Александр Карпов - Азовский флот и флотилии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Азовский флот и флотилии"
Описание и краткое содержание "Азовский флот и флотилии" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — летопись военного флота Азовского моря, повествующая о героической и мужественной борьбе русских воинов и моряков за возвращение России южных земель, Азовского и Черного морей, за выход через них в страны Средиземноморья и Европы. Значительное место отводится в ней освещению боевых действий Азовской флотилии против иноземных захватчиков в годы Крымской, гражданской и Великой Отечественной войн.
Книга рассчитана для широкого круга читателей.
В самом начале XVIII века, в связи с обмелением реки Воронеж, встал вопрос о строительстве новой верфи для постройки больших линейных кораблей. Выбор пал на село Таврово, расположенное вблизи впадения р. Воронеж в Дон. Уже к концу 1703 года на стапелях Тавровской верфи можно было заложить четыре 60-пушечных и два 80-пушечных корабля.
Несмотря на то, что значительная часть судостроительного хозяйства из Воронежа была переведена в Тавров, Воронежская верфь продолжала играть важную роль в строительстве кораблей. В 1705–1709 годы с ее стапелей сошли на воду 50-пушечная «Ласка», 60-пушечные «Шпага», «Сулица», «Скорпион» и «Цвет войны», 70-пушечные «Старый дуб», «Спящий лев» и самый большой 80-пушечный корабль «Старый орел». Достраивались, оснащались и вооружались эти корабли в Таврове.
К этому времени Тавров стал главным центром донского судостроения. Только в 1709 году здесь были спущены на воду четыре новых корабля. За эти годы на Тавровской верфи был сооружен также плавучий док, в котором годные суда ремонтировались, а устаревшие разбирались.
В этот период на других воронежских, донских и хоперских верфях продолжали строиться бригантины, галеры, галиоты, фрегаты, шнявы, десантные и другие лодки.
В петровский период в России было 26 крупных верфей, из них 10 располагались на Дону и его притоках. Об их вкладе в создание Азовского флота наглядно свидетельствует следующая таблица, позаимствованная авторами из книги П. А. Быховского «Петровские корабелы».
Таблица 1. Верфи
В строительство многих кораблей для Азовского флота вложил свой талант, труд, умение первый отечественный «корабельный бас» Петр Михайлов — Петр I. Он непосредственно занимался проектированием и постройкой кораблей, фрегатов, шняв и других судов. При личном участии царя было построено более двух десятков судов, из которых половину строили под его руководством.
В этот период в России была воспитана целая плеяда замечательных отечественных кораблестроителей, многие из которых трудились на воронежских и донских верфях. Наиболее талантливые из них Федосей Скляев, Лукьян Верещагин, Гаврила Меншиков, Иван Немцов, Анисим Моляров, Филипп Пальчиков.
В подготовке русских мастеров-судостроителей, в постройке многих военных кораблей для Азовского флота огромная заслуга иностранных корабельных специалистов, среди которых на первом месте стоят англичане Осип Най и Ричард Козенц. Только О. Най за годы службы в России построил более 40 военных и иных судов, из которых половину составили многопушечные корабли и фрегаты. В ознаменование его заслуг перед российским кораблестроением Адмиралтейств-коллегий установила ему пожизненную пенсию в размере 500 рублей в год.
С 1700 но 1707 гг. отечественное кораблестроение возглавлял Ф. М. Апраксин[22]. За 7 лет под его руководством для Азовского флота были построены десятки кораблей и судов, расширена, оборудована доками и шлюзами Воронежская верфь, перестроена Азовская крепость, выполнен большой объем работ на строительстве Таганрогской гавани, заново сооружена Петропавловская верфь. За это время возглавляемый Апраксиным Азовский флот стал реальной силой.
Военно-морская база
Гавань — это начало и конец флота, без ней есть ли флот или нет его — все равно.
Петр IЧтобы упрочить положение России на Азовском море, необходимы были крепость и гавань для стоянки военно-морского флота. Для их строительства Петром I было выбрано место у высокого глинистого мыса Миусского полуострова под названием Таган-Рог. Это произошло через полторы недели после взятия Азова — 27 июля 1696 года. Тридцати метровые обрывистые берега являлись естественным препятствием для возможного нападения противника со стороны моря, а со стороны материка эту часть намечалось защитить крепостными валами.
Со строительством крепости и военно-морской гавани в этой части Азовского моря турки теряли возможность беспрепятственного проникновения в низовья Дона и прилегающие к нему районы. В то же время пребывание здесь растущего Азовского флота являлось постоянным предостережением для Турции и ее вассалов, крымских татар и ногайцев.
Будущая крепость и военно-морская база Азовского флота должны были сыграть исключительную роль в заселении и освоении Северного Приазовья.
Вопрос о крепости и военной гавани обсуждался по предложению Петра I в Боярской думе, которая решила начать их строительство весной 1697 года, а завершить к апрелю 1698 года. Однако в силу различных причин, в том числе из-за враждебных действий отдельных иностранных специалистов, нераспорядительности и трудностей доставки рабочей силы и материалов, работы в крепости Троицкой «что на Таганрогу» и гавани начались лишь в 1698 году.
12 сентября 1698 года Пушкарский приказ, в ведении которого находилось строительство Таганрога, постановил: «Пристань морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога…, а для бережения той пристани на берегу сделать шанец, чтоб в том шанце ратным людям зимовать было можно и сидеть 1000 человекам»[23].
Пушкарский приказ предписывал построить пристань от берега в море на 300 и шириной на 200 сажен. Однако эти размеры были изменены. Начальник строительства гавани М. Симонт предложил построить се в размерах «от берега в море 200 сажен, от той стены морем 500 сажен. Стена от моря 3 аршина с вершком, ширина 8 аршин 12 вершков».
Поскольку гавань в Таганроге имела, в основном, военное назначение, поэтому, помимо общих судоходных и эксплуатационных требований, предъявлялись также требования тактико-технического порядка: подготовка мест для установок орудий; хранение боеприпасов, размещение солдат и т. п. Предполагалось, что в гавани с площадью в 400 тысяч кв. м должно разместиться до 200 кораблей и судов.
План порта имел форму правильных прямоугольников, огражденных с морской стороны молами и волноломами с выступами для размещения батарей и гарнизона. Два входа в гавань прикрывались волноломами в виде треугольника. Из-за очень сложных геологических условий дна исключалась возможность для постройки оградительных сооружений каменной наброски.
В этой связи Пушкарский приказ предлагал при изготовлении оградительных сооружений применить вертикальные стенки из дубовых свай, между которыми закладывать деревянные ящики, заполненные камнем. Применение деревянных ящиков значительных размеров, которые подводились наплаву к месту строительства и устанавливались по оси оградительных сооружений путем загрузки их камнем, уменьшало расход материалов и экономило значительные суммы средств.
Тип сооружений в форме вертикальной стенки из ящиков с камнем, ограниченных дубовыми сваями, позаимствованный у русских, получил в XIX–XX веках широкое распространение на Западе.
Преимущества данной конструкции заметно сказались на сроках постройки портовых сооружений. Уже в 1705 году гавань была в таком состоянии, что главный начальник Адмиралтейского приказа Ф. М. Апраксин нашел возможным разместить в ней 10 кораблей, 2 галеры и яхту. А в рапорте, присланном в Москву капитаном М. Симонтом, сообщалось, что «летом прошлого 1705 года сентября по 1 число в Троицком гавана построена».
Таким образом, в самом начале XVIII столетия Россия построила на побережье Азовского моря первую военно-морскую базу, служащую для укрытия, стоянки и ремонта кораблей Азовского военного флота. Сбывались слова Петра I, высказанные им после взятия Азова: «…флот сам отыщет себе гавань».
Одной из важнейших инженерно-технических задач, стоявших перед таганрогскими порто-строителями, было сооружение доков, в которых могли бы производиться ремонт, сборка и строительство кораблей. Темпы их строительства постепенно возрастали. Если в 1702 году на них работало только 19 плотников, то в 1704 количество рабочих достигло 300 человек. Возглавлял эти работы корабельный мастер Осип Старцев.
Время устройства Таганрогской гавани и сооружений для ремонта и строительства судов характеризуется исключительно тяжелым положением работных людей, что служило причиной их острого недовольства, которое выливалось в открытые протесты, неподчинение, бунты. Местные власти, следуя царским указам, жестоко подавляли недовольство и карали виновных. В одном из донесений Азовского губернатора И. А. Толстого за декабрь 1705 года, наряду с подробным описанием хода строительства пристани и крепости, сообщалось: «Работные люди уняты и впредь от них воровства (неподчинения — А. К.) не чаю, понеже двое повешены, а иным учинено наказание, а без того, государь, унять их было невозможно».
И все же, несмотря на трудности, гавань и доки продолжали строиться. Стены гавани и мол облицовывались белым камнем. Одновременно решается вопрос о дноочистительных работах. В марте 1704 года Петр I заключил договор с голландскими мастерами Е. Минцем и Я. Фасом об изготовлении машин для углубления дна. В конце 1704 года они приступили к их строительству на Воронежской верфи. Вскоре было собрано три машины, которые хорошо работали на углублении Таганрогской гавани.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Азовский флот и флотилии"
Книги похожие на "Азовский флот и флотилии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Карпов - Азовский флот и флотилии"
Отзывы читателей о книге "Азовский флот и флотилии", комментарии и мнения людей о произведении.