» » » » С. Шаховская - Логопатопсихология: учебное пособие


Авторские права

С. Шаховская - Логопатопсихология: учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "С. Шаховская - Логопатопсихология: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Шаховская - Логопатопсихология: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Логопатопсихология: учебное пособие
Издательство:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС
Год:
2011
ISBN:
978-5-691-01726-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Логопатопсихология: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Логопатопсихология: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В пособии приведены тексты и извлечения (выдержки), раскрывающие психолого-педагогические особенности детей с различными речевыми нарушениями и определяющие пути коррекционного психолого-педагогического воздействия. Из работ, большинство которых носит классический характер и является библиографической редкостью, отобраны преимущественно методические материалы для углубленного изучения психофизиологических и психолого-педагогических особенностей детей. Рассмотрены научно-теоретические основы логопатопсихологии, показывающие истоки психолого-педагогической науки в их развитии, что отвечает содержанию современных программ учебных курсов, связанных с речевой патологией.

Пособие адресовано студентам, психологам, педагогам-дефектологам и социальным работникам.






Занятия с этими детьми также включали в себя три основных этапа:

1) преодоление дефектов стереогноза: а) дифференцировка фактуры, б) определение формы реальных предметов, в) дифференцировка различных геометрических тел;

2) развитие зрительного восприятия формы, классификация различных геометрических тел по признаку цвета, величины, толщины и формы;

3) развитие пространственных представлений: а) упражнения в пробах конструктивного праксиса, б) работа с географической картой, в) черчение различных планов и схем пути. Динамика коррекционной работы у детей старшей группы показала, что компенсация нарушенных процессов познавательной деятельности идет неравномерно, причем у младших и старших школьников наблюдается одинаковая закономерность при компенсации различных процессов. Вначале компенсируются дефекты зрительного восприятия, затем пространственных представлений и в последнюю очередь дефекты стереогноза. Восстановление этих неречевых форм познавательной деятельности повлекло за собой компенсацию дефектов письма и чтения.

В результате целенаправленных занятий можно добиться полной или частичной компенсации дефектов зрительного восприятия и пространственных представлений у детей с врожденным церебральным параличом.

Данные по улучшению стереогноза, полученные в результате занятий, показывают, что стереогностические нарушения компенсируются в результате специальной целенаправленной работы.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. У детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения некоторых форм познавательной деятельности – стереогноза, зрительного восприятия формы, пространственных представлений, – а также дисграфия и дислексия, обусловленные вышеуказанными нарушениями.

2. Опыт восстановительной работы свидетельствует, что дефекты познавательной деятельности компенсируются в результате проведения специальной коррекционной работы. Преодоление дефектов письма и чтения происходит в результате компенсации нарушений неречевых форм познавательной деятельности.

3. Речевые и неречевые нарушения познавательной деятельности наиболее часты при тетрапарезах и правосторонних гемипарезах. Особое значение имеет недостаток специального жизненного опыта, о чем говорит тот факт, что у детей с посттравматическим гемипарезом не обнаруживается тех нарушений познавательной деятельности, которые были выявлены у детей с врожденным церебральным параличом.

4. Несмотря на нарушения в процессах познавательной деятельности, дети с церебральным параличом с нормальным интеллектом могут обучаться по программе массовой школы при условии проведения с ними специальной коррекционной работы.


Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. С. 120–135.

Н. В. Симонова

Особенности познавательной деятельности детей с церебральными параличами в дошкольном возрасте

Для определения путей педагогического воздействия в целях успешной подготовки дошкольников с церебральными параличами к школьному обучению нами проведено психолого-педагогическое обследование 96 детей в возрасте 5–6 лет. Предъявляемые методики были направлены на выявление особенностей познавательной деятельности обследуемых детей и включали в себя задания из программы детского сада. Они строились на основе требований к школьному обучению и были модифицированы с учетом специфики заболевания детей. Психолого-педагогическое обследование выявило своеобразную структуру интеллектуальной недостаточности у большинства детей, которая определялась различными вариантами нарушения психической деятельности и эмоционально-волевой сферы (снижением познавательного интереса, активности, общей утомляемостью, инертностью психических процессов), сочетающихся с удовлетворительной способностью к обобщению на наглядном уровне. В исследованиях отмечались трудности пространственного синтеза, как наиболее общие проявления для всех детей обследуемой группы (справились с заданием 48,5 %), а также неспособность многими детьми логически осмыслить имеющийся запас знаний и использовать его при самостоятельном решении доступного практического задания (справились с заданием 50 %). В этих случаях знания ребенка оставались как бы пассивным багажом. Для правильного выполнения заданий в большинстве случаев требовалась помощь и тренировочные упражнения, совместное со взрослым обучающее действие.

Указанные особенности познавательной деятельности должны учитываться при разработке содержания и методов педагогического воздействия.


Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогический чтений, НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1976. С. 179.

И. И. Мамайчук

Познавательная деятельность дошкольников с церебральными параличами

В процессе коррекционных занятий нами изучались особенности восприятия форм, величин, цветов, развитие конструктивной и изобразительной деятельности у дошкольников от 6 до 7 лет с церебральными параличами и различными интеллектуальными дефектами.

Испытуемыми были: 10 детей с умеренной задержкой умственного развития, обусловленной преимущественно педагогической запущенностью; 10 детей с олигофренией в степени дебильности и 10 здоровых дошкольников подготовительной группы детского сада.

Психолого-педагогический эксперимент строился с учетом игровой деятельности, доступной ребенку с поражением моторики. Оценка результатов обследования до и после коррекции проводилась по пятибалльной системе в зависимости от уровня развития изучаемого процесса и функции. Статистическая обработка данных проводилась по критерию Стьюдента. Кроме количественной оценки проводился качественный анализ способов выполнения заданий.

Коррекционная программа по формированию восприятий геометрических фигур, цветов и величин у детей с церебральными параличами была построена на основе обучения их двум видам деятельности: рисованию и конструированию. Занятия проводились индивидуально в течение трех – шести месяцев.

Сравнительный метод исследования с учетом количественных и качественных показателей позволил нам выявить различия влияния коррекции на детей с детскими церебральными параличами при задержке психического развития и при олигофрении в степени дебильности.


7 научная сессия по дефектологии. НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1975.

Р. И. Мартынова

Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией

…Речь является одним из важнейших компонентов психической деятельности человека. Как и другие функции психики, речь может подвергаться нарушениям. Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляет функциональная дислалия и легкая форма дизартрии.

Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей личности больного. В ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости ребенка в школе.

Кроме того, мы наблюдали и такие явления, когда ослабление только отдельных компонентов психики – внимания и памяти ребенка – отрицательно отражались на его успехах по устранению речевого дефекта. Особое влияние на речевую, следовательно, и психические функции, оказывает наличие органической неврологической симптоматики. Таким образом, мы пришли к выводу, что наиболее плодотворным является такой подход к больному ребенку, при котором внимание исследователя сосредоточивается не только на изолированных симптомах (речи), но и на расстройстве целостной сложной системы всего организма. С этой целью было проведено всестороннее клинико-педагогическое исследование детей с функциональной дислалией, легкой дизартрией и детей с нормальной речью.

Был проведен сравнительный анализ результатов исследования физического статуса, неврологического, а также и психических процессов внимания, памяти и мышления.

Изучение детей проводилось нами главным образом в специализированном детском саду № 1743 и массовом детском саду № 1321. Было изучено 75 детей: из них 25 детей с легкой формой дизартрии, 25 – с функциональной дислалией и 25 – с нормальной речью. По возрасту дети распределились следующим образом (табл. 11).


Таблица 11

Распределение обследованных детей по возрасту


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Логопатопсихология: учебное пособие"

Книги похожие на "Логопатопсихология: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Шаховская

С. Шаховская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Шаховская - Логопатопсихология: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Логопатопсихология: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.