Эвальд Ильенков - Философия и культура
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия и культура"
Описание и краткое содержание "Философия и культура" читать бесплатно онлайн.
Каков человек, такова и его философия — это глубочайшее фихтевское положение особенно применимо к советскому философу Эвальду Васильевичу Ильенкову, доказавшему, что даже слепые и глухие от рождения могут со временем стать полноценными членами общества при надлежащем методе воспитания и обучения. Куда нас тащат Ильенков и Коровиков! — обвинительно заявил декан философского факультета МГУ на заседании ученого совета в 1955 году, — Они тащат нас в область мышления. Не бойтесь! Вас туда не затащищь! — молниеносно отреагировал зал. Это пример помогает понять, почему почему почти все наиболее яркие философские работы Ильенкова, едва попадая в орбиту философских споров и научных дискуссий, становились предметом тенденциозной критики, которая переносилась им весьма и весьма болезненно. Проблемы человеческого мышления, сущности творческой деятельности человека — предмет размышлений Ильенкова (1924–1979). Его работы отличают эрудиция, глубина и смелость мысли, нестандартность решений, самостоятельность в поисках ответов на мировоззренческие проблемы и блестящий литературный стиль. В силу обстоятельств прошлых лет многим его трудам был закрыт путь к широкой читающей и мыслящей аудитории. Книга рассчитана на всех интересующихся философией
Фейербах и противополагает этому — «иудейскому» — принципу отношения к природе античное, «теоретическое», «истинно-человеческое» отношение к природе как «созерцание природы», для которого природа «является прекрасным объектом», «имеющим цель своего существования о ней самой»
Фейербах, таким образом, противополагая «греков» и «иудеев», противополагает созерцание природы как объекта, абсолютно независимого от целей человека, — созерцанию природы как средства и продукта человеческой деятельности.
Эти рассуждения Фейербаха прямо и имеет в виду Маркс. Фейербаха он и упрекает (как и в ряде других мест) в том, что тот не знает действительной, человеческой, практики, а знает ее только в том виде, в каком она преломлена в религии, и именно в христианской религии.
«Иудейство» для Фейербаха есть «мирское христианство», как и наоборот, «христианство — духовное иудейство» (глава 13 «Сущности христианства»).
Суть его (христианства) он и выясняет в ходе анализа Ветхого завета, Библии. Автор Библии (а вовсе не торгаш) для него олицетворяет точку зрения, противоположную точке зрения науки, «теоретической деятельности».
Основная мысль, ради которой Фейербах вообще противопоставляет «греков» и «иудеев», следующая:
«Природа противоречит Библии, Библия противоречит природе! Бог природы наделяет льва силой и органами, годными для того, чтобы поддержать его жизнь, а в случае необходимости задушить и сожрать человека. Бог Библии освобождает человека из пасти льва… При этом противоположении религиозного, или библейского, и естественного промысла автор особенно имел в виду плоскую, ограниченную теологию английских естествоиспытателей».
Далее идут рассуждения о том, что человек есть «цель творения», и о том, как этот принцип понимается в Библии (т. е. «иудеями»), рассуждения об отношении цели человеческой деятельности — и природы как таковой, о природе как средстве — но природе «самой по себе». То и другое метафизически противопоставляется. Речь все время идет о большой философской проблеме: целесообразная субъективная деятельность — объект — созерцание.
Ваша же редакция насчет «торгашества» рвет всю связь «Тезисов о Фейербахе» с этой проблемой и с рассуждениями Фейербаха по ее поводу.
Обессмысливается и позиция Фейербаха, и позиция Маркса в важнейшем, принципиальном пункте.
Примечания
1
ГегельГ.В.Ф. Сочинения, т. VII. Москва — Ленинград, 1934, с. 17–18.
2
ГегельГ.В.Ф. Работы разных лет, т. 1–2. Москва, 1971, т. 2, с. 224.
3
Кант И. Критика чистого разума. Петроград, 1915, с. 117.
4
Там же [курсив мой — Э.И.]
4
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 3, с. 3
1
Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Москва, 1959, т. 4, с. 15.
2
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 30, с. 517–518.
3
Кант И. Критика чистого разума, с. 419.
4
Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 42, с. 290.
1
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 26, ч. I, с. 23.
2
Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Москва, 1929, т. 1, с. 18.
3
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 20, с. 581.
4
Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Москва, 1933. т. II/VII, с. 35.
5
nbsp;См. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 20, с. 537‑538 (курсив авт.).
6
Там же, с. 537.
7
См. об этом выше.
8
Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Москва, 1932, т. 9, с. 225.
9
Там же, т. 10, с. 216.
10
nbsp;См.: Платон. Софист. 23ОД /Платон. Сочинения, т. V (пер. Карпова, 1879, с. 505).
11
См.: ГегельГ.В.Ф. Сочинения, т. 9, с. 147.
12
См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 29, с. 314.
13
ГегельГ.В.Ф. Сочинения, т. X, с. 312.
14
Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 29, с. 327.
15
Здесь буквально — словесная.
16
Там же, с. 326.
17
nbsp;Правда, и тут вопрос, возникающий перед Секстом: «А имеют ли животные разум?»
3
«Мавр сделал свое дело…» — Ф. Шиллер. Заговор Фиеско в Генуе. Действие 3, явление 4.
1
Кант И. Сочинения. Москва, 1964, т. 3, с. 258.
2
Кант И. Критика чистого разума. Петроград, 1915, с. 143–144.
3
Там же, с. 171.
4
Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Москва, 1971, т. 2, с. 539.
5
Там же, с. 540 (курсив мой. — Э.И.).
6
Розенталь М.М. Учение Гегеля о диалектических противоречиях и марксизм /Вопросы философии, 8, 1974, с. 49‑50 (курсив мой. — Э.И.).
7
Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Москва, 1937, т. 5, с. 28.
8
Розенталь М.М. Учение Гегеля о диалектических противоречиях и марксизм, с. 52.
9
См.: Еще раз о диалектике и принципе логической противоречивости /Студия филозофичие, 1, 1957.
1
Как его зародыш.
2
Подавить, задушить зло в зародыше.
3
(Уже) в зародыше заботиться о добре.
4
Всемирная история как всемирный суд.
5
Обидное, оскорбительное слово.
6
Ярлык, посредством которого для иных людей открывается возможность пристыдить наше социалистическое государство и партию.
7
— от себя самого отчужденный дух.
8
— отчужденная действительность духа.
9
— земное воплощение.
10
— внешняя.
11
— опредмечивание, внешнее осуществление.
12
«Когда, например, он (Гегель) рассматривает богатство, государственную власть и т. д. как сущности, отчуждённые от человеческой сущности, то он берет их только в их мысленной форме… Поэтому вся история отчуждения и всё устранение отчуждения есть не что иное, как история производства абстрактного, т. е. абсолютного мышления… Отчуждение, образующее собственный интерес этого отчуждения… представляет собой… противоположность между абстрактным мышлением и чувственной действительностью, или действительной чувственностью, в пределах самой мысли» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 156‑157).
13
— через запятую.
14
— плата за труд, или заработная плата.
15
«Отчуждение рабочего в его продукте имеет не только то значение, что его труд становится предметом, приобретает внешнее существование, но еще и то значение, что его труд существует вне его, независимо от него, как нечто чужое для него, и что этот труд становится противостоящей ему самостоятельной силой» (там же, т. 42, с. 88‑89).
16
— отчуждение рабочего.
17
— частной собственности.
18
«…Если я просто отчуждаю мою частную собственность по отношению к себе, то я полагаю ее только в качестве отчужденной вещи вообще, я снимаю лишь мое личное отношение к ней, я возвращаю ее во власть стихийных сил природы» (там же, с. 26).
19
«Общественная связь, или общественное отношение, обоих частных собственников оказывается, следовательно, взаимным отчуждением частной собственности, отношением отчуждения с обеих сторон, или отчуждением как отношением обоих частных собственников, в то время как в простой частной собственности отчуждение было еще только односторонним, еще только по отношению к себе… Благодаря взаимному отчуждению частной собственности сама частная собственность приобретает определение отчужденной частной собственности» (там же, с. 26).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия и культура"
Книги похожие на "Философия и культура" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эвальд Ильенков - Философия и культура"
Отзывы читателей о книге "Философия и культура", комментарии и мнения людей о произведении.