» » » » Надежда Пичугина - Дошкольная педагогика


Авторские права

Надежда Пичугина - Дошкольная педагогика

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Пичугина - Дошкольная педагогика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Пичугина - Дошкольная педагогика
Рейтинг:
Название:
Дошкольная педагогика
Издательство:
Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345
Год:
2004
ISBN:
5-222-05230-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дошкольная педагогика"

Описание и краткое содержание "Дошкольная педагогика" читать бесплатно онлайн.



Вашему вниманию предлагается учебное пособие для учащихся педагогических училищ и студентов институтов, а также практикующих педагогов по дошкольному воспитанию. В нем в доступной форме, подробно, с привлечением практических примеров изложены основные концепции предмета, современные требования к развитию ребенка в свете реформирования школы.

Книга поможет расширить кругозор дошкольных воспитателей, обогатит их опытом современной педагогической мысли.






ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В предметное окружение ребенка—дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными и т. д. – это естественный процесс познания окружающего мира. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым – экологическим – взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Экологическое мировоззрение – это результат образования; его становление происходит постепенно, в течение многих лет жизни. Начало же этого процесса приходится на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания у маленького человека.

Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое, что необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду?

Ведущий отечественный эколог Н. Ф. Реймерс выделяет 5 существенно между собой различающихся позиций в определении «экология». Так, значимым является определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Биоэкология имеет 3 раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:

1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);

2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);

3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).

Учитывая специфику дошкольного возраста, особенности психического и личностного развития детей, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

В дошкольном детстве преобладают наглядно—действенная и наглядно—образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

Самым подходящим является раздел аутэкологии – дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице, домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций – в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель – показать это взаимодействие, и прослеживает с дошкольниками, что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания.

Следующее важное понятие из раздела аутэкологии – морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания – по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и в целом знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятно. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно—образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения. Маленького ребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредоточивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений.

Конкретизацией первого понятия является понятие сферы обитания. Любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством адаптации к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Например: белка – лесной зверек, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребности в пище, воздухе, тепле и другие, которые способна удовлетворить только в своей среде обитания – смешанном или хвойном лесу. Среда обитания белки – это:

– твердый субстрат деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;

– разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;

– растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, семена ели, грибы и прочее);

– другие животные леса, среди которых и хищники – враги белки;

– сезонно меняющиеся температурные условия.

Белка обладает хорошей морфофункциональной приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки относятся следующие:

– острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;

– сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;

– длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;

– острые, самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;

– линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов, делать гнездо и выращивать потомство, оставаться оседлым животным, несмотря на сезонные перепады температуры. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Подобное экологическое представление может быть постепенно сформировано за дошкольный период, в результате к 6–7 годам ребенок не только усвоит конкретные факты жизни белки в лесу, но и поймет приспособительную взаимосвязь животного со своей средой обитания.

Из второго раздела биоэкологии – демэкологии – в настоящее время, ввиду недостаточности исследований, использовать какие—либо понятия для построения методики экологического воспитания дошкольников не представляется возможным.

Третий раздел биоэкологии (синэкология), рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников.

Главное понятие синэкологии – экосистема – это сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно—следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Имеется три уровня экосистем:

– микроэкосистемы (например, трухлявый пень);

– мезоэкосистемы (лес, пруд, луг);

– макроэкосистемы (океан, континент).

Несомненно, что, гуляя со взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.

Подчиненным понятию «экосистема» является понятие «цепь питания», которое обозначает пищевую взаимосвязь представителей экосистемы. Через такие цепи в каждом природном сообществе происходит биологический круговорот (энергии и вещества).

Важными характеристиками экосистемы являются состояние равновесия и его частое нарушение. В развитой экосистеме все звенья пищевых цепей относительно уравновешены и приблизительно постоянны. Тем не менее нарушения равновесия, его колебания в разные стороны происходят довольно часто. Причиной этого являются погодно—климатические колебания, интродукции (появление и распространение в экосистеме новых видов растений и животных), разнообразные воздействия человека. Особо значимой является последняя причина – быстрый рост численности населения планеты, его интенсивная производственная деятельность очень серьезно поколебали глобальное равновесие биосферы.

Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие «взаимодействие человека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестны такие факты: истребление волков резко увеличивает количество растительноядных животных, в результате чего уничтожается большое количество растений и нарушается вся экосистема.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дошкольная педагогика"

Книги похожие на "Дошкольная педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Пичугина

Надежда Пичугина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Пичугина - Дошкольная педагогика"

Отзывы читателей о книге "Дошкольная педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.