Надежда Пичугина - Дошкольная педагогика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дошкольная педагогика"
Описание и краткое содержание "Дошкольная педагогика" читать бесплатно онлайн.
Вашему вниманию предлагается учебное пособие для учащихся педагогических училищ и студентов институтов, а также практикующих педагогов по дошкольному воспитанию. В нем в доступной форме, подробно, с привлечением практических примеров изложены основные концепции предмета, современные требования к развитию ребенка в свете реформирования школы.
Книга поможет расширить кругозор дошкольных воспитателей, обогатит их опытом современной педагогической мысли.
С появлением парного брака, института семьи зарождались и домашне—семейные формы воспитания, в которых функцию воспитателя выполняли родители, родственники.
Усложнение хозяйственной деятельности и социальных связей привели к изменениям в воспитании детей и подростков. Возникла первая в истории человечества форма воспитания и обучения – инициация. Совершались ритуальные обряды посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Это был своеобразный экзамен на взрослость, для успешной сдачи которого требовалось усвоить обширную «программу», включавшую определенные знания, умения, физическую, ритуальную, социально—нравственную подготовку. Главным в подготовке мальчиков было формирование навыков и умений «взрослой» деятельности (земледелие, охота, скотоводство, воинское дело); девочки овладевали секретами домоводства, учились ткачеству, плетению, гончарному делу и т. д.
Большую часть умений перед инициацией дети приобретали в семье, в общине. Но непосредственно перед ритуалом инициации мальчиков и девочек собирали раздельно в специальные дома или лагеря, где шла специальная подготовка. Эти места можно считать прообразом современной школы. Тогда же в общине выделились люди, посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Это были исторические предшественники современных педагогов—профессионалов.
Само слово «педагог» возникло в Древней Греции, где в состоятельных семьях попечение о детях возлагали на более или менее образованного раба. Он сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий и сопровождал ребенка обратно. Дома раб следил за поведением своего подопечного, охранял от разного рода опасностей. Собственно, «педагог» и означало в переводе с греческого «детоводитель» (paidagogos).
Позднее педагог из раба превратился в домашнего воспитателя. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а также преподавателей, учителей.
Наставник разъясняет, как надо жить, как вести себя, чтобы стать настоящим человеком (воспитывает). Преподаватель вооружает детей знаниями, помогает овладевать элементами различных культур, человеческими ценностями (обучает). Следовательно, воспитание и обучение – две важные составные части деятельности по передаче подрастающему поколению общественно—исторического опыта, по формированию ценностных ориентиров и подготовке его к жизни и труду. Обе эти составные соединяются в современном значении понятия «учитель».
Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Профессия воспитателя известна, как уже говорилось, со времен античности. В Средние века и в Новое время существовали должности воспитателей в некоторых учебно—воспитательных учреждениях – гимназиях, институтах (например, в институтах благородных девиц, кадетских корпусах – классные дамы, надзиратели, наставники и др.). В состоятельные семьи приглашались домашние воспитатели (гувернеры, бонны). Это осуществляется и в настоящее время.
Воспитатель дошкольного учреждения – одна из современных массовых педагогических профессий. Она возникла в XVII–XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. В Европе и в России такие учреждения первоначально предназначались для детей—сирот. Затем появились частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т. е. выполняли воспитательную работу, именовались в разных странах по—разному: няни, руководительницы, учителя, наставницы, воспитатели. Надо сказать, что лиц мужского пола среди первых педагогов дошкольных учреждений было больше, чем в настоящее время.
В условиях современности взаимодействие педагогов с дошкольниками осуществляется через организацию самого процесса передачи навыков, умений, знаний. Огромное значение имеет создание благоприятной обстановки для детей, достаточное материальное обеспечение, в том числе наглядными пособиями, игрушками, спортивным инвентарем, методическими пособиями и т. д.
Не менее важно планирование педагогической деятельности. Непосредственно в процессе обучения необходимо учитывать такие факторы, как правильное руководство процессом обучения дошкольников, умение удерживать их внимание на объясняемом предмете, верность объяснений. Для достижения поставленных целей взаимодействие педагога и детей должно быть организованным. Это необходимо для придания воспитанию формы управляемого учебно—воспитательного процесса. Его отличительной особенностью является неразрывность и взаимосвязанность всех его составных частей: воспитания, обучения и образования. Из самой сущности дошкольного педагогического процесса можно вывести основные профессиональные функции педагога дошкольного учреждения:
– постоянное самовоспитание и самообразование, самодисциплина;
– ведение исследовательской работы;
– создание благоприятных условий для успешного осуществления воспитательно—педагогического процесса;
– неукоснительное соблюдение условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
– непрерывная образовательно—воспитательная работа с детьми дошкольного возраста как основная функция воспитателя дошкольных учреждений;
– проведение бесед с родителями дошкольников;
– стремление к обеспечению единства воспитательных процессов в семье и дошкольном учреждении.
С точки зрения реализации вышеприведенных функций дошкольного педагога различают следующие педагогические способности:
– организаторские – те способности, которые позволяют педагогу дошкольного учреждения грамотно осуществлять педагогический процесс (организовывать занятия с дошкольниками, уметь удерживать их внимание на предлагаемом предмете в течение определенного времени, вызвать их заинтересованность и побудить к дальнейшему изучению предложенной темы);
– конструктивные – способности педагога видеть перспективы образовательно—воспитательного процесса, учитывая особенности развития воспитуемой группы детей и каждого ребенка индивидуально;
– исследовательские – обладая этими способностями, воспитатель или педагог изучает интеллектуальные, эмоциональные, творческие, коммуникативные способности каждого ребенка и группы детей в целом;
– коммуникативные способности педагога имеют большое значение для построения успешных взаимоотношений с каждым ребенком группы и со всей детской группой. Наличие этих способностей позволяет установить доброжелательные отношения с коллегами по работе, родителями воспитуемых детей, с вышестоящими начальниками и т. д.
Для успешной реализации и развития педагогических способностей и умений педагоги и воспитатели дошкольных учреждений должны обладать совокупностью необходимых личных качеств, к которым относятся:
– высокая культура общения, которая предполагает уважительное отношение как к самим воспитанникам дошкольных учреждений, так и к их родителям, понимание психологии детей, стремление создать доброжелательную среду, привить детям уважительное отношение друг к другу и к взрослым;
– педагогическая рефлексия – потребность анализировать свою деятельность, связанную с воспитанием и обучением, оценивать свои действия с профессиональной точки зрения в свете их полезности, необходимости детям, анализировать возможные ошибки и поиск путей их исправления, стремление добиться улучшения собственной педагогической работы;
– педагогический такт, наличие которого предполагает соблюдение правил поведения в обществе, наличие чувства меры, собственного достоинства. Тактичное поведение предполагает уважение к чувствам других людей, умение сочетать в обращении с воспитанниками доброе и требовательное отношение, строгость и доверие, разнообразные воспитательные воздействия. Такт педагога не просто желательная черта его характера, это и его профессиональное качество, говорящее о его мастерстве, уровне педагогической квалификации. Такт необходим всем сотрудникам дошкольно—педагогических учреждений во взаимоотношениях с родителями дошкольников. Это должно обеспечиваться самой системой дошкольного образования и воспитания;
– профессиональная направленность педагогической деятельности – комплекс профессиональных педагогических способностей, навыков и умений, предполагающий наличие широкого круга профессиональных интересов, положительных психологических установок на работу с дошкольниками, изначально доброе, уважительное отношение к своим воспитанникам, умение находить наиболее оптимальное сочетание педагогических методов и воздействий в работе с конкретной детской группой;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дошкольная педагогика"
Книги похожие на "Дошкольная педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Пичугина - Дошкольная педагогика"
Отзывы читателей о книге "Дошкольная педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.