Александр Свечин - Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый"
Описание и краткое содержание "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый" читать бесплатно онлайн.
Труд А. Свечина представлен в двух томах. Первый из них охватывает период с древнейших времен до 1815 года, второй посвящен 1815–1920 годам. Настоящий труд представляет существенную переработку «Истории Военного Искусства». Требования изучения стратегии заставили дать очерк нескольких новых кампаний, подчеркивающих различные стратегические идеи. Особенно крупные изменения в этом отношении имеют место во втором томе труда, посвященном новейшей эволюции военного искусства. Настоящее исследование не ограничено рубежом войны 1870 года, а доведено до 1920 г.
Работа рассматривает полководческое искусство классиков и средневековья, а также затрагивает вопросы истории военного искусства в России.
216
Самые опасные проявления недисциплинированности не в солдатской массе, а на вершинах командного состава. Революция, подчеркнув гильотиной жесточайшую ответственность старших начальников за невыполнение поставленных им задач, сразу покончила с отсутствием дисциплины среди французских генералов, губившим в Семилетнюю войну все операции, и, начав оздоровление сверху, создала предпосылку для постепенного наращения порядка в армии.
217
Линейный боевой порядок широко пользовался для эволюции взводной разомкнутой колонной, а сомкнутую колонну допускал только как переходную форму, при развертывании фронта к голове движения.
218
Liskenne et Saúvan. Bibliothèque militaire, том V, труд Гибера об артиллерии 1770 г. Дальность действительного огня определялась Гибером (стр. 446) ядром 4 фунтов в 350–400 сажен, 8 фунтов в 400–450 сажен, картечью — до 150 сажен 4 фунтовой пушки и до 200 сажен — 8 фунтовой пушки. При применении более крупной картечи, сторонником коей был Наполеон, дальность картечного выстрела еще возрастала.
219
Командующие армиями германского театра доносили в 1796 году о невероятном росте грабительства среди солдат, живших исключительно местными средствами и не получавших жалованья: солдаты угрожали и даже стреляли в офицеров, пытавшихся пресекать грабеж. То же происходило и в Италии, в геройской армии Бонапарта; Милан, встретивший французов с ликованием, через неделю был уже в отчаянии. Бонапарт писал Директории: «мне стыдно командовать такой шайкой разбойников».
220
Colonel Vachee. Napoléon en campagne. — Paris, 1913, стр. 159.
221
Бонапартистские методы воздействия на массы хорошо вырисовываются в мемуарах маршала Второй Империи Кастелана, усвоившего уроки Наполеона I.
222
Когда Наполеону приходилось посылать из Парижа приказы Массене в Испанию, то приказы иногда доходили только через 2 месяца, в виду необходимости курьеру следовать с солидным военным прикрытием.
223
Сказанное относится даже к лучшей карте (Петри) Саксонии — очень, культурной и густозаселенной страны, театра многочисленных походов. Как приходилось распоряжаться по такой карте, видно из следующего приказания (Иенская операция), написанного начальником штаба императора, Бертье, маршалу Сульту: «Бивак у Кестрица 13 ок. 1806 г. 11 ч. 30 м. утра. Господин маршал, Император приказывает двум вашим дивизиям расположиться на ночлег в селении Кестриц, довольно значительном населенном пункте, на дороге в Иену, где ответвляется другая дорога на Наумбург. Селение Кестриц находится в 3-х лье от Геры, между ними лежит Лангенбург. Я должен обратить Ваше внимание, что это селение нанесено на карту Саксонии, но не подписано, оно находится в 3-х лье по дороге из Геры в Иену, по которой следует Император». Затруднение Бертье объясняется тем, что на карте нет дороги, по которой Сульт и император двигаются в Иену, а найти Кестриц на карте даже после этого длинного описания очень нелегко. (Vaschée. Napoléon en campagne, стр. 214–215 и приложение — карта).
224
Giehrl. Der Feldherr Napoleon als Organisator, стр. 106.
225
О генеральном штабе во Франции XVIII в. исчерпывающий труд, по архивным данным: Leon Hennet. Regards en Arrière. L etat major. — Paris. 1911, стр. 299. Генеральный штаб составил в 1766 г., когда он был основан, военно-географические описания пограничных районов, следил за иностранными армиями, вел в мирное время тайную разведку, даже занимался чем-то в роде военной игры в армейском масштабе. Однако, представления об оперативном сотрудничестве с начальником не выработалось.
226
Презрение Наполеона к генеральному штабу видно хотя бы из его приказа от 2 июня 1812 года, в гор Вильне: офицерам генерального штаба и жандармам наблюдать за зарытием трупов павших лошадей и нечистот как в самом городе Вильне, так и в окружности на 8 верст от города. Такая задача в момент начала величественной кампании, требовавшей серьезнейшей оперативной работы! (Бонналь. Виленская операция, русский перевод., 1909 г, стр. 54).
227
Наполеон придавал подвижности войск огромное значение. Фридрих Великий строил каналы, чтобы облегчить подвоз продовольствия войскам, а Наполеон проводил подобные римским дорогам шоссе, чтобы во всякое время года обеспечить быструю переброску войск. Ускорение маршей вдали от противника достигалось частичной посадкой пехоты на подводы, для армии это был почта нормальный способ передвижения в район развертывания.
228
Это был перевод Бонапартом боевых действий с количества на качество. Вследствие громадных потерь в командном составе при столкновениях на гатях последние были названы офицерскими сражениями.
229
Такое отсутствие положительной цели в бою является нормальным у всякой колонны, атакованной на фланговом марше, и Бонапарт этим гениально воспользовался. Альвинчи, желавший пройти на запад в Верону, на соединение с Давидовичем, и вынужденный драться в болотах фронтом на юг, играл безвыигрышную партию.
230
Выбор итальянского театра сделан потому, что на германском театре командовал Моро, который вышел бы в отставку, если бы у него отняли главнокомандование, что, по политическим соображениям, было нежелательно.
231
Эрцгерцог Карл считал военную подготовку Австрии недостаточной и потому противился объявлению войны. Мак и раньше зарекомендовал себя неудачным генералом. В 1805 г он высказался за возможность успешной борьбы с Наполеоном, и потому оказался поддержанным английским влиянием и партией войны, и получил, несмотря на свою засвидетельствованную неспособность, самый ответственный пост.
232
Вопросам о характере управления Наполеона в Ульмской операции посвящена статья Леера «Безыдейность» в труде Стратегия в трудах военных классиков, т II, стр. 280–284.
233
Вейротер выполнял во время второй половины итальянского похода Суворова 1799 г. должность начальника штаба Суворова и получил от него превосходную аттестацию.
234
Эрцгерцог Карл наиболее успешно действовал в 1796 году, когда он отбросил из Германии армии Моро и Журдана, и в 1799 г., когда ему удалось вновь разбить Журдана. Будучи поклонником полководческого таланта Наполеона и поставленный, после разгрома 1805 г., во главе австрийской армии для ее реорганизации, эрцгерцог Карл начал пересаживать на австрийскую почву многие стратегические, тактические и административные приемы, выработанные французской революцией: ландвер, т. е. применение воинской повинности для формирования полумилиционных частей, маневрирование не общим боевым порядком, а отдельными корпусами, бой за местные предметы, рассыпной строй, рассредоточенный ночлег по квартирам, новые приемы воспитания войск. Войну 1809 г. он мыслил, как общенациональное немецкое движение против Наполеона.
Для подготовки австрийской армии к этой войне эрцгерцог Карл издал проникнутые новым духом уставы. Заботясь о том, чтобы новые идеи были выражены сильным языком, эрцгерцог Карл привлек к редактированию уставов знаменитого поэта Шиллера. Однако, для успешного развития новых форм военного искусства старорежимной австрийской монархии, не хватало политических предпосылок, выдвинутых французской революцией. Да и сам эрцгерцог Карл, несмотря на свои новаторские идеи и преклонение перед Наполеоном, по характеру был человеком, постоянно оглядывающимся назад. Его стратегические труды возводят на степень важнейшей добродетели осторожность — заботы об обеспечении базы и операционной линии на первом плане; он уделял преувеличенное внимание географическому элементу. Его операции, задуманные часто с истинно полководческим размахом, в исполнении ограничивались постоянной оглядкой, недостатком дерзости, необходимой для проложения нового пути. Под впечатлением неудач в пятидневном бою, при отходе от Регенсбурга, эрцгерцог пожертвовал многими заимствованиями у французской революции; войска снова начали бивакировать в составе целой армии с подравненной передней линейкой, с производством общей зори и подъема и прочим. Энтузиазм многих офицеров, выросших в старой школе, при этом возвращении главнокомандующего к идеям линейной тактики, был велик. Первая переправа Наполеона через Дунай была отбита в сражении под Асперном — Эслингеном — с потерей французами свыше 20 тыс. убитыми и ранеными — вернувшейся в лоно старого режима австрийской армией, покончившей со своим революционным маскарадом. Жизнеописанию Карла посвящена монография: Oskar Kriste. Erzherzog Carl. — Wien. 1912 г. 3 тома 552, 635, 578 стр. Его труды — «Стратегия в трудах военных классиков», т. II, стр. 65–98.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый"
Книги похожие на "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Свечин - Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый"
Отзывы читателей о книге "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый", комментарии и мнения людей о произведении.