» » » » Юрий Владимиров - Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942


Авторские права

Юрий Владимиров - Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Владимиров - Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Владимиров - Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942
Рейтинг:
Название:
Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-9524-4843-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942"

Описание и краткое содержание "Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942" читать бесплатно онлайн.



Война зенитчика Юрия Владимирова оказалась короткой. Вместе с 250 тысячами красноармейцев и командиров он попал в плен под Харьковом в мае 1942 года. Только единицам из них удалось выжить и рассказать о подробностях трагедии. Книга Ю. Владимирова представляет собой точный и захватывающий рассказ о последних предвоенных годах, подготовке в учебной части, трудовом фронте. Поразительная наблюдательность автора позволяет подробно представить быт и дух того времени.

Мы привыкли читать о войне героической, многодневной и многотрудной. А автор из тех, кто в первые дни войны не доехал до фронта и погиб в разбомбленных эшелонах, из наскоро обученных красноармейцев, брошенных командованием и попавших в плен или убитых в первом бою. Именно на них приходилась львиная доля потерь Красной армии в начальный период войны.






В столовой всегда царили страшный шум и ругань, было тесно и очень много толчеи. В ее зале, имевшем низкий потолок, осенью и зимой стоял густой пар в виде тумана.

Почти все бойцы и младший командный состав в полку были полуголодными и мечтали досыта наесться. Многие из них в основном по той же причине хотели, чтобы поскорее их направили на фронт, полагая, что там кормить будут лучше и, кроме того, будут давать ежедневно «боевые» сто граммов водки. Утолить голод можно было, купив по большой цене дополнительную пищу за свои деньги, но для этого требовалось выйти в город, что было запрещено.

На территории стадиона мне с моими друзьями из Москвы пришлось побывать в наряде на кухне и в столовой два раза. В последний раз я и Женя Майонов возвратились из этого наряда, захватив с собой тайно из кухонного склада «плохо лежавшую» там большую рыбину, намереваясь обменять ее у местных жителей при мытье бане в городе на какую-нибудь хорошую еду или продать им свой товар за деньги. Поэтому сразу у себя в казарме мы тайком от товарищей спрятали рыбину. Казалось, очень надежно – на полу, на переднем конце сплошных нар возле стены здания. Но в банный день утром, когда мы ушли завтракать, оставшиеся дежурить в казарме командир четвертого отделения – шустрый старший сержант Василий Алексеев и его напарник каким-то образом нашли нашу рыбину. Когда взвод возвратился с завтрака, Алексеев спросил перед строем у всех, чья же эта очень большая рыба. Мы с Женей испугались и не решились признаться, что она наша, и земляки забрали ее себе. Затем они с другими двумя земляками как-то обменяли в городе эту рыбину на водку, которую тайком вместе и выпили.

Лишь через несколько дней я впервые разговорился с Алексеевым на родном чувашском языке, удивив его тем, что я тоже чуваш, и сказал ему, что он тогда забрал мою рыбину. При этом Алексеев, который был на три года старше меня, очень пожалел, что я раньше не дал ему знать, что мы земляки и соплеменники, и в этом случае «все бы было в порядке». (Забегая вперед, скажу, что я потом служил с Алексеевым в одной батарее и на фронте. А вообще в полку было много и других чувашей, и все они были отличными воинами.)

В своем полку до середины декабря 1941 года мы подробно прошли все приемы строевой подготовки и хорошо изучили различные воинские уставы, включая также устав несения караульной службы. Знание этого устава всеми бойцами любил проверять лично комиссар полка. Так, однажды в глубокую и очень морозную ночь, когда я, стуча ботинками на своих плохо обутых ногах, стоял с винтовкой часовым у склада боеприпасов, к нему стали приближаться из темноты двое лиц. Один из них был хорошо знакомым комиссаром. Но, несмотря на это, я все же громко крикнул: «Стой, кто идет?» И в ответ услышал: «Комиссар полка!» Однако для меня этого было недостаточно, и я, еще раз воскликнув: «Стой, стрелять буду!», вызвал по телефону у двери склада начальника караула. Тот с одним бойцом сразу вышел из караульного помещения, подошел к обоим остановленным мною лицам и уладил дело. На следующий день комиссар полка официально перед строем личного состава бойцов и командиров батареи выразил мне благодарность за «бдительное несение караульной службы».

Но все же основным объектом нашей учебы в полку были зенитные пушки (орудия) и пулемет. При этом наиболее подробно нас обучили военно-учетной специальности номер 13, носившей название «Артиллеристы зенитной артиллерии малого калибра».

В соответствии с указанной специальностью наиболее хорошо мы обучились обращению с автоматической зенитной пушкой образца 1939 года, имеющей калибр 37 (то есть ствол с внутренним диаметром 37 мм). Она имела массу 2100 килограммов, длину в походном положении 5,5 метра и высоту в боевом положении (при угле наклона ствола 85 градусов) 4,2 метра.

В подвижном варианте конструкции эта малокалиберная 37-миллиметровая зенитная пушка размещена на раме, под которой предусмотрены четыре металлических колеса с пневматической резиновой шиной. Благодаря этому данное орудие легко транспортируется грузовой автомашиной, на которой может сидеть таккже боевой (огневой) расчет, или другим средством перемещения. Ствол, механизмы его подъема и опускания под углом, а также поворота по горизонтали и другие устройства пушки расположены на круглой, вращаемой первым наводчиком платформе.

Боевой расчет этой пушки у нас состоял из восьми человек (орудийных номеров): ее командира, двух наводчиков (первого и второго номеров), двух прицельных (третьего и четвертого номеров), заряжающего (пятого номера) и двух подносчиков снарядов (шестого и седьмого номеров). Первый и второй номера находились на пушке, сидя с двух краев ее платформы каждый в своем кресле, снабженном двумя вертикальными штурвалами, вращаемыми вручную. При этом первый номер, вращая оба штурвала, делал наводку пушки по азимуту. Он поворачивал у нее по горизонтали на угол до 360 градусов или обратно всю платформу со стволом. А второй номер обеспечивал таким же образом наводку орудия по углу места цели, то есть своими штурвалами поднимал на угол до 85 градусов и опускал ствол. У обоих наводчиков перед глазами был оптический прицел со стеклом, на котором были нанесены черные штриховые горизонтальная и вертикальная линии, пересекающиеся друг с другом и образующие в центре крестик.

Глядя сквозь прицел на объект, который надлежало обстрелять, наводчики совершали одновременно движения ствола: один по горизонтали, а другой – по вертикали так, чтобы у обоих этот объект оказывался точно в центре крестика на стекле, после чего второй номер нажимал ногой на педаль (гашетку), и пушка стреляла. Однако это происходило только тогда, когда первый наводчик тоже держал свою ногу нажатой на педаль. (Обычно он это делал еще в процессе прицеливания.) Выстрелы можно было делать как одиночные, так и очередями – автоматически.

Третий, четвертый и пятый номера расчета пушки работали на ней, только стоя на платформе. При этом первый прицельный (третий номер) устанавливал на соответствующем приборе на пушке высоту или дальность цели (например, самолета) и скорость ее движения, а второй (четвертый номер), также на своем устройстве – направление перемещения (полета) и угол пикировки (калибровки) цели. Эти данные для стрельбы должен был сообщать обоим номерам громко, в виде команд, находящийся сбоку командир орудия, который имел в своем распоряжении дальномер и другие приборы. (Но в моей практике работы на пушке в фронтовых условиях оба прицельных обходились сами.)

Заряжающий принимал от подносчиков снаряды в гильзах, вложенные в обойму, и закладывал ее в приемник ствола. Устанавливали в приемник несколько обойм, благодаря чему обеспечивалась возможность автоматической стрельбы очередями с интервалом между отдельными выстрелами от 0,33 до 0,5 секунды.

В обойме было от двух до пяти снарядов, которые вне зависимости от их конкретного назначения могли быть либо все трассирующими, либо только один из них таким, показывающим лишь направление и точность полета к цели остальных снарядов. По конкретному назначению (или действию) они были бронебойными, осколочными и зажигательными. Были также комбинированные снаряды: бронебойно-зажигательно-трассирующие и осколочные зажигательно-трассирующие. Для учебных стрельб использовали вспомогательные, так называемые лафетные снаряды.

При всех процессах учебы, и особенно на территории военного городка, стрелять из пушки по-настоящему нам, новичкам, не давали. Предупредили, что во время стрельб и вообще разных взрывов поблизости следует каждому человеку широко раскрыть рот, чтобы от возникающего грохота не лопнули в ушах барабанные перепонки. Рекомендовали также закрывать уши руками. В дальнейшем первую из этих обеих рекомендаций я выполнял уже почти автоматически. В результате учебы я научился выполнять на 37-миллиметровой пушке обязанности всех ее номеров, и особенно – второго и первого. Но практически работать пришлось только вторым номером.

Нас научили, кроме того, обращаться и с другими зенитными орудиями: малокалиберным автоматическим 25-миллиметровым и пушками средних калибров – 76 и 85. Но ни в тылу, ни на фронте иметь с ними дело мне не довелось.

В нашем полку пушки для учебы, а также для отражения возможных и даже случавшихся налетов немецкой авиации на территорию самой воинской части и соседние с ней объекты располагались на поле стадиона. Здесь нас обучили быстро и правильно выкопать в земле (а она тогда была мерзлой) лопатами и ломами огневую позицию для пушки, закатывать орудие на эту позицию и устанавливать его в ней, а также выкатывать пушку из позиции. Еще научили быстро отчехлять и зачехлять ствол и другие части орудия, готовить его к бою, разбирать и собирать вновь отдельные узлы и детали пушки и, главное, пользоваться ими при стрельбе. Обучили чистке ствола пушки банником после стрельб и смазыванию узлов орудия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942"

Книги похожие на "Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Владимиров

Юрий Владимиров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Владимиров - Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942"

Отзывы читателей о книге "Война солдата-зенитчика: от студенческой скамьи до Харьковского котла. 1941–1942", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.