рассматривать разными способами и с разных точек зрения (различными способами видения).
Для общинных религий также характерны:
– тотемизм (вера в мифического предка-покровителя общины),
– политеизм (многобожие),
– магия.
В целом можно сказать, что архаическое сознание было жизнеутверждающим, не спасающим от мира, а учащим ориентироваться в нем и восхищаться его красотой, учиться у него с помощью разнообразных экстатических практик. Мастерами техник экстаза были арийские риши, жрецы Шумера и Египта, друиды и шаманы. Они были хранителями мудрости, полноправными обитателями двух миров – сакрального и профанного, а также посредниками между миром людей и потусторонним миром, Верхним и Нижним. Бубен шамана и «небесная ладья Инанны» движутся одновременно в двух мирах – в земном и небесном. Мифы хранят память о Золотом Веке, времени, когда все было единым, «голографичным», не разделенным непреодолимыми границами. Это время не осталось где-то там – на расстоянии неисчислимых времен – и не ожидает нас в далеком будущем (ведь далеко и давно – это разные вещи, и если давно, это не значит – далеко). Это реальность, которую перестали воспринимать обитатели плоского профанного мира, но в которую шаманы и йогины проникают по велению богов и собственному желанию.
Буддизм, индуизм, даосизм, раннее христианство и многие другие религии в исторической ретроспективе – ветви могучего древа архаики (недаром «древность» и «древо» – однокоренные слова). Не понимая первостепенной важности «первобытной культуры», многие современники вешают на древние культуры ярлык «язычество». Увы, но это в самом прямом смысле – проявление неуважительного отношения к своим родителям, тому, что вскормило нас. Пусть эти родители порой выглядят нелепо и даже смешно (и пусть они совершали ошибки, во всяком случае с нашей точки зрения), но именно они оберегали нас, пока мы были детьми. К чести большинства религий Востока, архаика ими не отрицалась, а органически включалась в новое, осевое миросозерцание. Древние боги не изгонялись, а обращались в новую веру. Древние представления очищались от «кровожадности», наполняясь духом любви и сострадания к живым существам.
Вообще, очень сложно провести четкую грань между архаическим, осевым и постосевым временем. Существуют различные схемы эволюции сознания («детство– юность–зрелость–старость» и «пред(до)сознательное– сознательное–постсознательное»). Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что подобные схемы во многом условны, неоднозначны и упускают существенные факторы, редуцирующие реальность в угоду красивых и стройных схем.
Так, в доосевые времена в Древнем Китае человек еще не знал принципа Дао. В эпоху Чжоу высшим началом считался дух Ди, или Шанди, владыки всех природных явлений (дождя, солнца) и зависящих от них урожаев. В конце III века до н. э. его сменяет Хуан-ди – «Желтый император», легендарный предок китайского народа, правитель Поднебесной. Однако с приходом Лао-цзы (осевое время) высшим началом воспринимается уже не божественная личность, а безымянное «нечто», невыразимое в словах и знаках и лишь условно обозначаемое понятием Дао. Таким образом, внешний ритуал замещается ритуалом внутренним, внутренним деланием. Устанавливаются непосредственные отношения со священным предвечным основанием и истоком бытия. Человек сам без посредников в виде шаманов и жрецов оказывается в преддверии мира, где все «кажущееся» (сравни с «миром сновидений» австралийских аборигенов). «Кажущееся» – это мотив иррационального, ирреального, который, безусловно, связан с экстатическими шаманскими состояниями.
Подобная тенденция прослеживается в разных культурах, от древнеегипетской до древнеиндийской (эволюция «риши»–«брахманы»–«араньяки»–«упанишады»).
Вероятно, существовала следующая последовательность трансформации представлений людей о первооснове бытия. Первоначально человек получал непосредственный опыт общения с растениями богов (индоарийская Сома-Хаома, мезоамериканский Пейот и Теонанакатль, протодаосские и даосские курительницы-реторты[121] и т. д.). В дальнейшем его отношение с открывшимся священным измерением получало выражение во внешнем действии (ритуальных актах). Затем наступал черед соизмерения внешних средств достижения экстатических состояний (психоактивных веществ) и внутренних возможностей (психопрактики, медитации и йогическое подвижничество). И наконец, завершающей стадией была вербальная рефлексия (осмысление полученного опыта). После чего «рефлексии» древних мудрецов консервировались, превращались в непререкаемый канон, и уже на основе этих авторитетных изъяснений возникали многочисленные интерпретаторские традиции (богословские и религиозно-философские школы).
Выражением архаической духовности с незапамятных времен, безусловно, был шаманизм. Распространенный практически повсеместно, шаманизм играл ведущую роль в формировании древней культуры. Но шаманизм – это не только экстатическое общение с духами Верхних и Нижних миров. Шаманизм – это, прежде всего, ЛЮБОВЬ и УВАЖЕНИЕ к ПРИРОДЕ и ее СВЯЩЕННЫМ ДАРАМ. Лишь любовь и почтительное отношение к природе (горам, лесам, морям, озерам, рекам, источникам и их зримым и незримым обитателям) может стать отправной точкой для открытия мистической тропы к тайнам и волшебству целостного бытия.
Понимая и храня тот драгоценный дар, который дала нам Природа, мы учимся жить в целостном мире. Шаманизм – это путь знания природы и обретения силы. Само слово «шаман», взятое из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са – «знать». Путешествуя в Места Силы и встречаясь с людьми Знания, соприкасаясь, впитывая древнюю Мудрость, мы получаем шанс выбраться из того отчаянного положения, в котором оказался современный человек города.
Бесконечные сухие абстракции, безжизненное нагромождение схем и моделей бытия, захламление книжных полок ментально-информационным мусором – удел жителей городов, бледных «сине-зеленых теней», заложивших свои души в обмен на сомнительные блага цивилизации. Современное мышление зажато, с одной стороны, в тиски фанатического догматизма и схоластики, а с другой – вседозволяющего релятивизма, постмодернизма и софистики. Если добавить к этому такие «завоевания» общества потребителей, как фастфуд, консерванты и прочие «пищевые добавки», вызывающие онкологические заболевания и ожирение, а также добавить СПИД, алкоголизм и наркоманию, средства массовой информации, которые оказываются средством массовой деградации, и разрушение экосистемы планеты, то мы получаем диагноз нынешней глобальной цивилизации, победившей «первобытное варварство», «темные века» и «язычество».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Лабиринты ума"
Книги похожие на "Лабиринты ума" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Берснев - Лабиринты ума"
Отзывы читателей о книге "Лабиринты ума", комментарии и мнения людей о произведении.