» » » » Александр Карпов - Азовский флот и флотилии


Авторские права

Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Сфинкс, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Карпов - Азовский флот и флотилии
Рейтинг:
Название:
Азовский флот и флотилии
Издательство:
Сфинкс
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
5-7280-0022-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Азовский флот и флотилии"

Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.

Книга рассчитана для широкого круга читателей.






Большой интерес представляют данные Нестора о походе в 1103 году Святополка[9] и Владимира[10] против половцев, когда «и пошли (они) на конях и в ладьях, и зашли ниже порогов, и стали в Быстрине у Хортичева острова. И сели на коней, а пешие, выйдя из ладей, шли полем четыре дня и пришли на Сутень», так как здесь определенно и ясно говорится о том, что русским была знакома область, лежащая между нижним Днепром и рекой Молочной, впадающей в Азовское морс, ибо слово «сутень» в переводе с половецкого означает «молочная» или река Молочные Воды.

Плавания по Азовскому морю и его рекам, а также торговые путешествия по южным степным дорогам осуществлялись не только во время хозяйничанья здесь половцев, но даже в самый тяжелый монгольский период, хотя, естественно, количество плаваний и поездок в это время здесь сократилось.

Помимо торговли с татарами и итальянцами, создавшими в Причерноморье и Приазовье порты-колонии, русские торговали при посредстве крымских городов с греками. Торговые путы проходили как через Черное море и Крым, так и через Азовское, Последнее обстоятельство позволило русским летописцам, начиная с 1319 года, именовать Азовское море Сурожским, названным так по имени крымского города Сурожа, откуда через Азовское море плыли на Русь греческие купцы, известные в России как «гости-сурожане».

К концу четырнадцатого столетия относится знаменитое путешествие русского митрополита Пимена, проходившее по Дону, Азовскому и Черному морям в Царьград, и известное в истории, как «Хождение Пимена по Дону в 1389 году». Путешествия, подобные хождению Пимена, в дальнейшем русские совершали неоднократно. Из Москвы они направлялись к Оке, отсюда волоком перетаскивали суда на Дон, спускались вниз к Азовскому морю и через Керченский пролив — к Сурожу и Константинополю.

В 70-х годах пятнадцатого столетия Черное и Азовское моря были захвачены Турцией, которая на месте итальянской Таны воздвигла грозную Азовскую крепость. В южно-русских степях стали рыскать турецкие янычары, татарские и ногайские всадники. Из года в год налетали они на русские и украинские города и села, уводя с собой в полон детей и взрослых, увозя награбленное добро. На их пути вставали смелые и мужественные, предприимчивые и отважные воины — запорожские и донские казаки, которые при активной поддержке российского правительства совершали ответные военные походы в Крым и Турцию, плавания по Азовскому и Черному морям, борясь за захваченные Турцией исконно русские земли, за рыболовные и солевые участки, за проложенные в древние времена речные и сухопутные дороги.

Несмотря на заграждения, которые ставились турками в устьях Дона и Керченском проливе, донцы легко обходили их, используя глухие ерики Дона, Миус, Кальмиус и другие реки. Так было в 1556, 1620, 1624, 1627 гг. и много позже. В донесениях казачьих старший того времени встречаются нередко такие записи: «…ездят де з Дону (казаки — А. К.) в Запорот через Миюс да на Мох» или «многие люди, что з Дону в Запорот и из Запорог на Дон ходят степью, не заимуя Донца, из Кальмиуса да на Мох, а Донца не лазят».

Нередко после похода на Турцию донские казаки возвращались домой не через Керченский пролив, где их поджидал враг, а днепровским путем. А запорожские казаки, наоборот, при необходимости возвращались из похода через Керченский пролив, Азовское море и реки Кальмиус или Миус.

Весной 1637 года донские казаки при поддержке запорожцев осадили Азов. После почти 2-месячной осады они взорвали часть укреплений, ворвались в крепость и в результате кровопролитных боев овладели ею. Вернуть крепость турки решили лишь через четыре года — после успешного завершения войны с Ираном. В начале июня 1641 года более чем 100-тысячное турецко-татарское войско, поддержанное мощным флотом, в котором насчитывалось от 300 до 400 кораблей и судов, блокировало крепость. К этому времени в ней находилось 5,5 тысяч человек, в том числе 800 женщин. Осажденные отвергли предложение турецкого султана о сдаче. Они отбили 24 приступа врага, совершали дерзкие вылазки из крепости, разрушали возведенные противником земляные укрепления и уничтожали его живую силу.

Стойкость и мужество казаков, большие потери вынудили турецкое командование снять осаду крепости. Отстояв Азов, казаки предложили русскому правительству взять его под свою власть. Но так как Россия в то время не была готова к войне, казакам было предписано оставить Азов. Разрушив его укрепления, летом 1642 года они ушли из города.

Во второй половине семнадцатого столетия усилилась борьба между Россией и Швецией за Прибалтику, Финляндию и господство на Балтийском море. В 1656 году началась русско-шведская война. Россия предприняла попытку возвратить земли на побережье Финского залива, захваченные шведами, отобрать у них Лифляндию и выход к Балтийскому морю.

В начале русские войска действовали успению. Ими было взято несколько крепостей на побережье Балтийского моря, осаждена Рига. 22 июля 1656 года произошел морской бой в устье Невы в районе о. Котлин, в результате которого русская гребная флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив 6-пушечную галеру с экипажем. Однако в 1657 году шведы укрепили свои войска и начали контрнаступление. Не имея поддержки с моря, русские стали отступать. Обстановка еще больше осложнилась в связи с возобновлением войны с Польшей. Россия вынуждена была заключить со Швецией Валиесарский договор 1658 года, а через три года — Кардисский, согласно которым все завоевания в войне Россией были утрачены.

Поражение русских войск в Прибалтике и закрытие шведами выхода в Балтийское море заставило русское правительство уделить больше внимания развитию торгового мореходства на Белом и Каспийском морях. Для охраны Судоходства на Каспийском море было решено создать военную флотилию. В ноябре 1667 года для нее был заложен, а в мае 1668 года спущен на воду первый русский военный корабль «Орел». Летом 1669 года двухпалубный трехмачтовый парусник и еще несколько судов прибыли в Астрахань.

В 1688 году Петром I началось строительство «потешного флота» на Переславском (Плещеево) озере. Летом 1692 года на воде находилось несколько десятков судов. Самым крупным был 30-пушечный фрегат «Марс». В августе этого года двадцатилетний царь устроил на озере совместные маневры Переславской флотилии и Бутырского полка.

Летом 1693 года строительство кораблей здесь прекратилось. Все корабельные мастера и плотники были переведены в Архангельск, на Соломбаевскую верфь, на которой 20 мая 1694 года состоялся спуск на воду первого торгового судна «Святой Павел». Вскоре Петр I отправил это судно под русским государственным флагом в Голландию с казенным товаром. Несколько большие, трехпалубные трехмачтовые суда, имевшие от 8 до 34 шестифунтовых орудий, спускались в Архангельск ежегодно.

По-прежнему неспокойно было на юге страны. С 1676 по 1681 годы шла русско-турецкая война, вызванная выступлениями Османской империи против Украины после ее воссоединения с Россией. В победе над Турцией, которая вынуждена была признать воссоединение Левобережной Украины с Россией, большое значение имели объединенные действия русских и украинских войск.

Через пять лет началась новая русско-турецкая война, продолжившая борьбу России против турецкой агрессии, в ходе которой русские войска совершили Крымские походы 1687 и 1689 годов, явившиеся первым крупным наступлением русской армии на Крым. И хотя они не обеспечили выхода России к Черному морю, но отвлекли силы турок и татар от союзников России — Австрии, Венеции, Речи Посполитой, оказав им существенную помощь.

Крымские походы, их неудачный исход явились своеобразном школой для Петра I при подготовке и проведении последующих боевых действий России против Турции.

Глава 2

Азовский флот

…Россия в древние времена была довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, и как политическая пословица сказует о государях, морского флота не имеющих, что токмо руку имеют, а имеющие флот, обе. Что и наша Россия одну токмо руку имела.

Петр I

Азовские походы

Итак, страна, окруженная морями, к концу семнадцатого столетия имела только один порт — Архангельск, через который могла осуществлять деловые и торговые контакты с другими странами. «Ни одна великая нация, — писал К. Маркс, — никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого; никогда ни одна нация не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья и устья рек были бы от нее оторваны; Россия не могла оставлять устья Невы, этого естественного выхода для продукции Северной России, в руках шведов, так же как устья Дона, Днепра, Буга и Керченского пролива в руках кочевых татарских разбойников».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"

Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Карпов

Александр Карпов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"

Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.