Надежда Пичугина - Дошкольная педагогика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дошкольная педагогика"
Описание и краткое содержание "Дошкольная педагогика" читать бесплатно онлайн.
Вашему вниманию предлагается учебное пособие для учащихся педагогических училищ и студентов институтов, а также практикующих педагогов по дошкольному воспитанию. В нем в доступной форме, подробно, с привлечением практических примеров изложены основные концепции предмета, современные требования к развитию ребенка в свете реформирования школы.
Книга поможет расширить кругозор дошкольных воспитателей, обогатит их опытом современной педагогической мысли.
8) умение рассуждать;
9) рассуждение по анализу ситуации;
10) построение гипотезы;
11) предвидение результата последствия деятельности (стратегическое мышление);
12) применение знаний на практике;
13) способности к преобразованию, развитие критического мышления;
14) стимулирование высокого уровня преобразования.
Требования к программам, направленным на соблюдение обеспечивающего развития у одаренных детей творческих способностей.
1. Развитие гибкости мышления и поведения.
2. Развитие быстроты, динамичности мышления.
3. Развитие воображения.
4. Развитие интуиции.
5. Развитие оригинального мышления.
6. Формирование высоких эстетических ценностей.
Программы должны обеспечивать формирование и развитие нравственных и эмоциональных качеств:
1) адекватность самооценки;
2) уважение к окружающим;
3) эмпатическое отношение к окружающему;
4) терпимость и толерантность к окружающим;
5) расположенность к самоанализу (рефлексия);
6) адекватное отношение к критике;
7) независимость мышления и поведения;
8) уверенность в себе;
9) настойчивость и целеустремленность в деятельности;
10) чувство юмора;
11) отсутствие нетерпения в ожидании награды.
В отечественной педагогике имеются попытки создания образовательных программ, предназначенных для работы с одаренными детьми. Первой стала программа «Развитие одаренного ребенка» (5–7 лет, создана коллективом под руководством Леонида Абрамовича Венгера). Цель программы – интеллектуальное развитие. Помимо требований к программам, американские исследователи определяют ряд требований к педагогам, работающим с одаренными детьми. Они должны обладать:
– высоким уровнем интеллектуального развития, широким кругом интересов и умений;
– умением выявлять психические особенности одаренных детей;
– быть доброжелательными и чуткими;
– иметь живой и активный характер;
– проявлять гибкость в мышлении и действии, быть готовыми к пересмотру взглядов и самосовершенствованию;
– чувством юмора, без склонности к сарказму.
Домашнее задание
1. Выберите специальные показания и предложите методы диагностики, с помощью которых можно выявить показатели одаренности.
2. Какое содержание вы вкладываете в понятия «живой и активный характер ребенка», «гибкость в мышлении, действиях»?
3. Сравните программы «Развитие» и «Одаренный ребенок» Венгера.
4. По каким направлениям осуществляются дифференциация и индивидуальное образование процесса в ДУ?
5. Чем отличаются понятия «дифференцированное» и «индивидуальное»?
6. Какие методы, средства и формы дифференциации и индивидуальности вам известны?
7. Как определяется понятие «одаренность»?
8. В каком возрасте можно выявить одаренного ребенка?
9. Какие виды одаренности выделяют исследователи?
10. Приведите пример показателей одного из видов одаренности.
Сравнительный анализ разделов «Ознакомление с природой» в программах «Развитие» и «Развитие: одаренный ребенок».
«Развитие: одаренный ребенок»
Ознакомление детей с явлениями живой и неживой природы на занятиях и в других видах деятельности.
Цель занятия: уточнить, расширить и систематизировать знания детей о природе с помощью специальных условных обозначений. Знания о природе даются соответственно временам года. Для этого используется круговая диаграмма, на секторе которой наносятся символы, изображающие времена года и их изменения. Программа ознакомления с природой делится на 5 разделов. Первый раздел предполагает усвоение детьми знаний о характерных особенностях каждого сезона. У детей формируется представление о повторяемости изменений от сезона к сезону. Остальные 4 раздела знакомят детей с конкретными изменениями в каждом сезоне. Создатели программы предлагают использовать природный материал, репродукции художественных картин, литературные и музыкальные произведения о природе. На занятиях и вне их рекомендуется использовать наблюдения за жизнью животных и растений, за сезонными изменениями. В старшей группе дети знакомятся с влиянием факторов внешней среды на жизнь животных и растений.
Предполагается знакомство детей с понятиями «экосистема» и формирование умений по выделению взаимосвязей в этой системе.
Раздел направлен на формирование у детей бережного отношения к природе. Занятие проводится 1 раз в 2 недели, продолжительностью 25–30 мин.
Символы
Авторы программы отмечают, что более одаренные в интеллектуальном отношении дети имеют больший багаж знаний о природе своего региона и других регионов страны. В связи с этим принципом раскрываются связи и зависимость между живой и неживой природой: климатом, почвой, растительным и животным миром. Такой подход отвечает главной цели – развитию интеллектуальных способностей ребенка. Для реализации этой цели авторы предлагают 3 раздела.
1. Посвященный ознакомлению с живой и неживой природой. Дети учатся различать живую и неживую природу, отличать признаки живой природы, при этом используют метод классификации.
2. Дети знакомятся со строением растений и учатся определять зависимость строения частей от факторов среды. Детям предлагают придумать условные обозначения частей растения.
3. Ведется ознакомление детей с природными поясами Земли, их климатом и животным миром. Второй и третий разделы дополняют контрольные занятия творческим заданием: придумать несуществующий мир по заданным природным условиям. Раздел дополняется подразделом – «Ознакомление с элементарными физическими явлениями». Он дает развитие представлений о таких понятиях, как сила, движение и покой, инертная масса, равновесие. Дети знакомятся с принципами действия рычага, блока, магнитных явлений. В программе предлагаются средства и некоторые приемы, способствующие формированию этих понятий.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ШКОЛЫ
Преемственность между детскими и школьными учреждениями ведет к подготовленности детей к школе и обеспечению такого уровня их общего развития, который соответствует требованиям и условиям школьного обучения. Преемственность также означает активное использование в условиях школьного обучения тех качеств личности, знаний, умений и навыков, которые ребенок приобрел в ДУ.
Готовность к школьному обучению обусловлена наличием комплекса личностных качеств, которые позволяют ребенку сравнительно легко и безболезненно включиться в образовательный процесс школы. В исследованиях по этой проблеме различают разные виды готовности. Мы остановимся на характеристике одного подхода, в котором выделяются физическая и физиологическая готовность, психическая, социальная и специальная или педагогическая.
Физическая и физиологическая готовность предполагает, что дети имеют соответствующие возрасту показатели физического развития и состояния здоровья.
Психическая готовность предполагает такой уровень развития внимания, памяти, мышления, воли, который дает возможность достаточно успешно осуществлять учебную деятельность в условиях школы. Особенно важным показателем является уровень развития воли, его называют произвольностью в поведении. Кроме того, психическая готовность обусловливает познавательную активность детей, наличие интереса к учению, положительное отношение к школе.
Социальную готовность можно назвать готовностью к реализации новой социальной роли – ученика. Для выполнения этой роли у ребенка должны быть сформированы: дисциплинированность, чувство ответственности, умение подчиняться требованиям, взаимодействовать с другими в разных видах деятельности, готовность к деловому взаимоотношению с другими.
Педагогическая готовность – это усвоение детьми комплекса знаний и умений, которые являются базой для изучения школьных предметов: родного языка, математики, чтения и др.
Кроме того, индивидуальная готовность – это толерантность к некоторым методам и формам школьного обучения. Осуществляя подготовку детей к школе, и воспитатель ДУ, и учитель в школе должны помнить о том, что мальчики и девочки по—разному относятся к переходу в школьную жизнь. Девочки более четко воспринимают задания учителя. Мальчики осознаннее относятся к мнению взрослого человека о себе.
ДУ больше работают над проблемой преемственности, чем школа. Это доказывается тем, что во всех без исключения образовательных программах одна из групп старшего дошкольного возраста получает название «подготовительная». В самом названии подчеркивается цель работы с детьми на этом возрастном этапе. В последние годы появился новый тип образовательного учреждения (ОУ) – «детский сад/школа». В этом ОУ одной из главных задач является осуществление преемственности между дошкольным и школьным образованием. Вместе с тем следует помнить, что после окончания детьми таких учреждений нередко возникает сложность с их адаптацией к школе. Дети приходят в школу в трудном возрасте (10–11 лет), кроме того, переходят из I ступени школы во II ступень, и этот переход связан с определенными трудностями.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дошкольная педагогика"
Книги похожие на "Дошкольная педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Пичугина - Дошкольная педагогика"
Отзывы читателей о книге "Дошкольная педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.