Александр Свечин - Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый"
Описание и краткое содержание "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый" читать бесплатно онлайн.
Труд А. Свечина представлен в двух томах. Первый из них охватывает период с древнейших времен до 1815 года, второй посвящен 1815–1920 годам. Настоящий труд представляет существенную переработку «Истории Военного Искусства». Требования изучения стратегии заставили дать очерк нескольких новых кампаний, подчеркивающих различные стратегические идеи. Особенно крупные изменения в этом отношении имеют место во втором томе труда, посвященном новейшей эволюции военного искусства. Настоящее исследование не ограничено рубежом войны 1870 года, а доведено до 1920 г.
Работа рассматривает полководческое искусство классиков и средневековья, а также затрагивает вопросы истории военного искусства в России.
112
Лен — тимар, ленник — тимарли.
113
От пиаде происходит и слово пионер (сапер).
114
Султан происходит от корня «твердый» и имеет приблизительное значение императора.
115
Это слово, сделавшееся на Западе наименованием роты, происходит от латинских слов хлеб и товарищ и означает собственно сотрапезники.
116
«Ротная война» интересно освещена в статье профессора Ковиль, посвященной знаменитому предводителю банд Арно-де-Серволь L' armeé a travers les âges, т. II, стр. 45–81.
117
Первый налог был установлен только на 1 год в размере 1 200 000 ливров. В дальнейшем Карл VII повысил своей властью налог до 1 800 000 ливров.
118
Quarre de Verneuil. L’armée en France depuis Charles VII jusqu a la révolution. — Paris, 1880, стр. 92–93; Lоuis Tuetey. Les officiers sous l’ancien régime, стр 52–53.
119
«Многие безбожными устами говорят, что хоть дьяволу из-за денег сложить готовы. И что они солдаты служат за деньги, а не за веру, и молвят, вера здесь, вера там». «Где большие проклинания и божбы, объядения и пьянства, блядства, зерни, своры, вражды и плясания, злых, бездельных и мерзких слов, и жен бесчестят и всякую неправду делают. И смеют говорить, что такие меры в военном обычае не грешны и ратным людям позволены, потому что они не чернецы в монастыре». (Учение о хитростях ратного строения пехотных людей, стр. 26–27).
120
«Не всегда башни или палаты деньгами насыпаны бывают. Первое, они от себя отгоняют всех высоких урядников, при которых жити и умерети они клятву свою дали. И избирают сами меж собой полковников и капитанов, и прапорщиков, и иных урядников. И который меж ими самый пущий преступник клятвы и вор и тот у них самый большой капитан. И поемлют грады и крепости. И тут ценят и наметы кладут на подданных сколько им возможно на несколько милий». (Ibidem, стр. 50).
121
Регимент, т. е. полк, филологически означает «режим, правление».
122
Фельдфебель происходит от корня Vebel — «ткацкий уток». По филологическому происхождению фельдфебель означает лицо, которое бегает, суетится, наводит порядок, находится в движении.
123
В XVI веке у ландскнехтов часто имелся в роте «амбозат», у других наемников «гемейндефебель» — нечто вроде выборного младшего офицера, который должен был защищать интересы солдат роты перед офицерами, быть солдатским «папашей»; ландскнехты клялись, в случае угрожающих амбозату недоразумений, стоять всем за него, как один. В военной литературе с начала XVII века настойчиво высказывалась мысль о вреде института амбозатов, этих готовых адвокатов солдатского бунта. К началу XVIII века амбозат на Западе исчезает, но Петр Великий переносит его функции в Россию, в создаваемую им армию, на прапорщика. Мы не только не видим в этом какой-либо заслуги Петра Великого, но рассматриваем это установление Петра Великого, как недоразумение, основанное на слишком поверхностном знакомстве с состоянием военного дела на Западе.
124
Фельдмаршалом первоначально называлось лицо в полку, ведавшее конюшней, лошадьми, седлами, упряжью.
125
Louis Tuetey. Les officiers sous l’ancien régime, стр. 48–50.
126
«Они вьяв чинят лукавые смотры. Полевой воевода или генерал, когда по ротам и региментам чает, что у него с пятьдесят или шестьдесят тысяч, даже у него конных и пехотных людей и половины нет». (Учение о хитростях ратного строения пехотных людей, стр. 40).
127
«Когда ныне регимент ратных людей нанимает трех тысящь голов, и тут тотчас объявится счетыре тысячи…» (публичных женщин). (Ibidem, стр. 23).
128
«А злой вор капитана на поединок вызывает, а говорит, ты де мужик, урядник мой был, а ныне нет, и не лучше ты мене. И ныне де фунт поганых волосов стоит фунта хлопчатой бумаги». («Умение о хитростях ратного строения», стр. 52). В случае наложения на солдата взыскания, он грозил уряднику: «сему войску не сто лет быти». (Ibidem, стр. 53).
129
«Наши солдаты, которые по деревням ходя кормятся возьмут с собой мальца подва и потри и почетыре и покаместа солдат сам с христианином стоит и говорит, и те ребята в то время под поветью или инде за курами лазят А чтобы христианам не приметно было всякое они иными имена называют, и то у них красная великая речь слывет. Куру они быком называют. Утя, немецким государем. А гусь, копченой селдию. А поймати говорят распросити. Копченую сельдь распросити, то гуся поймати. А петлю, чем курицу ловят, называют региментом» (Ibidem, стр 51).
130
Макиавелли очерчивал и положения стратегии сокрушения, не останавливаясь на диалектическом противоречии между измором и сокрушением.
131
Проф Р. Виппер. «Новая История», стр. 68, 139, 140. Карл Маркс определял протестантство, как буржуазную форму христианства. (Капитал, т. I, стр. 41. Перевод под ред. П. Струве (в советском изд. 1923 г. — стр. 39).
132
Werner Sombart. Studium zur Entwickelungsgeschichte des modernen Kapitalismus, т. II (Krieg und Kapitalismus).
133
Max Iähns. Geschichte der Kriegswissenschaften., т. II, стр. 1632.
134
Во Франции шево-лежерами скоро стали называть все конные части, комплектовавшиеся не из дворянского класса. Социальное деление оказалось сильнее тактического; шево-лежерами называли армейские кирасирские полки, но в эту категорию не входили гвардейские драгуны (мушкетеры).
135
Монлюк очень хвалит рейтар за то, что их когда бы то ни было трудно захватить врасплох. Commentaires de messire Blaise de Monluc, maréschal de France. — Paris. 1594. Стр. 562 (оборотная).
136
Команды для поддержания дисциплины так же ценны, как алфавит для науки. Китайцы, изобретшие иероглифы вместо букв, установили у себя такие же иероглифические команды, со звездами, драконами и прочими символами. Команда (средневековая) для построения змейками по пяти гласила по-китайски, примерно, так «пять тигров выходят из леса, готовые наброситься на свою добычу». Мы обязаны античному миру и рационализмом наших команд.
137
«Государь его чает, что имеет искусного извычного копейщика или мушкетника, иже он едва последнего деревенского детину разумеет и тот его прибыльнее, потому что деревенский мужик, когда с молотилом своим вряду стоит и он товарища своего, который перед ним, не зашибет, а бьет, куды ему надобно, потому что он тому извычен». (Учение о хитростях ратного строения пехотных людей, стр. 40–41). Вальгаузен говорит здесь о солдатах-хвастунах, которые заявляли, что все знают и не хотят знать на службе никаких учений. — Мушкет требовал, действительно, очень искусного обхождения (99 приемов при заряжении), так как приходилось заряжать, имея 2 зажженных фитиля — в руке и на курке; многочисленны были случаи преждевременных выстрелов, особенно у необученных мушкетеров.
138
Не следует, однако, преувеличивать количество человеческого материала, оказавшегося в распоряжении шведских королей Густав-Адольф мог рассчитывать в течение 30-летней войны получать ежегодно 10 тысяч солдат на укомплектование. В последнюю мировую войну такое количество представляло бы однодневную потребность каждой из сторон, но в XVII веке это являлось источником огромной мощи. Оно, разумеется, явилось бы недостаточным при попытке осуществить стратегию сокрушения.
139
Иногда, когда приходилось занимать более широкий фронт, и чтобы заполнить образовавшийся опасный промежуток, шведская пехота перестраивалась и в 3-шереножный строй.
140
После сражения под Люценом (1632 г) тактика шведской кавалерии усваивается другими армиями, первым последователем явился Валленштейн.
141
Густав-Адольф стремился не столько помочь протестантам, сколько обеспечить шведские интересы прочным захватом Померании.
142
На русском языке — только устарелый труд Пузыревского «Записки но истории военного искусства в эпоху 30-летней войны», 1883 г.
143
Кличка «круглоголовые» привилась за сторонниками парламента потому, что группы молодых людей, записываясь в начале войны в парламентскую армию, стриглись наголо и давали обеты не оставлять ряды войск прежде, чем у них не отрастут волосы. Это было очень долго для англичан, отбывавших феодальную военную повинность не дольше 20-ти дней.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый"
Книги похожие на "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Свечин - Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый"
Отзывы читателей о книге "Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый", комментарии и мнения людей о произведении.