Автор неизвестен - Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки"
Описание и краткое содержание "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — первая широкая публикация сказок и мифов народов Чукотки и Камчатки, сопровождаемая фольклористическим предисловием и комментариями.
В сборник включены мифы, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки азиатских эскимосов, чукчей, кереков, коряков и ительменов.
В конце издания помещена этнографическая справка об этих народах, дан словарь географических названий, непереводимых слов и терминов, употребленных в сказках и мифах.
Сборник рассчитан на взрослого читателя.
Сост., предисл. и прим. Г. А. Меновщиков
Сушила — козлы или подставка для просушки и хранения байдар, а также для просушки свежих шкур.
Танниты (эск.) — иноплеменники, пришельцы, враги. Этот термин в различных фонетических вариантах имел широкое распространение среди народностей Чукотки и Камчатки. Азиатские эскимосы называли таннитами (тангами) воинственные ватаги кочевников — чукчей и коряков, приходивших с юга Чукотки и Камчатки в целях захвата оленей у кочевников северной части Чукотки. Таким нападениям, по данным фольклора, подвергались также мирные селения приморских жителей — эскимосов и чукчей, у которых танниты забирали продукты морского промысла, а иногда и пленников.
Тигиль — река на Камчатке.
Толкуша — камчатское блюдо, приготовляемое из растертых клубней и стеблей ряда съедобных растений, рыбы, жира, ягод и др.
Торбаза — обувь из нерпичьей шкуры или камусов (шкурок с оленьих ног).
Тунгаки (эск.) — духи-оборотни, которые, по представлениям эскимосов, приносили людям разные бедствия: голод, болезни, смерть. В чукотском фольклоре тунгакам соответствуют кэле, в корякском — кэле и нынвиты, в керекском — кала.
Тынагыргын (чук., букв. «рассвет», «небесное божество»). По представлениям чукчей, тынагыргын ведал земными делами людей, наказывал их за нерадивость и плохие поступки. В сказках тынагыргын предстает в образе простого охотника, ведущего хозяйство, имеющего жену, детей, жилье, домашний скарб.
Тыпагрук (эск.) — утес около Наукана.
Укивак (эск.) — небольшой остров в Беринговом проливе.
Укигалук (эск.) — скала около мыса Дежнева в Беринговом проливе.
Уксик (эск.) — скалы около Сиреников.
Укук (эск.) — селение на Аляске.
Умкуглюк (эск.) — мыс в Беринговом проливе.
Уназик (Чаплино) — эск. поселок на мысе Чаплино. В настоящее время перебазирован в залив Ткачен.
Уттен (Утен) — стойбище около Миткулина.
Уэлен (Увэлен) — большое чукотское селение в Беринговом проливе около мыса Дежнева.
Хозяин моря — в эск. фольклоре мифический персонаж, владеющий всеми богатствами моря и регулирующий охоту на морского зверя.
Чавчувены (кор.) — кочевые коряки-оленеводы.
Чавыча (местн. рус.) — крупная лососевая рыба, заходящая в реки Камчатки.
Чага — березовый гриб, употреблявшийся ительменами в качестве заварки.
Чаучу (чук.) — кочевник-оленевод.
Человек обычаев — персонаж эскимосских мифических преданий, обитающий в верхнем мире и следящий за поступками людей на земле.
Черемша — вид дикорастущего чеснока.
Чижи (местн. рус.) — меховые чулки.
Чирим (ительм.) — алкогольная настойка из отвара мухоморов и голубицы.
Чируч (коряк.) — рыболовная снасть.
Чуванцы (местн. рус.) — одна из палеоазиатских народностей, которой могла быть территориально обособленная группа юкагиров. Чуванцами называло себя также местное население старинных русско-юкагирско-чукотских поселений на чукотских реках Анадырь, Белая, Анюй.
Чуман, чумашек — сосуд из бересты.
Шикша (местн. рус.) — ягода вороника.
Юкола (местн. рус.) — вяленая рыба.
Яранга (чук.) — наземное жилище в виде шатра с остовом из жердей, крытых оленьими шкурами (у кочевников) или моржовыми шкурами (у приморских жителей). Яранги приморских жителей строились с более сложным каркасом из балок и тонких жердей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баранников, 1940 — Баранников И., Амамхатлымныло (корякские сказки об Эмэмкуте). Ред. и пер. С. Н. Стебницкого, Л., 1940.
Беликов, 1956 — Беликов Л. В., Основные виды устного народного творчества чукчей, Л., 1956 (АКД).
Беликов, 1960 — Беликов Л. В., К характеристике устного народного творчества чукчей, — «УЗ ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 167, 1960.
Беликов, 1961 — Лымнылтэ, сост. Л. В. Беликов, Магадан, 1961 [на чук. яз.]
Беликов, 1965 — Беликов Л. В., Героические сказания чукчей, — «УЗ ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 269, 1965.
Беликов, 1967 — Беликов Л. В., В. Г. Богораз как собиратель и исследователь чукотского фольклора, — «УЗ ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 353, 1967.
Беликов, 1969 — Беликов Л. В., Сказки о животных в фольклоре народностей северо-востока Сибири, — «УЗ ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 383, 1969.
Богораз, 1900 — Богораз В. Г., Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, СПб., 1900.
Богораз, 1919 — Богораз В. Г., Народная литература палеоазиатов, — «Литература Востока», вып. I, Пг… 1919.
Богораз, 1930 — Богораз В. Г., Чукотский-общественный строй по данным фольклора, — «Советский Север», 1930, №. 6.
Богораз, 1936 — Богораз В, Г., Основные типы фольклора Северной Евразии и Северной Америки, — «Советский фольклор», М. — Л., 1936.
Вдовин, 1948 — Вдовин И. С., Из истории общественного строя чукчей, — «Советская этнография», 1948, № 3.
Вдовин, 1950 — Вдовин И. С., К истории общественного строя чукчей, — УЗ ЛГУ, № 115, 1950.
Вдовин, 1961 — Вдовин И. С, Эскимосские элемент в культуре чукчей и коряков, — «Сибирский этнографический сборник», т. Ш, М.—Л., 1961.
Вдовин, 1965 — Вдовин И. С, Очерки истории и этнографии чукчей; М. — Л., 1965.
Вдовин, 1970 —Вдовин И. С, О соотношении фольклора с нсторико этнографическими данными, — «Фольклор и этнография», Л., 1970.
Диков — Диков Н. Н., Древние костры Камчатки и Чукотки, Магадан, 1969.
Жуков — Жуков Л., Нотаймэ, Л., 1938.
Иванов — Иванов С. В., Материалы по изобразительному искусству народов Сибири-XIX— начала XX вв., М.—Л., 1954.
Иохельсок, 1915 — Иохельсон В. И., Образцы материалов по алеутской живой старине, — «Живая старина», вып. 3, Пг., 1915.
Кеккетын — Кецай Кеккетын, Эвныто вальын, Л., 1938.
Крашенинников, 1819 — Крашенинников С, Описание земля Камчатки, т. 1 —II, СПб. 1819.
Лымныло — Лымныло (Нымыланские сказки), сост. С Н. Стебннцкнй, Л… 1938 [на кор. яз.].
Мелетинский, 1958 — Meлетинский Е. М., Герой волшебной сказки, М., 1958.
Мелетинский, 1959 — Мелетинский Е. М., Сказания о Вороне у народов Крайнего Севера, — ВИМК. 1959, № 1.
Мелетинский, 1963 — Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963.
Мелетинский, 1970 — Мелетинский Е. М., Миф и сказка, — «Фольклор и этнография», Л., 1970.
Меновщиков, 1939 — Унипагатыт, сост. Г. А. Меновщиков, Л., 1939 [на эск. яз.].
Меновщиков, 1950 — Чукотские, корякские, эскимосские сказки, сост. Г. А. Меновщиков, Хабаровск, 1950.
Меновщиков, 1959 — Meновщиков Г. А., Эскимосы, Магадан, 1959.
Меновщиков, 1962 — Меновщиков Г. А., О пережиточных явлениях родовой организации у азиатских эскимосов, — «Советская этнография», 1962, № 6.
Меновщиков, Устное творчество — Меновщиков Г. А., Устное народное творчество азиатских-эскимосов как историко-этнографический источник, — УП МКАЭН, М., 1964.
Меновщиков, 1964 — Меновщиков Г. А., Язык сиреникских эскимосов, Л., 1964.
Меновщиков, 1970 — Меновщиков Г. А., Некоторые типы языковых контактов у аборигенов Крайнего Северо-Востока Азии, — УП MСK, M. 1970.
Меновщиков; Местные названия — Меновщиков Г. А., Местные названия на карте Чукотки, Магадан, 1972.
Меновщиков, 1972 — Меновщиков Г. А., Об одном сходном сказочном сюжете у эскимосов, юкагиров, японцев и вьетнамцев, — «Народы бассейна Тихого океана», М., 1972 («Страны и народы. Востока», вып. XIII, кн. 2).
Наши сказки — Унипагатыпут (Наши сказки), сост. Г. А. Меновщиков, Л. 1947 [на эск. яз. с рус пер.].
Никифоров, 1935 — Никифоров А. И., Структура чукотской сказки как явление примитивного мышления, — «Советский фольклор», 1935.
Никифоров, 1937 — Никифоров А. И., Чукотский сказочник и русская сказка, — «Памяти В. Г. Богораза», М. — Л., 1937.
Пропп — Пропп В. Я., Чукотский миф и гиляцкий эпос, — НБЛТУ, 1945.
Рубцова — Рубцова Е. С., Материалы по языку и фольклору эскимосов, М.—Л., 1984.
Сергеев — Сергеев Д. A., Мотивы эскимосского фольклора в древнеберингоморской скульптуре. — «Фольклор и этнография», Л., 1970.
Ск. нар. сев. — Сказки народов Севера, сост. М. Г. Воскобойни ков. Г. А. Меновщиков, М.—Л., 1959.
Ск. нар. Сев. — Вост. — Сказки народов Северо-Востока, под ред. Н. В. Козлова, Магадан, 1956.
Ск. Чукотки — Сказки Чукотки, сост. О. Е. Бабошина, М., 1958.
Сказки чаучу — Чавчывалымнылтэ (Сказки чаучу). сост. Ф. Тынэтэгын, пер. Г И. Мельников. Л… 1940.
Скорик, 1957 — Скорик П. Я. Устное творчество народов Северо-Востока Азии — «На Севере дальном», Магадан, 1957.
Скорик, 1970 — Скорик П. Я., Антропонимические процессы у малых народностей Севера, — «Антропонимика». М., 1970.
Стебницкий, 1941 — Стебницкий С. Н… Корякский исторический фольклор и зарождающаяся корякская литература, 1941 (рук.), — Архив ИЭ АН СССР, ф. K-I. on. I. № 175.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки"
Книги похожие на "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Автор неизвестен - Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки"
Отзывы читателей о книге "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки", комментарии и мнения людей о произведении.