Коллектив авторов - Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Описание и краткое содержание "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне" читать бесплатно онлайн.
Капитальный труд посвящен анализу и обобщению деятельности Тыла Вооруженных Сил по всестороннему обеспечению боевых действий Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны.
Авторы формулируют уроки и выводы, которые наглядно показывают, что богатейший опыт организации и работы всех звеньев Тыла, накопленный в минувшей войне, не потерял свое значение в наше время.
Книга рассчитана на офицеров и генералов Советской Армии и Военно-Морского Флота.
При написании труда использованы материалы штаба Тыла Вооруженных Сил СССР, центральных управлений МО СССР, Института военной истории МО СССР, Военной академии тыла и транспорта, новые архивные документы, а также воспоминания участников Великой Отечественной войны.
Книга содержит таблицы. (DS)
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. (DS)
Артиллерийским снабжением в битве под Курском руководили начальники службы артиллерийского снабжения фронтов: Центрального — инженер-полковник В. И. Шебанин, Воронежского — полковник Т. М. Москаленко, Брянского — полковник М. В. Кузнецов.
В третьем периоде войны обеспечение войск фронтов вооружением и боеприпасами значительно улучшилось. Уже к началу этого периода советская военная промышленность могла бесперебойно снабжать ими войска действующей армии и новые воинские формирования Ставки Верховного Главнокомандования. На базах и складах ГАУ были созданы значительные запасы орудий, минометов и особенно стрелкового вооружения. В связи с этим в 1944 г. производство стрелкового оружия и орудий наземной артиллерии несколько сократилось. Если в 1943 г. военная промышленность поставила Советской Армии 130,3 тыс. орудий, то в 1944 г. — 122,5 тыс. Сократились поставки и реактивных установок (с 3330 в 1943 г. до 2564 в 1944 г.). За счет этого продолжало расти производство танков и самоходных орудий (29 тыс. в 1944 г. против 24 тыс. в 1943 г.).
Вместе с тем обеспечение войск действующей армии боеприпасами продолжало оставаться напряженным, особенно снарядами калибра 122 мм и выше, в связи с их большим расходом. Общие запасы этих боеприпасов снизились: по 122-мм выстрелам — на 670 тыс., по 152-мм снарядам — на 1,2 млн. и по 203-мм снарядам — на 172 тыс.231
Политбюро ЦК ВКП(б), Государственный Комитет Обороны, рассмотрев положение, сложившееся с производством остродефицитных снарядов накануне решающих наступательных операций, поставили перед военной промышленностью задачу коренного пересмотра производственных программ на 1944 год в сторону резкого увеличения выпуска всех видов боеприпасов, и особенно дефицитных.
По решению Политбюро ЦК ВКП(б) и ГКО производство боеприпасов в 1944 г. было значительно увеличено по сравнению с 1943 г.: особенно 122-мм и 152-мм снарядов, 76-мм — на 3 064 тыс. (9 процентов), М-13 — на 385,5 тыс. (19 процентов) и снарядов М-31 — на 15,2 тыс. (4 процента)232. Это позволило обеспечить войска фронтов всеми видами боеприпасов в наступательных операциях третьего периода войны.
Накануне Корсунь-Шевченковской наступательной операции 1-й и 2-й Украинские фронты имели около 50 тыс. орудий и минометов, 2 млн. винтовок и автоматов, 10 тыс. пулеметов233, 12,2 млн. снарядов и мин, 700 млн. боеприпасов к стрелковому оружию и 5 млн. ручных гранат, что составляло 1–2 фронтовых боекомплекта. В ходе операции этим фронтам было подано более 1300 вагонов всех видов боеприпасов234. Перебоев в снабжении ими не было. Однако из-за начавшейся ранней весенней распутицы на военно-автомобильных дорогах и войсковых путях подвоза движение автомобильного транспорта стало невозможным, и фронты стали испытывать большие трудности в подвозе боеприпасов войскам и на огневые позиции артиллерии. Приходилось использовать тракторы, а в ряде случаев привлекать на непроезжих участках дорог солдат и местное население для подноса снарядов, патронов, гранат. Для доставки боеприпасов на передний край использовалась также транспортная авиация.
Для обеспечения боеприпасами танковых соединений 1-го Украинского фронта, наступавших в оперативной глубине обороны противника, использовались самолеты По-2. 7 и 8 февраля 1944 г. с аэродрома Фурсы они доставили в населенные пункты Баранье Поле и Дружинцы 4,5 млн. патронов, 5,5 тыс. ручных гранат, 15 тыс. 82- и 120-мм мин и 10 тыс. 76- и 122-мм снарядов. Ежедневно 80–85 самолетов доставляли танковым частям боеприпасы, делая по три-четыре рейса в сутки. Всего самолетами наступавшим войскам 1-го Украинского фронта было доставлено свыше 400 т боеприпасов235.
Несмотря на большие трудности с подвозом, подразделения, части и соединения, участвовавшие в Корсунь-Шевченковской операции, были полностью обеспечены боеприпасами. К тому же расход их в этой операции был сравнительно небольшим. Всего войска двух фронтов израсходовали лишь около 5,6 млн. выстрелов, в том числе 400 тыс. снарядов зенитной артиллерии, 2,6 млн. снарядов наземной артиллерии и 2,56 млн. мин.
Обеспечением войск боеприпасами и вооружением руководили начальники артиллерийского снабжения фронтов: 1-го Украинского — генерал-майор артиллерии Н. Е. Манжурин, 2-го Украинского — генерал-майор артиллерии П. А. Рожков.
Огромное количество вооружения и боеприпасов потребовалось в период подготовки и проведения Белорусской наступательной операции, одной из крупнейших стратегических операций Великой Отечественной войны. Для полного укомплектования вооружением войск 1-го Прибалтийского, 3, 2 и 1-го Белорусских фронтов, принимавших в ней участие, в мае — июле 1944 г. было подано: 6370 орудий и минометов, свыше 10 тыс. пулеметов и 260 тыс. винтовок и автоматов236. К началу операции фронты имели 2–2,5 боекомплекта к стрелковому оружию, 2,5–5 боекомплектов мин, 2,5–4 боекомплекта зенитных выстрелов, 3–4 боекомплекта 76-мм снарядов, 2,5–5,3 боекомплекта 122-мм гаубичных снарядов, 3,0–8,3 боекомплекта 152-мм снарядов.
Такой высокой обеспеченности боеприпасами войск фронтов еще не было ни в одной из ранее проведенных наступательных операций стратегического масштаба. Для отгрузки вооружения и боеприпасов фронтам базы, склады и арсеналы НКО работали с максимальной нагрузкой. Личный состав всех звеньев тыла, работники железнодорожного транспорта делали все от них зависящее, чтобы своевременно доставить войскам вооружение и боеприпасы.
Однако в ходе Белорусской операции вследствие быстрого отрыва войск от баз, а также из-за недостаточно высоких темпов восстановления сильно разрушенных противником железнодорожных коммуникаций снабжение фронтов боеприпасами нередко осложнялось. Автомобильный транспорт работал с большим напряжением, но не мог один справиться с огромным объемом подвоза в оперативном и войсковом тылу.
Даже сравнительно частое выдвижение вперед головных отделений фронтовых и армейских артиллерийских складов не решало задачи своевременной доставки боеприпасов войскам, наступавшим в лесисто-болотистой местности, в условиях бездорожья. Отрицательно сказывалась также разбросанность запасов боеприпасов вдоль линии фронта и в глубину. Например, два склада 5-й армии 3-го Белорусского фронта на 1 августа 1944 г. размещались в шести пунктах на расстоянии от 60 до 650 км от линии фронта. Аналогичное положение было в ряде армий 2-го и 1-го Белорусских фронтов. Наступавшие части и соединения не могли поднять все запасы боеприпасов, накопленные в них при подготовке операции. Военные советы фронтов и армий вынуждены были выделять большое количество автомобильного транспорта для сбора и подвоза войскам оставшихся в тылу боеприпасов. Например, Военный совет 3-го Белорусского фронта выделил для этой цели 150 автомобилей, а начальник тыла 50-й армии 2-го Белорусского фронта — 60 автомашин и рабочую роту в составе 120 человек. На 2-м Белорусском фронте в районах Кричева и Могилева к концу июля 1944 г. запасы боеприпасов находились в 85 пунктах, а на исходных позициях войск 1-го Белорусского фронта — в 100. Командование вынуждено было перебрасывать их самолетами237. Оставление боеприпасов на исходных рубежах, огневых позициях артиллерии и в пути продвижения частей и соединений привело к тому, что войска начали испытывать недостаток в них, хотя на учете во фронтах и армиях имелось достаточное количество боеприпасов.
Общий расход боеприпасов всех калибров в ходе Белорусской стратегической наступательной операции был значительным. Но если исходить из большого наличия вооружения, то он был в целом сравнительно невелик. В ходе операции было израсходовано 270 млн. (460 вагонов) боеприпасов к стрелковому оружию, 2 832 тыс. (1700 вагонов) мин, 478 тыс. (115 вагонов) выстрелов зенитной артиллерии, около 3434,6 тыс. (3656 вагонов) выстрелов наземной артиллерии238.
Снабжением войск боеприпасами в ходе Белорусской наступательной операции руководили начальники артиллерийского снабжения фронтов: 1-го Прибалтийского — генерал-майор артиллерии А. П. Байков, 3-го Белорусского — генерал-майор инженерно-технической службы А. С. Волков, 2-го Белорусского — инженер-полковник Е. Н. Иванов и 1-го Белорусского — генерал-майор инженерно-технической службы В. И. Шебанин.
Значительным был также расход боеприпасов в Львовско-Сандомирской и Брестско-Люблинской наступательных операциях. За июль и август 1-й Украинский фронт израсходовал 4706 вагонов, а 1-й Белорусский фронт — 2372 вагона боеприпасов. Как и в Белорусской операции, подвоз боеприпасов был сопряжен с серьезными трудностями из-за высоких темпов наступления войск и большого отрыва их от артиллерийских складов фронтов и армий, плохих дорожных условий и большого объема подвоза, который лег на плечи автомобильного транспорта.
Аналогичное положение сложилось во 2-м и 3-м Украинских фронтах, участвовавших в Ясско-Кишиневской операции. Перед началом наступления непосредственно в войсках было сосредоточено от двух до трех боекомплектов боеприпасов. Но в ходе прорыва обороны противника они не были полностью израсходованы. Войска быстро продвигались вперед и взяли с собой лишь те боеприпасы, которые мог поднять их автомобильный транспорт. Значительное количество боеприпасов осталось на дивизионных складах на правом и левом берегах Днестра. Из-за большой растянутости войсковых путей подвоз их прекратился через двое суток, и через пять-шесть дней после начала наступления войска начали испытывать большую нужду в боеприпасах, несмотря на небольшой их расход. После решительного вмешательства военных советов и органов тыла фронтов были мобилизованы все автотранспортные средства, и в скором времени положение удалось выправить. Это позволило успешно завершить Ясско-Кишиневскую операцию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Книги похожие на "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне"
Отзывы читателей о книге "Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне", комментарии и мнения людей о произведении.