» » » » Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)


Авторские права

Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Виноград, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)
Рейтинг:
Название:
Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)
Издательство:
Виноград
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
985-6399-02-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Описание и краткое содержание "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать бесплатно онлайн.



Предложен вариант интегральной научно-философской концепции, на основе которой возможна модернизация современной физической теории. В основе концепции лежит предположение о том, что внутренняя логическая организация математической теории так же, как и структура взаимосвязей логических форм общей теории развития, (диалектики), отражает универсальную структурную организацию актуальной действительности. Исходя из этого положения, предложена концептуальная модель структуры актуальной реальности, преодолевающая крайности идеализма и материализма, и на основе которой предпринята попытка соединить представления Западной и Восточной Традиций. На основе синтеза представлений кибернетики и фрейдизма оригинально решается проблема роли и места органической жизни и человека, как ее высшего проявления, в актуальной реальности. В рамках концепции предложены направления модернизации математической и физической теорий.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся мировоззренческими проблемами, как изложение основ альтернативной мировоззренческой концепции.






Идея глобального эволюционизма как целостная концепция предложена и развита в рамках Минской школы акад. В.С. Степиным. Знания конкретной научной дисциплины рассматриваются в качестве сложной исторически развивающейся системы. Ключевой момент концепции — обнаружение более детальной уровневой организации знаний, чем это принято при их традиционном разделении на эмпирический и теоретический уровни (78,88).

В.С. Степину принадлежит открытие одного из важных аспектов построения научной теории — операции конструктивного введения абстрактных объектов и соответственно — конструктивного обоснования моделей, включаемых в состав теории (77,29). Совместно с физиками-теоретиками АН РБ на основе реконструкции истории создания Максвелловской электродинамики, затем квантовой электродинамики, было показано, что теории строились в результате многократного повторения познавательного цикла: движения от оснований науки, в частности, от научной картины мира, к теоретической гипотезе, конструктивному обоснованию гипотетических моделей и их обратному отображению на картину мира (78,88). По нашему мнению, именно таким исторически проверенным путем необходимо подходить к проблеме модернизации современной физической теории: путем многократных движений от научной картины мира к теоретической гипотезе и обратно при условии эволюционного рассмотрения объектов как сложных развивающихся систем, характеризующихся иерархией уровневой организации.

В рамках концепции мадэализма в качестве конструктивного абстрактного объекта предлагается понятие диалектического структурного слоя, который является «элементарной ячейкой» и, одновременно, «элементарным шагом» открытого в рамках синергетики универсального механизма самоорганизации. Неотъемлемым свойством структурного слоя является диалектический универсальный механизм саморазвертывания (рассмотренный в 7.1, 7.2), позволяющий анализировать объекты физического познания с учетом особенностей саморазвивающихся систем, характеризующихся иерархией структурных уровней.

Надо заметить, что универсальность диалектической теории развития вызывает большие дискуссии, а в ходе критики нашего недавнего прошлого диалектика во всех ее вариантах нередко с порога отвергается как «идеологическое обеспечение тоталитаризма». К. Поппер, например, считает, что «Гегелем и его школой выдвинута теория, преувеличивающая значение диалектики и угрожающе обманчивая» (79,127). В.И. Садовский, В.А. Смирнов не приемлют диалектику потому, что «диалектика в гегелевском (и, следовательно, в марксистском) понимании лежит в основе идеологии как фашистского, так и советского тоталитаризма» (79,139). С нашей точки зрения, это похоже на неприятие законов физики только потому, что они лежат в основе теории разрушительного ядерного оружия. Надо признать, что неприятию диалектики способствовала и позиция самих, так сказать, «профессиональных диалектиков» в советской философии. «К сожалению, серьезные и честные сторонники диалектической традиции, стремившиеся опереться на опыт истории философии, прежде всего немецкой классики, не сумели в должной степени осовременить диалектику, продемонстрировать ее конструктивный потенциал для философской и научной мысли нашего времени» (79,152). Однако это ничуть не умаляет значимость диалектики как феномена философской культуры. По выражению В.С. Библера, — диалектика — «наиболее характерное детище философской логики — в особенности нового времени» (79,171). «Неправильно сбрасывать со счетов диалектическую традицию в философии, — считает В.С. Швырев. — Необходимо достаточно четко выявить ее реальное смысловое содержание, которое отнюдь не потеряло своей конструктивной значимости и в наши дни» (79,158). В настоящее время в современной западной философии наблюдается новый интерес к диалектике, а «известные специалисты по символической логике обсуждают возможность создания систем диалектической логики» (79,118).

В качестве основного принципа мадэализма утверждается всеобщность, универсальность принципов диалектики как философских и методологических оснований научного поиска, и с этих позиций предлагается общая модель актуальной действительности в виде иерархической имплицитности структурных слоев — универсальных «кирпичиков мироздания». Структурный слой отображается нелинейной сходящейся эволюционной спиралью (см. разд. 7.1—7.2) и концентрирует в себе диалектический механизм функционирования, развитый в области философии применительно к макроструктурным слоям, но в силу универсальности диалектического механизма свойственный и микроструктурному уровню.

В этом аспекте следует обратить внимание на новое научное направление, связанное с изучением «циклических» явлений, единых для живой, неживой природы и общественной жизни. Его рассматривают как «философскую основу, определяющую первопринцип миропостроения» (104,4). Четыре международные конференции, собравшие большое число представителей разных областей науки, свидетельствует об огромном интересе к этому подходу. Одними из основных положений методологии циклического подхода являются утверждения о том, что 1) в любом взаимодействии присутствуют силы действия и противодействия, 2) источником развития является противоречие как единство и борьба двух противоположностей и, 3) как следствие — в основе механизмов взаимодействия лежит универсальный закон «цикличности» или закон «спирали». Но ведь это не что иное как универсальные диалектические закономерности динамики «структурного слоя», рассмотренные в разд. 7.2. Таким образом, принцип «цикличности» можно считать производным, частным случаем более общей универсальной методологии «структурного слоя», предлагаемой в рамках новой матрицы научного поиска — концепции мадэализма.

Возможность приложения понятия «структурного слоя» в качестве «конструктивного абстрактного объекта» к современной физической теории требует отдельных основательных исследований. Мы же можем обсудить некоторые вопросы, связанные с рассмотренной в разд. 7.2 общей структурой актуальной действительности.

Как уже говорилось в предыдущих разделах, основное содержание актуальной действительности — процесс самопознания Единым Абсолютом самого себя посредством объективирования, отторжения себя в виде Объекта и последующего самоотождествления себя с Объектом, с обогащением при этом самосознанием: Единый Абсолют раздваивается на субэнергию-субинформацию, которые, взаимодействуя, разворачивают иерархическую последовательность энерго-информационных структурных уровней актуальной действительности (Объект) — мир форм. Человек — один из структурных уровней актуальной действительности, используемый как ступень при построении следующего структурного уровня (см. разд. 7.3).

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что человеческое познание может быть ограничено рамками структурированной материи (мир форм — мир субэнерго-информационных структур). Познание мира форм необходимо и достаточно для решения задач, стоящих перед человеком как разновидностью органической жизни, обладающей функциональными способностями к энергоэнтропийной деятельности (см. разд. 7.3.1—7.3.3). И когда мы в своем познании подходим к границе мира форм, мы сталкиваемся с исчезновением формы за пределами, недоступными человеческому познанию — с мирами не-форм. Внеформальная действительность из мира не-форм принципиально непознаваема коллективным конструктивным сознанием на структурном уровне человека. Можно предположить, что на этом заканчивается экстенсивный этап постижения структурно-уровневой организации актуальной действительности и начинается интенсивный, связанный с качественным углублением познания структурного мира в рамках проявленных форм. Подтверждение этому мы находим в современной физической теории. Как уже говорилось в разд. 2, эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. «Частицы воспринимаются как динамические структуры или как процессы, задействующие некоторое количество энергии, заключенной в их массе. Любая частица может быть преобразована в другую; энергия может превращаться в частицы, и наоборот. В этом мире теряют смысл такие понятия классической физики, как „элементарная частица“, „материальная субстанция“, „изолированный объект“. Вселенная предстает как подвижная сеть нераздельно связанных энергетических процессов» (4,70). Это порождает серьезные проблемы методологического плана. «Важнейший способ исследования внутренней структуры частиц — их столкновения при высоких энергиях. Но при столкновении частиц с высокой энергией они разбиваются на части, размеры которых не меньше размеров исходных частиц. Эти „осколки“ — частицы того же типа, возникающие из энергии движения (кинетической энергии), задействованной в процессе столкновения. Таким образом, проблема делимости материи решается совершенно непредвиденным образом. Мы можем снова и снова делить материю, но не можем получить более мелких частей, так как частицы просто возникают из используемой нами энергии» (4,69). Не свидетельствует ли это о том, что человечество подошло к границе познаваемости мира форм?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Книги похожие на "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Шулицкий

Борис Шулицкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Шулицкий - Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)"

Отзывы читателей о книге "Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия (заметки по поводу модернизации физической теории)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.