Коллектив авторов - Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Описание и краткое содержание "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне" читать бесплатно онлайн.
Капитальный труд посвящен анализу и обобщению деятельности Тыла Вооруженных Сил по всестороннему обеспечению боевых действий Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны.
Авторы формулируют уроки и выводы, которые наглядно показывают, что богатейший опыт организации и работы всех звеньев Тыла, накопленный в минувшей войне, не потерял свое значение в наше время.
Книга рассчитана на офицеров и генералов Советской Армии и Военно-Морского Флота.
При написании труда использованы материалы штаба Тыла Вооруженных Сил СССР, центральных управлений МО СССР, Института военной истории МО СССР, Военной академии тыла и транспорта, новые архивные документы, а также воспоминания участников Великой Отечественной войны.
Книга содержит таблицы. (DS)
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. (DS)
Для обеспечения горючим войск 1, 2, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов, принимавших участие в Белорусской операции, ГКО принял специальное постановление, в соответствии с которым для НКО передавалось из мобилизационного резерва 71 тыс. т и из государственного резерва — 19,5 тыс. т горючего. Кроме того, за счет сокращения майских фондов горючего для народного хозяйства НКО было передано 11,5 тыс. т. Одновременно с этим уменьшили лимиты расхода горючего для Прибалтийских фронтов примерно на 3,3 тыс. т. Остальные 57,2 тыс. т горючего подавались 1, 2, 3-му Белорусским и 1-му Прибалтийскому фронтам непосредственно с заводов промышленности в счет фондов НКО.
Горючее начали завозить с мая 1944 г. Это позволило обеспечить войска фронтов всеми видами горючего к началу предстоящей операции (см. табл. 16 на с. 137).
Особенно сложно, из-за недостатка емкостей, в этот период было разместить запасы горючего в тыловых районах фронтов, Принимались срочные меры по восстановлению разрушенных противником нефтебаз и складов. К этой работе привлекались бригады специалистов из авиационных, артиллерийских, танковых и механизированных частей и соединений и автомобильных войск. Недостаток емкостей привел к тому, что обеспеченность фронтов горючим была крайне неравномерной. Так, 1-й Белорусский фронт имел только 4 заправки авиационного бензина, а 2-й Белорусский 10,4.
В целях бесперебойного обеспечения в ходе операции в войсках создавались повышенные запасы горючего, фронтовые и армейские склады были максимально приближены к войскам. Приводились в готовность все перекачивающие средства, делались расчеты по перекачке горючего через реки Березина и Неман. Для танковых армий и подвижных групп создавались специальные резервы горючего на автотранспорте, разрабатывались планы его перемещения и использования.
В ходе Белорусской операции с увеличением плеча подвоза потребность в горючем все более возрастала и подача его фронтам железнодорожным транспортом уже не покрывала расхода. Поэтому штаб Тыла Советской Армии и УСГ приняли ряд срочных мер по отправке горючего фронтам автотранспортом центра. В конце июня 3-му Белорусскому фронту было отправлено четыре автобатальона с горючим. На складах УСГ было залито в бочки и подготовлено к отправке 1075 т горючего.
И все же расход горючего в ходе операции превышал поступление, запасы его в войсках постепенно снижались и к концу операции были незначительными.
Во второй половине 1944 г. положение с ресурсами горючего значительно улучшилось. В результате успешного наступления 2-го и 3-го Украинских фронтов появилась возможность использования для нужд войны нефтяной промышленности Румынии. Поставки горючего Румынией для Советского Союза производились по соответствующим соглашениям.
В ноябре 1944 г. ГКО принял решение о создании резерва горючего Ставки Верховного Главнокомандования. В соответствии с ним к 1 января 1945 г. службой снабжения горючим было накоплено 142 тыс. т нефтепродуктов, предусмотренных планом.
С начала войны и до второй половины 1944 г. почти не поставлялось горючее Забайкальскому военному округу и Дальневосточному фронту. Запасы горючего там резко сократились в связи с переброской их в 1942 г. войскам действующих фронтов. Поэтому со второй половины 1944 г. особое внимание уделялось поставкам горючего на Дальний Восток и в Забайкалье. Это позволило к концу войны с фашистской Германией частично восстановить его запасы в Забайкальском, 1-м и 2-м Дальневосточных фронтах.
К концу 1944 г. расход горючего во всех фронтах значительно возрос. Если в 1942 г. среднемесячный расход горючего в Советской Армии составлял 222 тыс. т, то в 1944 г. он достиг 320 тыс. т, а в июле того же года — в период наиболее напряженных боевых действий — составил 420 тыс. т Железнодорожный транспорт с большим трудом справлялся с подвозом. Положение существенно облегчилось с открытием новых пунктов налива горючего в железнодорожные цистерны в Одессе, Дрогобыче, Рени, расположенных ближе к фронтам. В конце 1944 г. для подачи горючего из Плоешти в Рени был проложен разборный магистральный трубопровод протяженностью 225 км и производительностью 40 куб. м в час, что позволило ускорить поставку горючего войскам действующей армии.
1945 год начался успешным наступлением наших войск по всему фронту. Служба снабжения горючим к этому времени имела необходимые ресурсы всех видов горючего. Личный состав УСГ, отделов снабжения горючим фронтов (военных округов), армий, соединений и частей накопил большой практический опыт организации и осуществления обеспечения крупных группировок войск в колоссальных по своему масштабу операциях. Основная трудность в этот период заключалась в организации и осуществлении своевременного подвоза огромного количества горючего войскам фронтов на большие расстояния. Только одному 1-му Белорусскому фронту при подготовке Висло-Одерской наступательной операции потребовалось подать около 60 тыс. т горючего, причем это количество далеко не покрывало потребностей войск.
Снова сказался недостаток емкостей. В связи с этим положение с обеспечением войск горючим, особенно автомобильным бензином, в ходе Висло-Одерской операции было довольно напряженным. В докладе Военного совета 1-го Белорусского фронта Верховному Главнокомандующему отмечалось: Лимитирующим фактором является автомобильный бензин. Расход его за 10 суток операции составил 14 500 т. В среднем в сутки расходовалось 1455 т, то есть 0,3 фронтовой заправки. Последние дни суточный расход возрос до 2500 т, так как войска оторвались от баз снабжения на 400 км и весь подвоз осуществляется только автомобильным транспортом. Изложив меры, осуществляемые фронтом по сокращению расхода автомобильного бензина, и приведя расчет обеспеченности им войск фронта, командующий докладывал, что во фронте остается в наличии на 1 февраля… 2,1 заправки горючего вместе с наличием в баках машин. По существу, это означает замедленное движение вперед246. Командующий 1-м Белорусским фронтом просил Верховного Главнокомандующего дополнительно подать фронту 39 400 т автомобильного бензина.
Основное затруднение в снабжении войск горючим в этой операции заключалось в том, что почти все запасы находились восточнее Вислы. Сюда горючее поступало в поездах союзной колеи, а движение поездов с горючим по железной дороге от Вислы на запад задерживалось из-за перешивки пути западноевропейской колеи на союзную. Фронтовой автомобильный транспорт при большом отрыве войск от баз снабжения не мог справиться с огромным объемом подвоза.
Уже в ходе Висло-Одерской операции и разгрома восточно-померанской группировки противника началась подготовка к Берлинской операции. Заблаговременно создавались большие запасы авиационного и автомобильного бензина в войсках, на армейских и фронтовых складах. Эти запасы в основном покрывали расход, хотя он и был значительным.
Несмотря на сравнительно небольшую глубину Берлинской операции и сжатые сроки ее проведения, в ходе наступления войска трех фронтов израсходовали около 150 тыс. т всех видов горючего — столько же, сколько за всю Сталинградскую битву (с 12 июля 1942 г. до 2 февраля 1943 г.). Если фронтам, участвовавшим в Сталинградской битве, подавалось в среднем за сутки 820 т горючего, то среднесуточный объем подвоза фронтам, участвовавшим в Берлинской наступательной операции, составил 4140 т при значительном увеличении расстояния подвоза. Отечественная нефтяная промышленность к концу войны полностью удовлетворяла потребность Советских Вооруженных Сил в авиационном и автомобильном бензине, дизельном топливе и маслах. Железнодорожный и автомобильный транспорт более организованно подвозил горючее войскам. Управление снабжения горючим оперативно решало все вопросы обеспечения войск действующей армии при подготовке и в ходе проводимых наступательных операций в 1945 году.
Всего за период вооруженной борьбы с фашистской Германией Советская Армия (без ВМФ) израсходовала 13 359 тыс. т горючего. На 83 процента этот расход обеспечивался текущим производством отечественной нефтяной промышленности, на 9 — за счет импорта, 1,2 процента расхода составляло трофейное горючее. Остальная часть потребности в горючем покрывалась за счет снижения запасов на складах НКО и из других источников.
Опираясь на все возрастающее отечественное производство нефтепродуктов, осуществляя мероприятия по их экономному расходованию и умело маневрируя имевшимися ресурсами, служба снабжения горючим в ходе минувшей войны успешно справилась с поставленными перед ней задачами.
Снабжение продовольствием и фуражом
Бесперебойное снабжение армии продовольствием, организация своевременного и качественного питания личного состава войск были всегда предметом неустанной заботы Коммунистической партии и Советского правительства. Особое внимание этим вопросам уделялось в период Великой Отечественной Войны, так как от своевременного и полного удовлетворения войск продовольствием во многом зависела боеспособность армии, авиации и флота, сражавшихся с врагом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Книги похожие на "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Отзывы читателей о книге "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне", комментарии и мнения людей о произведении.