Григорий Турский - История франков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История франков"
Описание и краткое содержание "История франков" читать бесплатно онлайн.
Труд Григория, епископа Турского, охватывает гигантский исторический пласт – от сотворения мира до уже современных автору событий VI века. Раннее западное Средневековье – крещение короля Хлодвига, завоевание Аквитании и Бургундии, возникновение и развитие Франкского государства, междоусобные раздоры между сыновьями короля Хлотаря – предстает перед нами полной драматизма эпохой. Историческое повествование перемежается забавными историями, ироническими пассажами, знаменитыми и неизвестными анекдотами, делая труд Григория Турского не только достоверным источником информации, но и интересной для чтения книгой.
Вот почему наш Господь говорит в Евангелии: «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф., 16: 27). Сомневаясь, воистину ли воскрес ее брат Лазарь, Марфа сказала: «Знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин., 11: 24). Наш Господь ей ответил: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин., 11: 25).
«Тогда как же насчет отрывка из псалма? – возразил мой священник. – «Потому не устоят нечестивые на суде и грешники – в собрании праведных» (Пс., 1: 5).
«Не устоят, чтобы судить, – ответил я, – но они пребудут, чтобы быть судимыми. Ибо судия Господь не может сидеть вместе с нечестивыми, когда потребует отчет об их делах».
«В Евангелии наш Господь говорит: «Кто не веровал, тот уже осужден»[276], – ответил священник, – и это означает, что он не восстанет при воскресении. Он обречен на вечное покаяние».
Я ответил: «Ведь он уже осужден на вечные муки, потому что он не уверовал во имя единородного Сына Божия. Тем не менее он поднимется во плоти, чтобы подвергнуться наказанию в своем греховном теле. Не может наступить Судный день, пока мертвые не поднимутся.
Суд состоится тогда, когда воскреснут мертвые, а те, кто умер в святости, уже находятся на небесах, а на их могилах совершаются чудеса, когда слепые прозревают, хромые начинают ходить, прокаженные очищаются от проказы, и другим немощным по их молитвам даруется исцеление. Мы также верим, что грешники будут пребывать в узилище ада до дня Судного».
«В Псалтири мы читаем, – ответил священник, – «Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс., 102: 16).
«Вот что сказано в притче о богатом человеке, который мучился в пламени в аду, – ответил я. – «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое» (Лк., 16: 25). Тот богатый в племени больше не вспоминает ни своих пурпурных одеяний, ни другой прекрасной одежды, ни яств на столе, которые доставляли ему небо, земля и море. Тогда как Лазарь, который покоится в лоне Авраамовом, больше не испытывает боли от тех отвратительных язв и струпьев, от которых страдал, когда лежал у дверей богатого».
«В другом псалме, – продолжал священник, – говорится: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс., 145: 4).
«Хорошо сказано, – согласился я, – когда душа выходит из тела человека и остается лежать мертвое тело, человек больше не думает о том, что оставил на земле. Как ты предположил, он больше не думает о строительстве, о высаживании растений, обработке земли, он больше не думает о накоплении золота или серебра и других богатствах мира. Эти мысли исчезли из мертвого тела, ибо «нет в нем духа» (Иер., 10: 14).
Почему же ты сомневаешься в воскресении, когда апостол Павел, устами которого говорит Христос, ясно сказал: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим., 6: 4). Он также говорит: «Не все мы умрем, но все изменимся. Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор., 15: 51—52). И еще говорит: «И звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор., 15: 41—42). Продолжает: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор., 15: 44). Позже говорит: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, – доброе или худое» (2 Кор., 5: 10).
Наиболее ясно о воскресении, которое наступит, апостол говорит: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1 Фес., 4: 13—18).
Все сказанное и является основным обоснованием доводов, подтверждающих нашу веру. Не знаю, почему ты сомневаешься в воскресении, которого святые ожидают как воздаяния, грешники боятся как наказания. Все естественные природные явления, которые мы наблюдаем, указывают нам на доказательства воскресения.
Деревья, летом покрытые листьями, обнажаются, когда приходит зима. С наступлением весны они снова возрождаются, одеваются в новый наряд из листьев и становятся такими, как были прежде. Лежащие в земле семена дают нам новые доказательства: брошенные в борозду, они лежат там как мертвые, но снова возрождаются и приносят плоды в тысячу раз больше, как говорит нам апостол Павел: «Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор., 15: 36).
Все это свидетельствует, что надо верить в воскресение. Если не будет грядущего воскресения, тогда что пользы праведному в том, что он жил честно, и что помешает грешнику жить бесчестно? Если Судный день не придет, все люди предадутся своим порокам, и каждый будет делать то, что захочет.
Разве ты, грешник, не убоишься того, что сказал сам Господь благословенным апостолам? «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф., 25: 31—34). «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф., 25: 41), а также «отойдите от Меня, все делатели неправды» (Лк., 13: 27).
В том же Писании также говорится: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф., 25: 46). Итак, веришь ли ты воскресение мертвых и суд над делами людскими, когда Господь будет его вершить? Пусть тебе даст ответ апостол Павел, как другим неверующим: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор., 15: 14).
Когда я закончил свою речь, мой священник раскаялся. Уходя от меня, он обещал поверить в воскресение в соответствии с теми отрывками из Священного Писания, что я процитировал выше.
14. В то время в Париже жил дьякон по имени Теодульф, считавший себя необычайно образованным, из-за чего он часто вступал в споры. Оставив Париж, он перебрался в Анже, под покровительство епископа Авдовея, с которым он был давно знаком, ибо когда-то они жили вместе в Париже. За отказ вернуться в церковь, где его назначили дьяконом, епископ Парижа Рагнемод не раз отлучал его. С другой стороны, Теодульф сильно докучал своей дружбой Авдовею, человеку достойному и гостеприимному.
Епископ построил застекленную террасу на городской стене. Однажды, возвращаясь оттуда после вечерней трапезы, он оперся на плечо дьякона. Теодульф же был настолько пьян от выпитого им вина, что едва держался на ногах. Впереди них шел слуга с фонарем. Не знаю, по какой причине, Теодульф решил ударить этого человека кулаком сзади по шее. Сила удара оказалась такой, что дьякон потерял равновесие и полетел со стены вниз, хватаясь при этом за епископа. Епископ упал бы за дьяконом, если бы присутствовавший при этом происшествии священник не схватил его за пояс. Теодульф же упал на камень, сломал ребра и ключицу. Изрыгнув кровь и желчь, он умер на месте. Он был пьяницей и развратником.
15. Тем временем по наущению дьявола все сильнее разгорался бунт, разразившийся в обители в Пуатье. Я уже рассказывал вам, как Хродехильда организовала усобицу и собрала вокруг себя банду головорезов, злоумышленников и распутников, не чтящих закон и виновных во всяких преступлениях, какие только можно было себе представить.
Теперь она велела им ворваться в обитель и вытащить оттуда аббатису. Однако та услышала об их приближении и попросила перенести ее к ларцу (с частицами) Святого Креста. В то время она страдала от приступов подагры и надеялась, что ее защитит Святой Крест. Взяв свечи, эти люди ворвались в обитель и бродили повсюду, размахивая оружием. Они повсюду искали аббатису и в конце концов вошли в часовню, где и обнаружили ее лежавшей на земле перед ларцом со Святым Крестом.
Один из бандитов бросился на аббатису с ножом, чтобы убить ее, но по Провидению Божьему был убит ножом одним из своих приятелей. Ему не удалось осуществить свое преступное намерение, и он остался лежать на земле, истекающий кровью.
Тут Юстина, старшая инокиня (племянница Григория Турского. – Ред.), задула свечи и с помощью своих сестер-монахинь прикрыла аббатису покрывалом, взятым с алтаря, который стоял перед Крестом Господним. Другие мужчины ринулись вперед со своими копьями, держа их наготове и вытащив мечи. Они порвали одежды монахинь и намеревались располосовать и их руки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История франков"
Книги похожие на "История франков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Турский - История франков"
Отзывы читателей о книге "История франков", комментарии и мнения людей о произведении.