Юлия Игина - Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла"
Описание и краткое содержание "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемая монография — первое отечественное исследование, посвященное одной из наиболее актуальных в современной исторической науке тем — «охоте на ведьм» и «ведьмомании» в Западной Европе, выполненное на английском материале. Книга представляет собой оригинальный взгляд на такое яркое и дискуссионное в истории европейской цивилизации «концепт-явление», как ведовство, через призму восприятия его в английском обществе того времени. Внимание автора сосредоточено на трех основных дискурсах ведовства: официальном, народном и ученом, а также преломлении их в коллективном сознании и повседневных практиках. Это позволило автору взглянуть на ведовство и ведьм в Англии глазами английских современников, располагавшихся на разных ступенях социальной и культурной иерархии. В работе использован обширный материал, источники из собраний европейских, американских и российских библиотек.
693
Среди представителей этого направления см.: Bartel P. С. Spell-casters…; Murray M. God and Witchcraft…; Runeberg A. Witches, demons and fertility magic…. Такой же точки зрения придерживается А. Е. Махов: Махов А. Е. Сад демонов… С. 170.
694
Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча… С. 106–139.
695
Михайлова Т. А. О функции слов во вредоносной магии…
696
Допрос и признание известных ведьм в Челмсфорде… С. 41.
697
Там же. С. 42.
698
Там же. С. 43.
699
Anon. A Detection of Damnable Driftes… P. 4–5.
700
См.: Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства… С. 374–394; Историю формирования медицинского взгляда на порчу/одержимость см.: Veith I. Hysteria….
701
О влиянии воображения, внушения и самовнушения на физическое состояние человека и его самочувствие писал Р. Бертон: «Так что, как у одних фантазия вызывает в подобных случаях тревогу, так другие, опять-таки благодаря одной лишь фантазии и здоровому воображению, столь же легко выздоравливают. Мы обычно бываем свидетелями зубной боли, подагры, падучей, укуса бешеной собаки и многих других подобных недугов, излечиваемых обычно заговорами, словами, магическими знаками, чарами, и многие свежие раны, магнетически исцеляемые столь часто используемым ныне исцеляющим оружием, которое Кроллий и Гоклений защищают в недавно изданной книге, а Либавий в своем правдивом трактате так же упорно опровергает, большинство же это оспаривает. Всему миру известно, что в такого рода чарах и средствах исцеления нет никакой силы, а все дело лишь, как считает Помпонацци (Помпонацци П. О причинах некоторых естественных явлений… Хотя в этих словах и заключена суть труда П. Помпонацци, самой этой латинской фразы у Помпонацци нет. — Пер.), в воздействии воображения и фантазии, которые усиливают движение жидкостей, жизненных сил и крови, с помощью чего из пораженных органов удаляется причина болезни…. То же самое мы можем сказать об используемых магических средствах, лечении, основанном на суевериях, и о том, чем занимаются лекари-шарлатаны и колдуны. Точно также как с помощью нечестивого неверия многим людям причиняется вред, — говорит о чарах, заговорах и пр. Вьер, — мы убеждаемся на собственном опыте, что благодаря тем же средствам многие испытали облегчение… Нередко знахарь и глупый хирург исцеляют с помощью куда более странных способов, нежели рассудительный врач». И далее: «Однако по большей части людей обманывает собственный мозг, хотя я не могу отрицать, что часто их вводит в заблуждение дьявол, пользующийся представляющейся ему возможностью внушить и представить меланхоликам и тем, кто испытал какое-либо вредное воздействие, несуществующие предметы». Бертон Р. Анатомия меланхолии. С. 430–431, 672.
702
Детальное освещение проблема народного восприятия болезней получила в отечественной литературе в работе Ю.Е.Арнаутовой. См.: Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые…; Арнаутова Ю. Е. Колдовство и колдовские болезни….
703
Anon. A Detection of Damnable Driftes… P. 9. To, что причиной болезни в этом случае окружающими были сочтены именно домашние духи, а болезнь была квалифицирована как порча, подтверждается дальнейшим текстом памфлета, где приводятся описания домашних духов этой обвиняемой.
704
The Case of Магу Smith, for Witchcraft… P. 1055.
705
Anon. The Laws against Witches… P. 8.
706
По словам Ю. E. Арнаутовой, «среди разнообразных представлений о магическом воздействии на человека, упоминаемых в осуждающих суеверия источниках, встречается и вера во вредоносную силу взгляда и слова, то, что в русской традиции часто называется одним словом „сглаз“, хотя, строго говоря, под понятием „сглаз“ подразумевается наличие двух разных типов представлений — вера в силу взгляда, так называемый „черный“, „карий“, „дурной“ глаз, „недобрый“ взгляд, и вера в силу не к месту сказанного слова — „оговор“. Вера в дурной глаз, который мог стать причиной неудачи, болезни, смерти, древнего происхождения и известна многим народам, и, имеет ту же природу, что и вера в колдовство. За нею стоит характерная для устной культуры установка на предполагаемую реальность независимого воздействия таких нематериальных субстанций, как слово, мысль, взгляд, желание». Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые… С. 81.
707
Anon. A Detection of Damnable Driftes… P. 12. См. также описание болезни, наступившей в результате разновидности сглаза — оговора, в судебном заключении 1563 года: «И посреди беседы, как сказала свидетель, она сказала: „Правда ли то, о чем судачат в народе, что ты ведьма?“ На что жена Льюиса ответила: „Если бы я была ведьмой, дьявол забрал бы тебя“. И внезапно после этого свидетель была поражена сильной дрожью и тряской. И вскоре после этого она ушла домой, продолжая страдать с этого дня (субботы) до среды, в которую она упала бездыханной. И так болела она на протяжении 14 дней, что никто не думал, что она выживет». Anon. Deposition against a Witch… P. 25.
708
В данном случае считает не сама ведьма, а мать ребенка, поэтому модель сглаза-счета реализуется не совсем традиционно. Возможно, существовало представление, что подсчитывание, измерение не всегда должно было осуществляться самой ведьмой, и, что ей просто нужно было знать точное число и назвать, вербализовать его, чтобы наделить магическим смыслом. С другой стороны, можно предположить, что ведьма знала о том, что ребенок у женщины один и, указав на это, хотела вызвать чувство страха за него, другими словами, она, как бы мы сейчас сказали, психологически воздействовала на свою жертву.
709
Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые… С. 84.
710
Свидетельство о распространении этого термина я встретила у У. Перкинса: «…дурных ведьм обычно называют „связывающая ведьма“ (binding Witch)…, а добрых — „развязывающая ведьма“ (unbinding Witch)». Perkins W. A Discourse of the Damned art… P. 638.
711
Anon. A Detection of Damnable Driftes… P. 12; Anon. A child possessed by the devil… P. 132; Anon. Deposition against a Witch… P. 25–26; H. F. A True and Exact Relation.. P. 157–159; The Case of Mary Smith, for Witchcraft… P. 1054.
712
Anon. Deposition against a witch. P. 25.
713
The Case of Магу Smith, for Witchcraft… P. 1053–1054. См. еще одно яркое описание «связывающей» человека порчи: «Но со времени ее смерти произошла одна удивительная вещь, достойная упоминания. В тот день, когда она была сожжена, сгусток плоти в форме собаки, выросший на бедре вышеупомянутого Мистера Била с тех самых пор, как она впервые послала своего домашнего духа к нему, который был очень жестким, и который нельзя было содрать никакими средствами, какие бы ни использовались, отвалился сам, без какого-либо воздействия. И другая рана, возникшая на животе, тоже с тех пор как она впервые послала к нему своего домашнего духа, была в форме свища, мокрого и не поддающегося лечению каких бы то ни было средств, в настоящее время также начала заживать. И существует надежда, что он вдруг опять выздоровеет, и его раны быстро заживут, и он вернет свою силу. Он испытывал эти страдания на протяжении полутора лет, и так велико было его страдание, что он скрючивался от боли, так что его голова доставала до колен». Anon. The Laws against Witches… P. 8.
714
H.F. A True and Exact Relation… P. 142.
715
Ibid. P. 144.
716
Ibid. P. 143.
717
Ibid. P. 157.
718
Допрос и признание известных ведьм в Челмсфорде… С. 41.
719
Anon. A Detection of Damnable Driftes… P. 4, 9.
720
Задержание и признания трех известных ведьм… в Челмсфорде… С. 225
721
W. W. A True and Just Recordes of the Information, Examination and Confession of All the Witches, Taken at S. Oses… P. 2A3V, 2A6, C3V.
722
Anon. The Examination, Confession, Trial and Execution… P. 1, 3; Anon. The Laws against Witches… P. 8; H. F. A True and Exact Relation… P.173; W. W. Op. cit. P. B3; Anon. A Detection of Damnable Driftes… P. 4, 9.
723
W. W. Op. cit. P. 2A3V; H. F. Op. cit. Р. 173.
724
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла"
Книги похожие на "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юлия Игина - Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла"
Отзывы читателей о книге "Ведовство и ведьмы в Англии. Антропология зла", комментарии и мнения людей о произведении.