Коллектив авторов - Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Описание и краткое содержание "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне" читать бесплатно онлайн.
Капитальный труд посвящен анализу и обобщению деятельности Тыла Вооруженных Сил по всестороннему обеспечению боевых действий Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны.
Авторы формулируют уроки и выводы, которые наглядно показывают, что богатейший опыт организации и работы всех звеньев Тыла, накопленный в минувшей войне, не потерял свое значение в наше время.
Книга рассчитана на офицеров и генералов Советской Армии и Военно-Морского Флота.
При написании труда использованы материалы штаба Тыла Вооруженных Сил СССР, центральных управлений МО СССР, Института военной истории МО СССР, Военной академии тыла и транспорта, новые архивные документы, а также воспоминания участников Великой Отечественной войны.
Книга содержит таблицы. (DS)
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. (DS)
Всего в битве под Сталинградом было израсходовано 149 тыс. т горючего, в том числе более 42 тыс. т в ходе контрнаступления. Больше половины расхода составил автобензин. Расход авиационного бензина был относительно невелик, так как в связи с плохими метеорологическими условиями авиация использовалась ограниченно.
После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и на Северном Кавказе, восстановления железнодорожного движения через Ростов-на-Дону и Сталинград обеспечивать войска действующей армии горючим стало намного легче. Однако в первом квартале 1943 г. перевозки его на этих направлениях сдерживались из-за восстановления разрушенных мостов через Дон в районе Ростова. Большую роль в этот период сыграл трубопровод, проложенный через Дон, обеспечивавший перекачку на правый берег реки до 700 т горючего в сутки.
Важнейшим событием летне-осенней кампании 1943 г. явилась грандиозная битва под Курском. Подготовка к ней началась еще в мае 1943 г. ГКО специальным постановлением обязал УСГ создать в Западном (начальник ОСГ генерал-майор интендантской службы П. В. Томилин), Брянском (начальник ОСГ полковник М. 3. Губский), Центральном (начальник ОСГ полковник Н. И. Ложкин), Воронежском (начальник ОСГ полковник В. Я. Синицын) и Юго-Западном фронтах запасы горючего в размере 20 заправок авиабензина и 15 заправок танкового горючего (всего более 100 тыс. т). Для оказания практической помощи работникам службы снабжения горючим фронтов, изучения возможности размещения запасов, выяснения состояния технических средств службы, налаживания приема железнодорожных транспортов с горючим на указанные фронты выехал с группой офицеров начальник УСГ генерал М. И. Кормилицын.
Наибольшие трудности возникли при накоплении запасов авиационного и автомобильного бензинов. В апреле, мае и июне 1943 г. расход авиационного бензина резко возрос в связи с развернувшейся интенсивной боевой подготовкой летного состава ВВС, а также в связи с воздушным сражением на Кубани и проведением двух воздушных операций по разгрому аэродромов противника и срыву его оперативных и снабженческих перевозок весной 1943 г. К тому же был очень велик и его расход в ходе оборонительного сражения под Курском. Поэтому к началу наступления запасы авиационного горючего в Центральном, Воронежском, Брянском, Степном и Западном фронтах составили 13 заправок вместо 20, установленных ГКО. Часть запасов горючего Воронежского и Центрального фронтов размещалась за пределами фронтовых тыловых районов ввиду недостатка емкостей и складов.
В самый напряженный период работы по накоплению запасов горючего в войсках фронтов, действовавших под Курском, авиации противника удалось уничтожить большое количество автобензина на базах в Саратове и вывести из строя Саратовский крекинг-завод. УСГ пришлось изыскивать дополнительные источники поставки под Курск 22 тыс. т автобензина. Потери были покрыты за счет дополнительной выработки автобензина на других нефтеперегонных заводах, сокращения поставки его остальным фронтам и народному хозяйству, разбронирования запасов автобензина из мобилизационного резерва.
В связи с загруженностью железных дорог оперативными перевозками и активным воздействием авиации противника пришлось перестраивать организацию перевозок горючего. Было запрещено включать в состав железнодорожных транспортов более десяти большегрузных цистерн. Создавались также специальные маршруты порожняка, которые направлялись в пункты налива целевым назначением. Все транспорты подавались под разгрузку только ночью, а слив горючего с одного транспорта ограничивался четырьмя часами. Были приняты и другие меры по обеспечению безопасности транспортов. Все это позволило значительно увеличить отгрузку горючего и сохранить его от уничтожения авиацией противника в пути следования в действующую армию.
Используя опыт обеспечения горючим войск в контрнаступлении под Сталинградом, УСГ и на этот раз создало на подмосковных складах и аэродромах значительные запасы авиабензина (около 10 тыс. бочек) для срочной подачи по воздуху, а также подготовило для этой цели 150 автоцистерн и 200 грузовых автомашин с горючим.
Несмотря на тщательную подготовку, в отдельные периоды Орловской и Белгородско-Харьковской наступательных операций (особенно на заключительном их этапе) из-за повышенного расхода горючего возникали некоторые затруднения с обеспечением им войск. Особенно много потребовалось войскам ударных группировок автобензина. Органы тыла центра в ходе наступления подали дополнительно Центральному, Воронежскому, Юго-Западному и Южному фронтам 11 тыс. т автобензина. И все же к концу наступления запасы авиабензина во фронтах снизились на 30 процентов, а автобензина — на 29 процентов по сравнению с началом наступления. Запасы других видов горючего во фронтах не снизились, но значительная часть их осталась в исходных районах и не использовалась для обеспечения последующих наступательных действий.
Всего в ходе битвы под Курском было израсходовано более 204 тыс. т горючего.
1943 год был переломным для нефтяной промышленности СССР. Новые нефтяные районы стали занимать все больший удельный вес в общесоюзной добыче и переработке нефти. Еще в конце 1942 г. вступил в строй нефтеперерабатывающий завод в Сызрани, смонтированный из оборудования, эвакуированного из Одессы и Туапсе. Дали продукцию нефтеперегонные заводы в Комсомольске-на-Амуре, в Краснодаре и Перми. Восстанавливались нефтеперегонные заводы Грозного.
Рост производственных мощностей по добыче и переработке нефти позволил увеличить выпуск дефицитных нефтепродуктов, особенно авиационного и автомобильного бензина.
С начала 1944 г. основные усилия службы снабжения горючим сосредоточились на обеспечении войск фронтов, участвовавших в прорыве блокады Ленинграда и в разгроме немецко-фашистских войск на Правобережной Украине. Если обеспечение горючим войск Ленинградского и Волховского фронтов в ходе прорыва блокады Ленинграда было подготовлено заблаговременно, то обеспечение войск 1, 2 и 3-го Украинских фронтов во время операций на Правобережной Украине являлось очень сложной задачей. Огромная растяжка железнодорожных коммуникаций, отрыв наступавших частей от фронтовых и армейских баз снабжения, истощение запасов горючего в войсках и на армейских складах, крупная водная преграда (Днепр) в полосе действия войск фронтов и бездорожье до крайности осложнили снабжение войск горючим. Потребовалось огромное напряжение сил для того, чтобы обеспечить войска всеми видами горючего и исключить перебои в снабжении им.
К 1 февраля 1944 г. во фронтах были созданы значительные запасы горючего, которые с учетом находящихся в пути транспортов обеспечивали потребность войск. Подача горючего с фронтовых и армейских складов, находившихся в начале операции на левом берегу Днепра, осуществлялась в 1-м Украинском фронте по временному железнодорожному мосту фронтовыми летучками из десяти цистерн каждая. В 3-м Украинском фронте до восстановления моста через Днепр был проложен трубопровод длиною 2720 м, по которому горючее подавалось на правый берег, а затем направлялось в войска.
Ранняя весенняя распутица не позволяла широко использовать автотранспорт, и во фронтовых тыловых районах горючее подвозилось в основном вьючным транспортом. В экстренных случаях для подачи горючего танковым, механизированным и кавалерийским корпусам применялся воздушный транспорт. Только войскам 3-го Украинского фронта в течение марта — апреля 1944 г. 405 самолето-вылетами было доставлено 190 т горючего. В феврале и марте 1944 г. с центральных складов НКО военно-транспортная авиация подала войскам трех Украинских фронтов свыше 600 т горючего, в основном авиационного и автомобильного бензина и авиационного масла.
Всего в наступательных операциях по освобождению Правобережной Украины войсками 1, 2, 3 и 4-го Украинских фронтов с 24 января по 17 апреля 1944 г. было израсходовано 180 тыс. т горючего. За это же время центральные органы тыла подали фронтам с баз производства и из мобилизационных запасов НКО 172 тыс. т всех видов горючего.
Особый интерес по обеспечению войск фронтов горючим представляет Белорусская наступательная операция, проведенная в июне — июле 1944 г. Как известно, общая глубина этой операции составила 600 км, а темп наступления советских войск в отдельные дни достигал 30–45 км и более в сутки.
Для обеспечения горючим войск 1, 2, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов, принимавших участие в Белорусской операции, ГКО принял специальное постановление, в соответствии с которым для НКО передавалось из мобилизационного резерва 71 тыс. т и из государственного резерва — 19,5 тыс. т горючего. Кроме того, за счет сокращения майских фондов горючего для народного хозяйства НКО было передано 11,5 тыс. т. Одновременно с этим уменьшили лимиты расхода горючего для Прибалтийских фронтов примерно на 3,3 тыс. т. Остальные 57,2 тыс. т горючего подавались 1, 2, 3-му Белорусским и 1-му Прибалтийскому фронтам непосредственно с заводов промышленности в счет фондов НКО.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Книги похожие на "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Отзывы читателей о книге "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне", комментарии и мнения людей о произведении.