Ефрем Сирин - Творения. Том 2

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Творения. Том 2"
Описание и краткое содержание "Творения. Том 2" читать бесплатно онлайн.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век) родился в древнем месопотамском городе Нисивине и, приняв монашество, прославился высотой своей духовной жизни. Творения святого Ефрема еще при его жизни переводились на другие языки и даже читались в церквях после Священного Писания. Чтение молитвенных сочинений преподобного Ефрема существенно-спасительно для православной души.
Блажен ты теперь, отец наш, а мы — в великой опасности: кто даст нам подобное тебе зерцало? Не о том скорбим, что упокоился ты, но о том, что умолк глас твой, что удалился ты, оставил нас, и теперь — не с нами. Кто умудрит нас, юных, как уцеломудривал нас ты уздой страха и любви?
Плач обители о кончине клирика
Призри на меня, потому что была я жилищем блаженного, его присутствие украшало меня. Во мне раздавался звук цевницы его и, внимая ей, утешалась я.
Да подастся мне врачевство Твое, Восставляющий печальных и Исцеляющий болезни!
Не слышу более гласа хвалений его. Возвесели меня светом его! Призри на меня. Сокровище утешений, потому что оставлена я блаженным. Да возрадует меня мир Твой!
Вот и очи, и руки уверяют, что нет во мне блаженного, ради которого прославлял меня сонм. Вот и ухо, слышавшее глас его, свидетельствует, что нет его во мне. Кто обвяжет рану мою? Много возвеличил он меня, и он же много уничижил меня, потому что не стало уже его у меня. Прихожу в ужас и содрогаюсь от страха, ибо оставил меня мир его.
Когда увидела я, что разлучается он со мной, — в мучительную болезнь повергло меня то, что отнимается у меня слава моя. Умолкли ублажавшие меня присные, потому что не стало похвалы моей. В день, который разлучил его со мной, мир его оставил меня и ушел с ним, а в наследие мне остался плач!
Размышление при гробах
Вопрошал я однажды правду: «Чей это здесь гроб? Кто такой в нем положен? Ничто не объясняет мне этого». И правда, которую вопрошал я, дала мне такой ответ: «Славный царь погребен здесь. Приди и посмотри, каково уничижение его. Подле лежит нищий, и ничто не различает их».
Подошел я к дверям гроба и сперва увидел нищего. Глубоко опущен он был в землю, обезображен его череп. Обвитое паутиной во прахе лежало тело его; не закрыты кожей зубы, праха полны уста, обнаженные от плоти кости представляли только тление и прах. Увидев нищего в таком глубоком уничижении, подумал я тогда: «Конечно, не унижен так обладатель народов. Как здесь, — рассуждал я, — превознесен царь пред нищим, так и во гробе тело его славнее, нежели тело нищего».
Однако же и его вместо горделивой славы покрывала мерзость, и тело его лежало не на престоле величия, но во прахе. От черепа его вместо всех благоуханий исходило одно зловоние, а взамен всех пышных украшений только гной был в могиле.
Тогда воздохнул и сказал я: «Увы, как глубоко падает все величие! Какое страшное уничижение ожидает всякую славу! Царь ли кто, или нищий, — во гробе ни один из них не выше другого».
Поэтому, человек, не полагайся на богатство: оно останется здесь. Не полагайся на то, что имеешь у себя: это не пойдет за тобой в шеол. Не полагайся, человек, на красоту свою: она истлевает во гробе.
Видел я, как алчный шеол наполняется, — и всегда не полон. Чем большее число мертвецов входит в него, тем обширнее делается его зев.
Неисчислимые тысячи лежат там и богатых и бедных, бесчисленные сонмы видел я лежащих там, и они не смешаны друг с другом. Тихо лежат они в могиле; нет у них ни гласа, ни чувства; никто не может восстать и освободиться вместе с другом своим.
И сильные не могут в шеоле ничем возобладать; и могучие, и гордые не в состоянии там возвыситься перед другими. Не могут там сластолюбцы предаваться удовольствиям, корыстолюбивые — заниматься приращением своего богатства.
И царь, и золото его лежат во фобе и не доставляют пользы друг другу; и богатый, и сокровище его лежат там, и один не пользуется другим.
Лежит во гробе грешник, а с ним — неправда его, соблюдаемая для геенны; лежит во гробе праведник, а с ним — все страдания его, за которые ожидает его рай. Лежит во гробе бедный, а с ним — милостыни его, и ожидает его Царство.
Внимательно всматривался я в кости богатых и бедных — точно ли кости богатых красивее, нежели кости бедных?
Исчезла там красота прекрасных; исчезли пышность и слава. Те, которые облекаемы были в виссон, там обнажены и черны, как уголь.
Совершенно обезображенными лежат намывавшие (украшавшие) некогда лицо свое; молью источены глаза, для которых не жалели прежде прикрас. Там лежат предававшиеся забавам, и обратились они в отвратительный гной; там лежат любившие великолепие, — и стали как бы ничто.
Там лежат возлюбившие гордость, — и ненавистен их вид; любившие первенствовать — ниц повержены на лице свое. Друзья суетной учености лишены ума; любители презренного богатства не имеют у себя и насущного хлеба. Вместе лежат там враги, и смешаны кости их!
Победа Христова над смертью
Мне подражайте, несчастные; мне последуйте, бедные, и не сетуйте о том, что почиваете среди безместных пришельцев.
Пусть мне последуют гордые, которые превозносятся перед собратиями богатством. Пусть на меня взирают прекрасные, которые смеялись над наружностью других. У меня научитесь мудрости, бесстыдные презрители Божией твари; от меня вразумитесь, посмевавшиеся над творческой Премудростью. Научитесь у меня благоразумию, прекрасные, гордившиеся красотой преходящей.
Богато убранные юноши, вострепещите того ужаса, который меня привел в трепет. День и ночь плачьте о себе девы, потому что не знаете, как ужасна страна, где найдете себе обители. Вся та страна есть страна мертвых; страшный мрак — блюститель её сокровищ; властитель её — смерть, каждый день как лев рыкает.
Связаны лежат там исполины, и червь точит тела их; немы уста мудрых, и стали смрадной нечистотой в шеоле. И юношей, и дев попирает смерть на стогнах своих (повсюду), каждый день непрестанно губя прелести прекрасных юношей и дев.
Смерть — царь этой страны; служители её — убийцы; ни царь, ни служители его не знают милосердия. Сила этого злобного царя — полчище темных духов, губителей человеческого рода. Каждый день на услугах они у смерти, которая восседает в своем чертоге, окруженная полчищем ликующих исполинов.
Преклоняет главу свою Адам и делается добычей змия; вопиет он от скорби и болезней, — и нет помощи несчастному. Исполины, сыны Сифовы и Еноховы, эти славные прекрасные исполины, не имевшие в себе недостатка, все потреблены (истреблены) смертью в шеоле.
Кто изобразит ужасы страны сей? Кто опишет, какими она окружена страхованиями? Содрогается всякий, кто ни вступает в нее. Придверник там — смерть, стражи заключенных — демоны, домоприставник — тление, пожирающее телесную красоту.
Увы! Что сталось со мной, братия мои? Плачьте и рыдайте о мне, несчастном; меня заключает в себя шеол, смерть зияет на меня устами.
Вижу, как она предает тлению плоти прекрасных дев, как все их красоты в шеоле обращаются в отвратительную гнилость.
Мог ли кто, братия мои, спастись из той страны и рассказать, что делается там, описать все бедствия, какими наполнены стогны её?
Плачьте, братия мои, о самих себе, ежедневно плачьте друг о друге, потому что лишены там будете любви и сообщества любимых вами. Веселится и радуется смерть, ликует шеол и молчит, с радостью отверзая врата свои, и поглощает роды и поколения.
И как привык этот лютый мучитель поглощать прекрасных, так поглотил и похитил он в область свою Прекраснейшего и Святейшего. Ввел в темные свои чертоги и сокрыл там Исполина.
Но величественно восстал Крепкий, связал смерть в собственном жилище её, оковал и низложил мучителя, который величался над человечеством. Вконец разорил Он ненасытный шеол, который поглощал и терзал даже плоти святых; воззвал Он, — и в трепет пришли демоны, и тьма содрогнулась от гласа Его. В ужас поверг Он дружины и полчища смерти; стенает в узах своих и громко вопиет шеол в своих владениях.
Издал в нем глас свой Лев, — и все врата шеола сокрушены; пали стены сластолюбца, преклонились исполины его, потому что взывает в нем грозно Орел — Христос, Сын крепкого Бога.
Посрамлена теперь смерть; поникла глава этого мятежника, возмечтавшего быть Богом. Христов раздался глас в царстве пагубы, и мятежник пал и поник главой.
Христос воззвал Адама из тьмы, в какую был он погружен, и сказал: «Где ты, прекрасный Адам, обольщенный некогда советом жены? Восстань теперь, прекрасный, восстави величественный и растленный образ; сокрушена уже глава змиева, и смерть и сатана умерщвлены. Восстань через Единородного Сына и возвеличь Отца и Духа. Он воскресил чад твоих, чтобы наследовали они жизнь в брачном чертоге.
Восстань, прекрасный Адам, созданный рукой Отца; тебя ожидает Едем — жилище твое, утраченный тобой рай. Восстань, вместе с чадами своими, воскресни силой Того, Кто создал тебя в начале. Давно уже сетуют о тебе райские дерева. Восстань, прекрасный, поругайся над мучителем, который терзал твою плоть; наступи на главу змию, который алчет пожрать птенцов твоих».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения. Том 2"
Книги похожие на "Творения. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ефрем Сирин - Творения. Том 2"
Отзывы читателей о книге "Творения. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.