Николай Дубровин - Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал "Сионский Вестник"
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал "Сионский Вестник""
Описание и краткое содержание "Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал "Сионский Вестник"" читать бесплатно онлайн.
— Человек есть l'animal sociable и требует общества, говорил он князю A.Н.Голицыну. Но какие есть y вас общества? Человек молодой и хорошо воспитанный, вступив в свет, встречает все то, что опровергает или, по крайней мере, противоречит внушенным ему правилам. Куда он денется: хочет есть и пить — есть трактиры, хочет танцевать — есть балы и клубы, в карты играть — везде есть сообщники. Но если бы он искал сообщества для украшения себя в добродетели, в вере, познании истины — где найдет он такое общество? Они подозрительны, они преследуются; самый малый кружок сошедшихся таких людей всегда подвержен какому-то страху, и, если не прямо гонению, то тайному или явному надзору и притеснению. Нельзя ли, по крайней мере, правительству не связывать людям руки добро делать?
Одним из видов такого добра А.Ф.Лабзин признавал издание религиозно-нравственного журнала и предлагал свои услуги. Он уверял князя Голицына, что ничего более не желает, как получить простор и разрешение на проповедание людям Слова Божия. «Есля и государь соизволит признать меня, — писал Лабзин [273], как признают некоторые, годным на служение Господу и братьям нашим, то нужно, чтобы я поставлен был на такой пост или приведен (бы) был в такое состояние, чтобы мог действовать с большим успехом и безбоязненно».
Прошлая деятельность Лабзина, как издателя журнала, подверглась, как мы виделя, осуждению, но теперь обстоятельства совершенно изменились. Князь А.Н.Голицын из врагов сделался человеком, сочувствующим взглядам бывшего издателя «Сионского Вестника». Теперь было такое время, когда Лабзин мог напомнить министру, что только по его представлению бывший издатель находится под гневом государя и оглашен перед публикой человеком не только вредным, но и злоумышленным.
— Если осуждение это правильно, говорил Лабзин, — тогда пусть оно так и останется, если же нет, то справедливость требует снять клеймо, которое тяготит меня, и снять таким же гласным образом, каким оно было наложено. Если нельзя возвратить потерянное, то пусть останусь живым свидетелем того, как легко нанести другому долговременный вред и как трудно оный вознаградить, при всем добром желании.
Эти последние слова, при тогдашнем внутреннем настроении князя Голицына, его честности и душевной чистоте, должны были лечь на него тяжелым укором, как на виновника несчастья человека, давно уже шедшего по тому пути, который теперь призван был им самим единственно правильным в жизни каждого христианина. Князь Голицын просил Лабзина доставить ему все книжки «Сионского Вестника» и всю переписку по журналу в 1806 году. Познакомившись ближе с характером и направлением «Вестника», он сознался, какую ошибку сделал тогда, требуя прекращения, по его теперешнему мнению, столь полезного издания.
В течение этого времени, писал князь императору Александру [274], «милостью Господа и обстоятельствами, Ему единому известными, почувствовал я в сердце своем развязку всего того, что прежде удивляло мой рассудок, и между прочим обратил я свое внимание на «Сионский Вестник»,о котором мне много говорили. Перечитав все места, на кои указано было в замечаниях, сделанных цензуре [275], я ужаснулся, сколько от невежества моего в духе Св.Писания отяготил я судьбу невинного.
«Не имел я никакой личности тогда, но считал, что исполняю свою должность; одна тому причина, что был во тьме, следовательно, и делал все ощупью. Свет Господень просветил меня, и я ясно увидел, что гнал то, что церковь апостольская и древние отцы учили. Я оставляю правосудию вашему, всемилостивейший государь, рассудить, следует ли возвратить доброе имя тому, y кого оное невинно отнято».
Получив предварительное согласие государя на возобновление «Сионского Вестника», князь Голицын всеподданнейшей собственноручной запиской, от 18-го ноября 1816 года, испрашивал официально высочайшее на то разрешение.
«Десять лет протекло от сего происшествия, говорил он, и во все сие время издатель считается под некоторым замечанием, как вредный писатель; то я долгом счел войти во все подробности сего дела и прочесть как те места в «Сионском Вестнике», на которые сделаны были замечания, так и переписку, по сему делу происходившую, и не только не нашел ничего противного христианству, но, напротив, чрезвычайно назидательное сочинение, так что надобно сожалеть о столь долгом молчании сего журнала, и я иначе не могу представить Вашему Величеству как то, чтобы его скорее восстановить для пользы любящих духовные занятия.
«Вопрос можно сделать: от чего я в 1806 году представлял о запрещении сего издания, а ныне нахожу его превосходным? — От того, что я был в совершенной тьме, а ныне, хотя и не могу сказать, чтоб я был уже просвещенным, но по крайней мере ищу света в истинном источнике.
«Не зная духа священного писания, все то, что было в сем духе, казалось мне сокровенным языком какого-нибудь общества, ишущего вредить религии, а может в правительству. От сих начал я стал действовать и, думая служить церкви, гнал дух ее.
«Для лучшего усмотрения прилагаю здесь июнь и июль месяцы 1806 г. «Сионского Вестника», на которые указано г. Новосильцовым. и вы сами увидите истину моего нынешнего заключения.
«Остается одно затруднение, что Высочайшим Вашим именем сделано вышеписанное замечание, но так как не видно было, что оное последовало по моему представлению, то ежели Вы изволите найти изложенное мною заслуживающим уважения, можно будет дать такой оборот в рассуждении издания, чтоб видна была моя ошибка, по которой последовало замечание; ибо не возможно Вашему Величеству цензуровать журналы; основались же Вы на заключении управляющих министерствами просвещения и духовных дел.
«Обязанностью своей также считаю при сем случае ходатайство-вать пред Вами о возвращении доброго именя тому, y которого отнято оное было по моему невежеству, каковым-либо вознаграждением.
«Я не говорю о том, что всякая оказанная Вами милость издателю успокоила бы мою совесть, но осмеливаюсь сказать, что оное бы было правосудно и со стороны Вашего Величества.
«Я оканчиваю мое признание благодарением Господу, что Он меня допустил исповедать пред Вами на письме мои заблуждения».
Император Александр не только разрешил возобновить издание «Сионского Вестника», но выразиле готовность оказать не-которое пособие для первоначального ведения этого дела.
— С своей стороны, говорил князь Лабзину, — я радуюсь, что мог истине отдать справедливость, не приписывая оного себе, а единственно милости Господней, меня просветившей.
Все еще чувствуя себя как бы виновным и желая окончательно очистить свою совесть и искупить грех запрещения журнала, князь Голицын испросил Лабзину в награду орден Св.Владимира 2-ой степени, который и был препровожден при следующем замечательном рескрипте (от 12 декабря 1816 года), составленным самим князем.
«Признавая истинной заслугой обществу всякий подвиг, совершаемый для распространения и укоренения в народе истин, служащих к их временному и вечному благу, с особенным удовольствием обратили Мы внимание на добровольную ревность и неусыпные труды, употребленные и употребляемые вами для издания на отечественном языке многих книг, руководствующих к образованию духа и жизни по началам религии, единым твердым и истинным.
«Вследствие сего, всемилостивейше жалуя вам знаки второй степени ордена Святого Равноапостольного князя Владимира, при сем препровождаемые, повелеваем возложить на себя и носить по установлению.
«В уверении, что сие изъявление Нашего благоволения вновь утвердит вас в упражнениях ваших, и что вы продолжите способствовать соотечественникам различными стезями познания умудряться во всеобъемлющую простоту христианства, пребываем Императорской Нашей милостью вам благосклонны».
Такая оценка предыдущей деятельности настолько ободрила Лабзина, что он, с свойственными ему увлечением и самонадеянностью, проектировал издание на широких началах. Он просил «Сионскому Вестнику» те же привилегии, которые даны были «Северной Почте», «Русскому Инвалиду» и H.М.Карамзину при издании его «Истории», т. е. чтобы журнал был избавлен от предварительной цензуры и чтобы типография, в которой, будет печататься «Сионский Вестник», не останавливала печатание книжек «за другими встречающимися делами», точно так, как подобное повеление дано было относительно «Истории» Карамзина [276].
Обнадеженный поддержкой и пособием, Лабзин говорил, что желание сделать журнал достойным той цели, которой он посвящается, заставляет его сознаться, что он один не в силах сделать это, и ему необходимы помощники.
— Надо много читать, прибавлял он, — делать выписки, много переводить, хлопотать с типографией, цензурой и переплетчиками. Все это приходится делать с крайней поспешностью и на срок, так что издателю периодического сочинения не позволяется и занемочь. Почему я необходимо должен иметь помощников и притом не одного, а многих. Но отыскать их весьма трудно: во-первых, если и есть y нас трудящиеся в сочинениях и переводах, то совсем другого рода, а писателей духовных книг я совсем не вижу; во-вторых, если такие и встречаются, то в таком классе людей, которые или заняты службой или заниматься сим трудом постоянно не захотят; наконец, в-третьих, кто из порядочных людей согласится пойти в службу к частному человеку, без того чтобы он не принужден был удовлетворять их втрое и вчетверо против казенного жалованья. Сверх того, занятия должны происходить в ночное время; по ночам же собирать мне своих сотрудников, когда один будет жить, например, на Литейной, другой в Коломне, а третий на Петербургской стороне — невозможно. Самое дело требует, чтобы они жили, ежели не со мною, то подле меня и вместе, дабы если в нужное время не случилось бы одного дома, другой мог заменить его. Следовательно, нужно мне нанять дом поблизости меня и, если можно, поместить всех моих сотрудников вместе.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал "Сионский Вестник""
Книги похожие на "Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал "Сионский Вестник"" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Дубровин - Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал "Сионский Вестник""
Отзывы читателей о книге "Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал "Сионский Вестник"", комментарии и мнения людей о произведении.