Автор неизвестен - Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки"
Описание и краткое содержание "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — первая широкая публикация сказок и мифов народов Чукотки и Камчатки, сопровождаемая фольклористическим предисловием и комментариями.
В сборник включены мифы, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки азиатских эскимосов, чукчей, кереков, коряков и ительменов.
В конце издания помещена этнографическая справка об этих народах, дан словарь географических названий, непереводимых слов и терминов, употребленных в сказках и мифах.
Сборник рассчитан на взрослого читателя.
Сост., предисл. и прим. Г. А. Меновщиков
— Здравствуй, Кайнывилю! Это ты тот самый Кайнывилю, о котором мне говорили?
Кайнывилю сказал:
— Да, это я и есть.
— Куда это вы отправились вдвоем?
— Да недалеко. Вниз по реке идем. Веселья ищем!
— Ну ладно, я тоже вместе с вами пойду!
— Вот и хорошо! Веселее будет.
Пошли втроем вниз по реке. Идут. Опять Кайнывилю видит — движется впереди целая приречная тундра. Приблизилась. Вышел оттуда еще один тундровый великан.
— Здравствуй, Кайнывилю, известный силач!
— Да, это я, Кайнывилю. Только не силач я.
А великан, несущий приречную тундру, сказал:
— Ну ладно, возьмите и меня в товарищи. Вместе с вами пойду.
Кайнывилю сказал:
— Вот хорошо, вчетвером веселее.
Шли, шли. Увидели домище, такой большой, как утес. Кайнывилю сзади идет. Подошли великаны к дому, сказали:
— Кайнывилю, вот наш дом.
Оказывается, эти великаны — братья. Говорят ему:
— Ну, пойдем к нам.
Вошли. В доме четыре постели, застланные медвежьими шкурами. Кайнывилю тяжело ступает по полу. Половицы так и трещат! Сердится, наверное, потому что постели из медвежьих шкур. Нарочно посильнее ступает.
Увидели великаны, что Кайнывилю поломал половицы. Сказали ему:
— Эй ты, негодник Кайнывилю! Зачем ломаешь половицы?
Кайнывилю говорит:
— Вот ведь! Я не нарочно ломаю. Сами ломаются. Может, дерево совсем прогнило.
Великаны сразу замолчали.
Кайнывилю взял и лег на ту постель, хозяина которой не было. Правда, товарищи сказали ему:
— Не ложись туда. Это нашего хозяина постель.
А Кайнывилю им:
— Разве можно так плохо с гостем разговаривать?
А те отвечают:
— Мы так говорим, потому что очень наш хозяин страшен.
— Ладно, придет хозяин, я сразу встану!
Стали разговаривать. Спрашивают Кайнывилю, откуда он, куда шел.
Вечер наступил. Услышали — конь ржет. Это хозяин приехал. Выглянул Кайнывилю наружу — ой, какой огромный человечище! А конище-то весь красный, из пасти огонь вырывается. Привязывает хозяин коня и сам с собой разговаривает:
— Ого, Медвежьим ухом пахнет! Может, Кайнывилю пришел?
А Кайнывилю все слышит. Привязал хозяин коня, вошел, увидел — все половицы поломаны, а на его постели Кайнывилю лежит. Рассердился хозяин, даже «Здравствуй!» не сказал, а закричал сразу:
— Кайнывилю, уходи с моей постели!
А Кайнывилю даже не сел. Как лежал, так и лежит. Тут хозяин сказал:
— Ну-ка, вставай, проклятый Кайнывилю! А не то я тебя поколочу!
Кайнывилю говорит:
— Ну и ну, друг! Первый раз увидел, а сердишься!
Подошел ближе хозяин, сказал:
— Если не встанешь сейчас же, хорошенько тебя потреплю!
Кайнывилю говорит:
— Ну, это твое дело!
Бросился хозяин на Кайнывилю. Сел Кайнывилю, на ноги поднялся. Да как ударит хозяина левым кулаком в правое ухо. Хозяин и упал. Как будто его топором ударили. А Кайнывилю опять на постель сед. Тут другие товарищи закричали:
— Зачем бьешь нашего хозяина?!
Кайнывилю им:
— Он первый на меня бросился, а мы еще и познакомиться с ним не успели.
Тогда самый старший великан тоже на Кайнывилю набросился. Кайнывилю и его так же сильно ударил. Свалился тот прямо на своего товарища. А Кайнывилю опять сел. Тут на него еще один великан бросился. Рассвирепел Кайнывилю, потому что ведь он настоящей медведицы сын. Сила и сердце у него медвежьи.
Наконец последний великан на Кайнывилю бросился, потому что все равно один остался. И его Кайнывилю крепко ударил, упал тот, а Кайнывилю его еще и ногой придавил. Вышел из дома один и сказал:
— Может, никого и нет сильнее меня? Вон я каких великанов — величиной с сопку перебил.
Пошел дальше вниз по реке. Говорит:
— Может быть, еще что-нибудь интересное увижу.
Идет, идет. Вдруг видит — впереди земляночка дымит. Подошел он к земляночке. Вошел в дом. Там старичок сидит. Увидел Кайнывилю, воскликнул:
— Здравствуй, Кайнывилю! Откуда взялся? Ты ведь и есть тот самый Кайнывилю, о котором рассказывают?
— Это как раз я и есть!
Стал старик спрашивать:
— Откуда и куда идешь?
Кайнывилю сказал:
— Я из своего дома, с верховьев реки иду. Просто так иду, забавы ищу.
Старик говорит ему:
— Может, видел здешних великанов?
— Видел. Вместе с ними до их дома дошли.
Старик ему:
— А сейчас где они?
— Я их в доме оставил. Очень сильно мы подрались.
— Почему же вы подрались?
Кайнывилю говорит:
— Пришли мы в их дом. Вошли. Наступил я на половицу, а она ломается. Товарищи мне говорят: «Зачем ломаешь половицы?» А я им отвечаю: «Дерево, наверное, гнилое, вот половицы и ломаются». Были там четыре постели. Сел я на пустую постель. А товарищи мне говорят: «Зачем же туда сел? Это чужая постель». Я спросил: «Чья это постель?» Они сказали: «Это нашего хозяина». Я говорю им: «Почему мне нельзя на нее сесть?» — «Потому что хозяина боимся. Он нас очень ругать будет». Я сказал: «Ну хорошо, как-нибудь обойдется». И тут стали мы разговаривать. Спрашивают меня великаны, откуда я. Я им свою жизнь рассказал. А вечером вдруг конище заржал. Выглянул наружу; а конище весь красный, из пасти огонь вырывается. Слышу — хозяин сам с собой говорит: «Кажется, Медвежьим ухом пахнет. Может, Кайнывилю пришел?» Ишь ведь — нюхом меня учуял! Потом вошел, сразу увидел — половицы сломаны. И на меня посмотрел. Даже «Здравствуй!» не сказал, ругаться начал. Говорит: «Зачем ты, проклятый Кайнывилю, поломал половицы? И зачем на чужую постель лег?» А я ему говорю: «Какой ты плохой! И познакомиться не успели, а ты ругаешься». Так он еще раскричался: «Ну-ка, вставай с постели! А если не встанешь, побью!» Я говорю ему: «Ну, как хочешь». А сам лежу на постели, не встаю. Бросился он на меня. Только тогда я сел. Начал он меня бить, ну я размахнулся и ударил его в правое ухо. Тут и другие разозлились, стали на меня по одному наскакивать. Кто ни подойдет, я того и ударю. Всех перебил и вот к тебе пришел.
А оказывается, тот старичок был отцом великанов. Старичок говорит ему:
— Ну, Кайнывилю, очень ты силен и ходить тоже горазд. Никогда не оплошаешь. Хорошо бы тебе жениться.
Кайнывилю говорит:
— Где же найти хорошую жену?
Старик отвечает:
— Правда, тебе особенная невеста нужна, такая же сильная, как ты.
Замолчал Кайнывилю, задумался. А старик и говорит:
— Знаю я как раз для тебя невесту. Есть в тундре красивая женщина, только она внутри сопки сидит.
Кайнывилю говорит:
— А ты как ее видел?
Старик отвечает:
— Я на эту сопку забирался. Там наверху есть дыра. Я в эту дыру заглядывал. Очень красивая женщина!
Кайнывилю сказал:
— Как же до нее добраться?
А старик говорит:
— Я придумал. У меня есть большой ремень. Вот я тебя на нем и спущу. Ты эту женщину ремнем обвяжешь. А я вытащу ее. Потом опять ремень спущу я тебя самого вытащу.
Кайнывилю спросил:
— А далеко ли эта сопка?
— Близко.
— Ну ладно, пойдем!
Взяли ремень, отправились. Пришли к сопке. Взобрались на нее. Правда, увидели в земле отверстие. Заглянул Кайнывилю в дыру. Ничего в темноте не видно. Говорит он старику:
— Что же это ничего не видно?
Старик говорит:
— Может, куда в сторону отошла — там у нее очень просторно. Давай-ка, спускайся вниз! Может, найдешь, А если не найдешь, назад тебя вытяну, чего одному в пустом доме делать?
Что ж, согласился Кайнывилю. Говорит:
— Ну давай, спускай меня на ремне!
Обвязал старик Кайнывилю ремнем под мышками, начал Кайнывилю в дыру спускаться. Только повис на ремне, старик обрезал ремень, и полетел Кайнывилю вниз. Долго летел, наконец упал. Посмотрел вверх, дырка над головой чуть-чуть виднеется, как будто тьму кто иглой проколол.
Обманул, оказывается, старик Кайнывилю. Решил убить его, потому что Кайнывилю его сыновей погубил.
Ходил, ходил Кайнывилю под землей, как ни искал — нет нигде выхода. Вернулся к тому месту, над которым белый свет виднелся. Стал кричать:
— Эй! Эй! Достаньте меня!
Никто не откликается. Живет Кайнывилю под землей день, живет два. Стал без еды слабеть. Хорошо еще, что он — медведечеловек, а будь просто человек, давно бы с голоду помер.
Вот раз стоит он под дырой, думает и говорит сам себе: «Видно, помирать придется. А ведь говорил мне отец: „Не уходи далеко, поскорее возвращайся". Не послушался я отца, ушел далеко. Вот и попал в беду».
Вдруг чей-то слабенький голосок сверху послышался:
— Здравствуй, Кайнывилю! Что это ты там под землей делаешь?
Испугался Кайнывилю. Даже сначала не откликнулся. Только вверх на светлое пятнышко посмотрел. А там ничего не видно. Вдруг опять раздался тот же голос. На этот раз ответил Кайнывилю:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки"
Книги похожие на "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Автор неизвестен - Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки"
Отзывы читателей о книге "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки", комментарии и мнения людей о произведении.