Александр Ферсман - Путешествия за камнем

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путешествия за камнем"
Описание и краткое содержание "Путешествия за камнем" читать бесплатно онлайн.
Книга воспоминаний известного ученого А. Е. Ферсмана о своих экспедициях просто и бесхитростно рассказывает, как автор начал увлекаться камнем, как от простого сбора минералов и пород он перешел к большим научным исследовательским экспедициям, как родилась в нем любовь к камню, превратившись в основной стимул жизни.
И вот к концу второго периода истории завоевания Кольских тундр и болот Комитет по химизации при Совнаркоме Союза и Ленинградский исполком пошли навстречу нашим начинаниям, а историческое постановление Совета Труда и Обороны от 11 сентября 1929 года положило конец недоверию и колебаниям и твердо наметило постройку железнодорожной ветки к месторождению и усиление исследовательских работ.
Этим важнейшим актом правительства был заложен прочный фундамент большого горнопромышленного дела и одобрены все экспедиционные и исследовательские работы в Хибинских горах, проводившиеся в течение целого десятилетия.
В то время, когда еще только намечались контуры грандиозной хибинской проблемы, Сергей Миронович Киров первый раз выехал с комиссией в Хибины. Это было 28 декабря 1929 года.
В полярную ночь, в новогоднюю пургу С. М. Киров приехал на станцию Апатиты, которая состояла тогда из 4–5 допотопных, полуразрушенных, занесенных снегом вагонов. Оттуда он проехал в Кукисвумчоррский поселок разведчиков, где и остановился в тесном маленьком бараке № 1 (теперь знаменитый «Домик Кирова»). Насколько это было возможно в пургу, он осмотрел и само месторождение и место будущего рудника и поселка, ознакомился с результатами разведок и вполне убедился в огромном значении этого дела. На состоявшемся здесь же совещании (31 декабря) было принято решение об организации рудника, горнохимической промышленности и строительства города.
Станция Апатиты в 1930 г.
Как рассказывают его спутники, поднимаясь на Апатитовую гору, он сказал: «Гора крутая, как наука; посмотреть со стороны — не взять, а осмелеешь, подойдешь ближе да начнешь забираться — то в одном, то в другом месте и сыщешь тропинку».
Из этой поездки С. М. Киров вернулся убежденным сторонником нового дела и горячим борцом за него.
В начале 1932 года он говорил: «Во второй пятилетке мы докажем, что нет такого места на земле, которое нельзя было бы поставить на службу социализму».
Второй раз С. М. Киров был в Хибинах в 1932 году — 8 июня, в период весенней распутицы, когда еще не сошел снег.
Он приехал рано утром и поехал на рудник, где поднялся на уступ 599-го метра и осмотрел забои.
Вернувшись в город, он осмотрел обогатительную фабрику, центральную лабораторию, техникум; детально ознакомился со всей жизнью города, с горкомом и горсоветом, общежитиями и столовыми. Затем Киров проехал на станцию Апатиты, где с увлечением всю ночь расспрашивал о первых достижениях полярного совхоза «Индустрия». Он собирался проехать и на Горную станцию Академии наук, но помешала весенняя распутица. Плохое состояние дорог произвело на Сергея Мироновича большое впечатление; он неоднократно вспоминал об этом и упорно подчеркивал необходимость улучшения дорожного дела на Кольском полуострове.
Уезжая, он сказал: «Нужно Хибиногорск сделать сытым, веселым, чистым и культурным».
Имя Сергея Мироновича Кирова было и всегда будет на устах всех тех, кто принимал участие в завоевании апатита.
И вот с 1930 года начался третий период.
За первые три года вместо безмолвной тайги прошлого с ее пенящимися водопадами и труднопроходимыми трясинами выросли город Хибиногорск, железнодорожная станция, рудники, были проложены хорошие шоссейные дороги.
Со сказочной быстротой были хозяйственно освоены самые центральные части Кольского полуострова, а изучение производительных сил края сделало огромный скачок вперед. И за каждым шагом этих успехов следил С. М. Киров, то спрашивая по телефону о последних достижениях поисковых партий, то изучая отчеты исследовательских институтов.
Мурманские богатства поражали своей неиссякаемостью и многогранностью. В сочетании с неисчерпаемым запасом гидроэнергии они открывали грандиозные перспективы для электрометаллургии и электрохимии. Промышленные возможности здесь поистине безграничны!
Теперь академические отряды уже смогла развернуть свои работы в новых масштабах и темпах, а к отрядам Академии наук присоединились отряды многих десятков других научных учреждений Советского Союза.
В дальнейшие годы одно открытие сменялось другим в быстром темпе, как в кинематографе. Не успевал химик-аналитик за открытиями геологов и геохимиков, не успевали технолог и обогатитель за анализами химика, не успевал строитель в своем промышленном строительстве.
Кроме апатита и нефелина, были открыты руды молибдена, редких земель, тория, ванадия, циркония, титана и многих других. Старые чисто минералогические схемы описательных работ ожили в свете новых промышленных проблем и явились основою поисковой и разведочной деятельности.
Затем начались новые открытия за пределами Хибинского массива. Академические отряды проникли на запад от озера Имандра — и результатом этих тяжелых работ было открытие Мончи — второго в мире медно-никелевого центра.
Там же, западнее озера Имандра, отряды Ленинградского геологоразведочного управления выявили грандиозные месторождения железистых кварцитов. Дальше следовало открытие месторождений магнетита, слюды, кианита, известняков и т. д.
Сырье, энергия и труд человека — таковы те три силы, которые объединяются в этом новом полярном центре промышленности. И не боязнь затруднений, а их предвидение, не затушевывание трудностей, а их заострение, не откладывание неудавшихся задач, а упорное доведение их до конца — вот те лозунги, которые были положены в основу нового строительства.
В 1930 году приблизительно через каждые два-три месяца я посещал Хибины, сначала зимою при морозе в 30°, при только что поднявшемся, но уже ярком солнце; потом раннею весною, в середине июня, когда всюду еще были глубокие сугробы снега, но уже шумели бурные реки и просыпались почки на деревьях; затем в знойное лето, настоящее полярное лето с незаходящим солнцем; и, наконец, осенью, в дни сентябрьской непогоды, с метелями, холодными туманами и дикими порывами ветра.
Я мог, таким образом, видеть, как постепенно росло и расширялось хозяйственное строительство, как через два-три месяца делались неузнаваемыми старые участки лесов и болот, как за неделю прокладывались новые автомобильные дороги и вырастал один барак за другим.
Сначала сотни рабочих, потом тысячи, а к концу даже десятки тысяч… На стройку мобилизованы все поколения. Увеличенный рабочий день введен самими же трудящимися в борьбе за темпы, за подготовку к зиме, за использование прекрасного жаркого лета.
Не без затруднения стала врезаться в горы железнодорожная ветка от станции Белой, переименованной в Апатиты.
Здесь — непрерывно приходят и уходят поезда; то со стандартными домами, с лесными материалами, то обратные маршруты, груженные зелеными глыбами апатита — в Мурманск, в Одессу, Константиновку, Горький.
На 14-м километре, при входе в горы, намечается постройка первой станции — Титан; здесь нагромождены целые горы грузов, заброшенных сюда еще в зимнее время; здесь же, среди вырубленного леса, возник первый поселок.
Далее дорога, продолжая подниматься, приближается к глубокому ущелью реки Белой, и идет сначала над самою водой, затем по глубокой трещине пересекает песчано-галечную морену и выходит на простор озера Большой Вудъявр.
Здесь уже совершенно новая картина. Еще в мае 1929 года мы ходили на лыжах по горе, выискивая места для новых фабрик и электрических станций. Сейчас здесь кипит бурная жизнь, так как здесь центр всего управления, всей жизни, центр обогатительных фабрик — город Хибиногорск, главная станция железной дороги.
У самой воды уже возвышается здание напорной башни и электростанция, предназначенная для временного освещения и энергоснабжения всех рудников и городка до 1932 года, когда будет дан первый ток с верхней гидростанции на реке Ниве.
Уступами по склону горы возводятся здания первого звена обогатительной фабрики, — около 1000 тонн сырого апатита будет ежедневно подниматься на верхнюю железнодорожную линию, чтобы поступать сначала в большие дробилки и бункера. Затем мелко измельченная руда пойдет в особые чаны флотации, где замешенная и взболтанная в воде с добавлением некоторых веществ (олеиновой кислоты и жидкого стекла), она даст массу, из которой отделится апатит и почти в чистом виде всплывет наверх вместе с пеною, в то время как нефелин и другие составные части осядут на дно.
Если апатит представляет уже готовый и ценный продукт — апатитовый концентрат — для минеральных удобрений, то вторая часть, так называемые «хвосты», в будущем пойдет на дальнейшее разделение. В первые же годы, до постройки новых обогатительных установок, она будет использоваться в керамике и для удобрения северных почв.
Обогатительная фабрика в г. Кировске.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путешествия за камнем"
Книги похожие на "Путешествия за камнем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ферсман - Путешествия за камнем"
Отзывы читателей о книге "Путешествия за камнем", комментарии и мнения людей о произведении.