Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
восток, который есть также путь на запад. Положительное и
отрицательное, следовательно, существенно обусловливаются друг другом и
существуют лишь в своем соотношении друг с другом. Северный полюс
в магните не может быть без южного и южный не может быть без
северного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется
в одном куске северный полюс, а в другом южный. Точно так же и
в электричестве положительное и отрицательное электричества не
суть два различных, отдельно существующих флюида. Вообще в
противоположности различное имеет, в качестве противостоящего себе, не
только некое иное, но свое иное. Обычное сознание рассматривает
различенные как равнодушные друг к другу. Говорят так: я — человек, а
вокруг меня—воздух, вода, животные и вообще иное. Все здесь раздельно,
одно вне другого и без связи с ним. Но философия имеет своей целью
изгнать безразличие и познать необходимость вещей, по которой
иное выступает как противостоящее своему иному. Так, например,
неорганическая природа не должна рассматриваться только как нечто
иное, чем органический мир, но должна рассматриваться также и как
его необходимое иное. Они находятся в существенном соотношении
друг с другом, и одно существует лишь постольку, поскольку оно
исключает из себя другое и именно через это соотносится с ним. Точно
так же природа не существует без духа и дух без природы. Мы вообще
делаем очень важный шаг вперед, когда мы в области мысли перестаем
говорить: возможно еще и иное. Говоря таким образом, занимаются
случайным, истинное же мышление, как было замечено выше, есть
мышление о необходимом. — То, что новейшее естествознание
пришло к признанию противоположности, воспринимаемой нами
ближайшим образом в магнетизме как полярность, чем–то прохо-
206
дящим красной нитью через всю природу, всеобщим, законом
природы, — это мы, без сомнения, должны признать существенным
шагом вперед в науке; но можно было бы вместе с тем требовать, чтобы
наряду с противоположностью не продолжала без дальнейших
околичностей пользоваться признанием голая разность. Так,
например, цвета то справедливо рассматриваются как противостоящие
друг другу в полярной противоположности (как так называемые
дополнительные цвета), то затем цвета: красное, желтое, зеленое
и т. д., снова рассматриваются как безразличные друг к другу и как
чисто количественные различия.
Прибавление 2–е. Вместо того, чтобы говорить согласно закону
исключенного третьего (который есть закон абстрактного рассудка),
мы скорее должны были бы сказать: все противоположно. И в самом
деле нигде — ни на небе, ни на земле, ни в духовном мире, ни в мире
природы — нет такого абстрактного или—или, как это утверждает
рассудок. Все где–либо существующее есть некое конкретное и,
следовательно,некое внутри самого себя различное и противоположное.
Конечность вещей и состоит в том, что их непосредственное наличное
бытие не соответствует тому, что они суть в себе. Так, например, в
неорганической природе кислота есть в себе вместе с тем и основание, т. е.
ее бытие состоит лишь в ее соотнесенности с другим. Но это же означает,
что кислота не есть нечто спокойно пребывающее в противоположности,
а стремится к тому, чтобы положить себя как то, что она есть в себе.
Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно
говорить, что противоречие нельзя мыслить. Правильно в этом
утверждении лишь то, что противоречием дело не может закончиться и что оно
(противоречие) снимает себя само через себя. Но снятое противоречие
не есть абстрактное тожество, ибо последнее само есть лишь одна
сторона противоположности. Ближайший результат положенной как
противоречие противоположности есть основание, которое содержит
в себе, как снятые и низведенные лишь к идеальным моментам, и
тожество, и различие.
§ 120.
Положительное есть то различенное, которое должно быть
самостоятельно и вместе с тем не должно оставаться безразличным к своему
соотношению со своим иным. Отрицательное должно не менее
самостоятельно быть отрицательным соотношением с собою, быть для себя,
но вместе с тем оно, как отрицательное, необходимо должно иметь это
УЧЕНИЕ 0 СУЩНОСТИ
207
свое соотношение с собою, свое положительное, лишь в ином. Оба,
следовательно, суть положенное противоречие, оба суть в себе одно и то же.
Оба суть одно и то же также и для себя, так как каждое из них есть
снятие другого и самого себя. Они оба поэтому погружаются в
основание (на нем. яз. игра слов gehen zu Grunde: идут ко дну, погибают,
и идут к основанию), или, иначе говоря, существенное различие, как
различие в себе и для себя, есть непосредственно лишь отличие себя от
самого себя, содержит в себе, следовательно, тожественное; к такому
полному в себе и для себя сущему различию принадлежит,
следовательно, как само оно, так и тожество. — Как соотносящееся с собою
различие, оно уже провозглашено также и как тожественное с собою,
и противоположное есть вообще то, что содержит внутри самого себя
одно и его иное, себя и свое противоположное. Внутри–себя–бытие
сущности, определенное таким образом, есть основание.
в) Основание.
§ 121.
Основание есть единство тожества и различия, оно есть истина
того, чем оказались различие и тожество, рефлексия внутрь себя,
которая есть столь же и рефлексия в иное, и наоборот. Оно есть
сущность, положенная как целостность.
Примечание. Закон основания гласит: все имеет свое достаточное
основание, т.е. истинная существенность нечто не состоит ни в
определении нечто как тожественного с собою, ни в его определении как
различного, ни в его определении как только положительного или
только отрицательного, а состоит в том, что нечто имеет свое бытие
в некоем другом, которое, как его тожественное с собою, есть его
сущность. Последняя также есть не абстрактная рефлексия внутрь
себя, а рефлексия в другое. Основание есть внутри себя сущая
сущность, сущность есть существенным образом основание, и она есть
основание лишь постольку, поскольку она есть основание нечто,
основание некоего иного.
Прибавление. Если мы говорим об основании, что оно есть
единство тожества и различия, то под этим единством не следует понимать
абстрактного тожества, так как в таком случае у нас получилось бы
лишь другое название, а на деле — снова лишь то же самое
рассудочное тожество, неистинность которого нами уже познана. Чтобы преду-
208
предить это недоразумение, можно поэтому также сказать, что
основание есть не только единство, но точно так же и различие тожества и
различия. Основание, которое сначала обнаружилось перед нами как
снятие противоречия, является, следовательно, как новое
противоречие. Но, как таковое, оно не спокойно пребывает внутри себя, а скорее
отталкивает себя от самого себя. Основание есть основание лишь
постольку, поскольку оно обосновывает, но то, что произошло из
основания, есть лишь оно же само, и в этом заключается формализм
основания. Содержание обоснованного и основания одно и то же, и
различие между ними есть лишь различие формы между простым
соотношением с собою и опосредствованием, или положенностью. Когда мы
спрашиваем об основаниях вещей, мы стоим вообще на уже раньше
(§ 112, прибавление) упомянутой точке зрения рефлексии; мы желаем
видеть вещь как бы удвоенна: во–первых, в ее непосредственности и,
во–вторых, в ее основании, где она больше уже не непосредственна.
В этом и заключается простой смысл так называемого закона
достаточного основания, который высказывает лишь то, что вещи должны
существенно рассматриваться как опосредствованные. Формальная
логика дает установлением этого закона мышления дурной пример
другим наукам, поскольку она требует, чтобы они не признавали своего
содержания непосредственно, между тем как она сама устанавливает
этот закон, не выводя его и не показывая его опосредствования.
С таким же правом, с каким логик утверждает, что наша способность
мышления так уж устроена, что мы относительно всего принуждены
спрашивать об основании, — с таким же правом мог бы медик на
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.